1523

Траектория на всю жизнь. Какие специалисты сегодня ценны?

Студенты проходят онлайн-курсы в библиотеке университета.
Студенты проходят онлайн-курсы в библиотеке университета. АиФ-Россия

На прошлой неделе в Москве прошёл Московский международный салон образования. В 75-м павильоне ВДНХ, где были представлены новые образовательные технологии и интеллектуальные решения, замминистра науки и высшего образования России Марина Боровская рассказала о новациях, возникающих на пути к экономике знаний. 

Сопряжённость стандартов

Марина Набатникова, АиФ.ru: Марина Александровна, нынешнее время мы называем переходным к экономике знаний. Какая роль должна отводиться профессиональному образованию?

Марина Боровская: Сегодня речь идёт о реализации междисциплинарного подхода в высшем образовании — может быть, уже не о профессии как таковой, а формировании более широкого набора компетенций специалиста. Например, журналист — что ему необходимо сейчас? Ему нужно уметь работать с информационными системами, уметь проверять и обрабатывать полученные данные. Это тоже его профессия. Так трансформируются требования к профессиональным навыкам. 

Система образования находится в постоянном поиске модели подготовки обучающегося: будет ли это простая профессиональная модель или образование по широкому спектру, которое позволит встроиться в любую деятельность в рамках выбранного направления?

В стране формируются требования к профессиональным стандартам, роль которых в экономике знаний очень велика, по каждой профессии, по каждому направлению работы. С учётом актуальных требований были изменены образовательные стандарты, определяющие те знания, навыки, компетенции, которые необходимы выпускникам университетов, чтобы соответствовать квалификационным требованиям на рынке труда. 

Эта сопряжённость заставляет нас по-новому выстраивать образовательный процесс — с ориентацией на секторы, подготовку специалистов для которых мы ведём. Например, крупные индустриальные компании или малый и средний бизнес. В каждом случае пытаемся в образовательной системе отреагировать на запросы работодателей будущих выпускников. 

Почему опасно сужать образование?

Занятие с профессором И. Абрикосовым в аудитории.
Занятие с профессором И. Абрикосовым в аудитории. Фото: НИТУ МИСиС

— Как совместить конкретные запросы работодателей с академическим подходом, характерным для нашего образования?

— Условия технологического прорыва заставляют нас понимать: серьёзно сужать образование до конкретных профессиональных навыков опасно, потому что тренды меняются, задачи меняются, интересы самого выпускника меняются. 

Какое-то время мы наблюдаем, как же трудоустраиваются после университета молодые люди. И видим, что именно многомерность и междисциплинарность полученного образования дают им возможность найти себя в меняющемся мире. 

Этот подход, как мне кажется, является той уникальной особенностью российского образования, которая по-прежнему делает нас конкурентоспособными в мире, привлекает интерес к выпускникам российских университетов. 

Кстати, этим, наверное, объясняется ещё одна особенность российских специалистов — их погружение в модель непрерывного образования на протяжении всей жизни. Может быть, это не всегда институционально оформлено, но совершенствуется наш человек всегда — он стремится получать новую информацию, умеет работать с банками данных, может анализировать и систематизировать большие объёмы информации, структурировать полученные данные... Это всё — навыки, которые закладываются в системе высшей школы. 

— Какие новые образовательные инструменты сегодня используются?

— Переход на новый технологический уклад заставляет нас искать новые образовательные инструменты. Здесь, на стендах Московского международного салона образования, мы видим, например, что одним из таких действенных инструментов стала визуализация. Если молодой человек использует её, у него степень освоения знаний серьёзно повышается. Она даёт возможность, к примеру, «спуститься» на дно Байкала, посмотреть, какова структура его дна, какие толщи воды, увидеть природу вокруг озера — за счёт использования визуализации процент остаточных знаний  серьёзно повышается. 

Не менее важно, чтобы студенты освоили и технологии верификации. Ведь сейчас доступно огромное количество информации, цифровой мир ускоряет информационный обмен, и наша задача — научить молодых людей отсеивать знания, оценивать качество и достоверность информации и отбирать важную из информационного шума. 

Скорость освоения знаний

— Мы говорим всё больше о студентах. Но ведь есть ещё и преподаватели, которых эти процессы также касаются.

— Конечно. Непрерывность образования стала важной частью и преподавательской профессии, владение современными инструментами верификации и обработки информации — тоже. Кроме того, для преподавателя важно желание и умение научить молодых людей не бояться тестирования и проверки своих знаний. А для этого необходимо, чтобы педагоги умели тестировать себя самих и регулярно проверяли свои собственные знания. Это полиметрический уровень: если не хочешь отстать от времени, ты должен понимать, насколько ты соответствуешь ему. 

Знаете, какое-то время назад нам казалось, что такие тесты нас дискредитируют. Но появление цифрового портфолио, а затем — инструментов анализа «цифрового следа» обучающихся, заставило понять, что это вовсе неплохо. Эти нововведения позволяют увидеть не только, какими знаниями обладает конкретный человек, но и прогресс обучения. То есть вы один раз прослушали видеоурок, поработали с заданиями — и видно, что еле-еле освоили 10%. Но позанимавшись 2 дня, освоили уже на 95% — это хороший результат. 

— То есть важна скорость освоения знания? 

— Да. И мне кажется, это принципиально меняет подходы к образованию — скорость освоения и умение менять, дополнять, уточнять свои знания. 

Онлайн-курсы по линейке

На стенде «СЦОС в РФ» на ММСО-2019.
На стенде «СЦОС в РФ» на ММСО-2019. Фото: НИТУ МИСиС

— Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» («СЦОС в РФ») ставит задачу к 2020 году создать 3,5 тысячи онлайн-курсов. Как простому студенту не потеряться в таком многообразии? 

— Все новации, которые привносит в образование цифровая среда, в большей степени ориентированы на возможность выстраивать индивидуальные траектории обучения. 

Построение индивидуального образовательного трека — дело очень важное. Каждый человек должен осознать, что он хотел бы извлечь из всего многообразия возможностей. Мне кажется, наличие такого большого массива онлайн-курсов заставляет начать выстраивать свое профессиональное будущее. Ведь, чтобы выбрать нужную программу обучения, необходимо понимать, что желательно получить на выходе. 

Кстати, и процесс освоения онлайн-курсов идет иначе: молодой человек может предварительно ознакомиться с каким-то из них, оценить его важность, но почувствовать, что это не очень про него. В науке отрицательный результат — это тоже результат, и здесь так же. 

Двухуровневая система образования даёт возможность быть бакалавром по широкому кругу знаний, а в магистратуре сузить индивидуальную траекторию до конкретного направления и углубить свои знания. Так вот, нам бы хотелось, чтобы применение этих индивидуальных треков, выстраивание образовательной траектории давало бы возможность профессионально развиваться или даже при необходимости с минимальными потерями времени и сил поменять выбранное направление деятельности. Обширный массив онлайн-курсов проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» даёт такую возможность.

Навигация на портале online.edu.ru, где доступно уже более тысячи онлайн-курсов по множеству направлений подготовки, может выстраиваться по-разному: на основании интересов пользователя, исходя из требований индустриального партнёра портала, к которому молодой человек идёт работать, или по рекомендации университетского наставника-тьютора. 

Кстати, сегодня здесь, на форуме, вузы подписывают соглашение о сотрудничестве для развития современной цифровой образовательной среды. Это позволит, например, региональным университетам объявить абитуриентам, что, поступив к ним, они получат доступ к лекциям преподавателей Высшей школы экономики, НИТУ «МИСиС», МГУ им. Ломоносова, СПбГУ и других ведущих университетов страны. Мне кажется, это большое дело для университетов — объединение образовательных ресурсов. И думаю, что сегодняшнее соглашение даст им новые возможности расширить свои горизонты.

Индивидуальные треки

— Марина Александровна, вы не раз упомянули об индивидуальной траектории. Приоритетный проект «СЦОС в РФ» тоже ставит задачу дать возможность выстраивать её на протяжении всей жизни. Но готовы ли нынешние студенты и выпускники вузов к этому?

— Мы видим, что сейчас около 8% молодых людей, обучающихся в университетах, живо интересуются своей образовательной программой и стремятся сформировать индивидуальные треки. Наверное, это не очень большой процент. Но сам факт появления молодых людей, которые понимают, что мало поступить в вуз — надо ещё выстроить свое обучение в соответствии со своей профессиональной целью, дорогого стоит. 

И мне кажется, что сейчас число таких ребят начинает существенно расти — это происходит в том числе за счёт сетевых программ обучения и создания таких площадок, как портал online.edu.ru — где можно получить доступ к качественным онлайн-курсам. 

С другой стороны, мы понимаем, что университет здесь не может остаться в стороне, и такие же индивидуальные траектории необходимы и самому профессиональному сообществу вуза. Преподаватели тоже должны понимать, что их профстандарт требует новых знаний, новых компетенций и должен непрерывно совершенствоваться.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно