- Наталья Томашевна, на ваш взгляд, как представителя университета, распределение – это плохо или хорошо?
- На мой взгляд, распределение – это хорошо. Во-первых, выпускникам гарантируется первое рабочее место, что снимает проблемы самостоятельного поиска работы. Наша республика сегодня единственная на постсоветском пространстве (не говоря уже о дальнем зарубежье), которая гарантирует работу после окончания вуза. Общаясь с коллегами из других стран, мы видим, насколько остро стоит вопрос о поиске первого рабочего места для выпускников вуза. Практически ни один наниматель не желает принимать на работу человека без опыта и тратить время на его практическое обучение. Поэтому учебные заведения вынуждены создавать специализированные службы по содействию трудоустройству выпускников. Во-вторых, государство затрачивает средства на подготовку тех специалистов, которые необходимы в различных отраслях народного хозяйства страны, и соответственно целесообразно, чтобы выпускник, обучавшийся за счет средств республиканского бюджета, отработал указанный по распределению срок именно там, где более всего в нем нуждаются государство и общество. Кроме того, при поступлении в вуз абитуриент имеет право выбора: обучаться на бюджете или за счет собственных средств. И зная, что после завершения обучения они будут подлежать распределению, многие все же участвуют в конкурсе на бюджетные места.
КСТАТИ |
Многие выпускники думают, что у них нет никакой возможности в период обязательного срока отработки сменить место работы. Это заблуждение. Можно при определенных условиях и перераспределиться, и получить право на самостоятельное трудоустройство. Кроме этого, для получения образования более высокой ступени (в дневной бюджетной форме) либо в случае призыва на воинскую службу выпускники к работе по распределению не приступают. |
Как это происходит
- По какой схеме происходит распределение?
- Схема распределения четко представлена в нормативной правовой базе. Процесс распределения регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании и постановлением Совета министров Республики Беларусь от 22.06.2011 г. №821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих». Ежегодно создаются комиссии по персональному распределению, которые непосредственно занимаются предварительным, а затем основным распределением. До этого вуз на протяжении всего года проводит комплекс мероприятий, предшествующих распределению. Организует ярмарки вакансий, проводит переговоры с основными заказчиками кадров, получает и обобщает заявки предприятий, учреждений и организаций республики, осуществляет разъяснительную работу среди выпускников о правах, обязанностях и гарантиях для молодых специалистов. Распределение не завершается выдачей направления на работу. После прибытия выпускников к местам трудоустройства вуз анализирует итоги распределения. Далее при необходимости комиссии занимаются вопросами перераспределения молодых специалистов.
Выбор места
- Что учитывается при распределении выпускника?
- При распределении выпускников учитываются определенные условия. Преимущественное право на удовлетворение своей потребности в специалистах имеют организации – заказчики кадров, подавшие заявки на подготовку и заключившие договоры о взаимодействии. Затем распределение осуществляется по письменным запросам организаций. Также для студентов, обучавшихся по педагогическим специальностям, при направлении на работу учитываются заявки областных, городских и районных отделов образования.
Право выбора первого рабочего места имеют выпускники, включенные в банк данных одаренной и талантливой молодежи. При распределении также учитываются: результаты успеваемости; участие в научно-исследовательской, общественной работе; места прохождения производственной и преддипломной практики; состояние здоровья, семейное положение и место жительства семьи. Конечно же, комиссии стараются учесть и интересы самих выпускников. Имеются категории выпускников, которым первое рабочее место предоставляется с учетом определенных обстоятельств. Например, инвалидам в возрасте до восемнадцати лет и инвалидам I или II группы предоставляется место работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) либо, с их согласия, иное имеющееся в наличии место работы; лицам, имеющим одного из родителей, или мужа (жену)-инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства этих родителя, мужа (жены), ребенка-инвалида; лицам, имеющим медицинские противопоказания к работе по полученной специальности и присвоенной квалификации, место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья; беременным женщинам, матерям (отцам), имеющим ребенка в возрасте до трех лет на дату принятия решения о распределении, место работы предоставляется по их желанию, и при наличии возможности, по их месту жительства. Перечень всех категорий указан в пункте 6 статьи 83 Кодекса РБ об образовании. Также в Кодексе обозначены категории выпускников, имеющих право на самостоятельное трудоустройство.
ЦИФРЫ |
Из полутора тысяч студентов выпускных курсов БГУ, которые подлежат распределению, 98% обеспечиваются первым рабочим местом, около 2% имеют право на самостоятельное трудоустройство в соответствии со льготами, предоставляемыми законодательством. И лишь 2-3 человека не распределяются в связи отсутствием мест. |
Кто недоволен
- Почему выпускники не горят желанием отрабатывать потраченные на них государственные деньги?
- Наверное, основная проблема связана с желанием наших выпускников получить от места трудоустройства все и сразу: и высокую зарплату, и интересную работу, и прочие привилегии. К сожалению, такое случается очень редко. Но следует подчеркнуть, что так было всегда. В СССР распределялись все. И выпускника могли направить куда угодно. Никто не ставил вопроса зарплаты и условий проживания. Уезжали, трудились, создавали семьи, оставались или возвращались. Да, сегодня другое время. Но и заинтересованные стороны - вузы и наниматели - стараются, чтобы выпускник был удовлетворен своей работой. Так, например, государством установлены меры социальной поддержки молодых специалистов. Вот лишь некоторые: повышение тарифной ставки (оклада) на 50 процентов молодым специалистам с высшим образованием, включенным в банк данных одаренной и талантливой молодежи и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета; повышение на 10% должностных окладов молодых специалистов – выпускников БГУ, завершивших обучение с отличием и присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра и работающих по распределению в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в первые 5 лет работы. Кроме этого, многие наниматели дополнительно определяют специальные меры в своих локальных нормативных правовых актах либо в трудовых договорах (контрактах) самих работников.
Как правило, выражают недовольство те, чьи пожелания о трудоустройстве не были удовлетворены. Не думаем, что, если бы им пришлось подыскивать рабочие места самостоятельно, они были бы полностью всем удовлетворены. Исследование рынка труда говорит об обратном. Возможно, многие из них искали бы работу через центры занятости или пошли бы работать не по специальности.
И еще стоит отметить желание почти всех выпускников, которые учились в Минске, остаться работать в столице. Многие из них считают, что если бы они самостоятельно трудоустраивались, то у них было бы больше шансов найти работу здесь. А как быть с регионами? Ведь не все региональные вузы могут обеспечить специалистами всех квалификаций свои регионы.
- Может ли трудоустроиться по распределению выпускник, получивший образование за собственные средства?
- Безусловно, любой выпускник, обучавшийся за собственные средства, может быть распределен. Оставшиеся свободными заявки предлагаются платникам. Также они имеют право обратиться в комиссию с просьбой оказать содействие в поиске первого рабочего места. Некоторые выпускники, работающие у нанимателей либо проходившие практику, приносят заявки этих организаций, и их туда распределяют. Ежегодно в БГУ порядка 20 человек получают направление на работу и статус молодого специалиста.
Анастасия ГОРОШКО
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть