29157

Советская школа. Бренд или миф? Мнения экспертов

№ 38 от 17 сентября 2014 года 17/09/2014

Существует мнение, что советское образование славилось во всем мире, потому что выпускало учеников с разносторонними знаниями и мощной теоретической подготовкой. Было ли это реальностью или бравадой идеологии? «АиФ» собрал мнения экспертов.

Эта тема интересует не только экспертное сообщество. На форумах в Интернете бывшие выпускники активно вспоминают свои школьные годы, выделяя плюсы и минусы советского образования. Если обобщить высказывания, то люди о советском школьном проекте думают следующее:

ПЛЮСЫ – основательная теоретическая база, разносторонность и энциклопедичность знаний, высокая педагогическая культура учителей, школа давала не только образование, но и воспитание;

МИНУСЫ -  отсутствие понимания связи полученных знаний с повседневной жизнью, преобладание зубрежки над осмыслением,  атмосфера авторитаризма,  идеологизированность гуманитарных предметов, очень слабая подготовка по иностранным языкам, система не ориентировала на самостоятельный поиск знаний.

Естественно-научный профиль

38_07_02Физико-математическая подготовка в советской школе действительно была сильной. В этом сходятся и эксперты, и сами выпускники. К примеру, Жорес АЛФЕРОВ, нобелевский лауреат, выпускник минской СШ №42, приводил такие аргументы: «Когда мы первыми запустили спутник в 1957 году, Кеннеди сказал, что «русские выиграли не ракетами, а за школьной партой». В советской системе школьного образования в итоге победило серьёзное образование с очень мощной частью основных предметов: язык, литература, математика, физика, биология».

38_07_03«В послевоенные годы в СССР возникла космическая, поднялась оборонная промышленность. Все это не могло вырасти из ничего. Все основывалось на образовании. Поэтому можно утверждать, что наше образование было неплохим», - поддерживал мнение физика известный педагог-новатор Виктор ШАТАЛОВ, но причину успеха советского образования он видел несколько в ином: «Сила нашей школы состояла в том, что в науку шло огромное количество детей «от плуга и станка». Дороги были открыты любому. Но относительно высокий уровень нашего образования держался где-то до 60-70-х годов, затем начался «подрыв», - говорил педагог в одном из интервью.

38_07_04Белорусский ученый-физик Александр КУЛЬМИНСКИЙ (окончил школу в 1978 г.), сегодня - профессор вуза в США, убежден, что советская школа на практике была сильной: «Она давала разностороннее образование, развивая любознательность и приучая более широко смотреть на окружающий мир (конечно, при условии какого-то  интереса). Школа определенно помогла мне в становлении научной карьеры. Школьное образование позволило мне без всякой внешней поддержки поступить в университет, несмотря на то что я учился в обычной средней школе маленького городка». Сравнивая свое обучение с современным школьным образованием в США, ученый подчеркивает, что в американских школах ученик может сам выбрать уровень изучения предмета в соответствии со своими желаниями и возможностями, у него большой интерес к учебе, так как многое надо осваивать самостоятельно во внеурочное время. Это большой плюс, но этого не было в советской школе. В то же время в США, чтобы получить школьный аттестат, надо сдать тесты только по самостоятельно выбранным определенным предметам, что приводит к более узкому образованию», - рассказал «АиФ» эксперт.

Некоторые эксперты считают, что поток сильных математиков в советских школах – заслуга не только образования, но и политики страны по массовому вовлечению детей в шахматный спорт.

Гуманитарная составляющая

38_07_05Здесь все намного сложнее. Неоспорим тот факт, что преподавание истории и даже литературы было идеологизированным. В советской школе долгое время не изучали Платонова, Солженицына, Пастернака, Мандельштама и других, Кафку втихаря переписывали от руки, так как была одна книжка на весь город, в отличие от огромных тиражей произведений соцреализма.   Спасал только мощный пласт классической литературы. По мнению научного руководителя Института развития образования Высшей школы экономики РФ Исака ФРУМИНА, культурные каноны, основанные на русской литературной классике, вытягивали людей из болота идеологии.  Придать «четкое направление» пытались даже научным дисциплинам. Доктор исторических наук Михаил ГЕЛЛЕР в книге «Машина и винтики. История формирования советского человека» приводит такие цитаты из документов 1977 года: «Изучение цикла биологических дисциплин влечет за собой убеждение в отсутствии в природе божественного начала, помогает формированию твердой атеистической позиции». Понятно, что при таком положении вещей о навыках критического мышления – того, что сегодня считается необходимым в формировании образованного человека, - в советской школе речь не шла.

38_07_06- Если говорить об идеологии образования тогда и сейчас, то советская школа имела, конечно, более возвышенные цели, но одно дело теория, а другое - практика, - считает кандидат педагогических наук, доцент Светлана ШУМАН. -  Школа реализует цели, которые ставит перед ней государство. Сегодня это «добывание материального», в СССР целью (идеологией) было «формирование всесторонней, гармонично развитой личности».  К сожалению, ни тогда, ни сейчас учёные, преподаватели, школьные учителя не понимали и не понимают, как именно это делать. Современные учителя раздираемы противоречиями: то ли им формировать «дельца», «продавца», то ли Личность.  Но ведь экономику «делают» люди. И если мы хотим устранить проблемы, которые имеются в обществе, надо сформировать из каждого человека Личность».

Похоже, с последним у нас как были, так и остались проблемы.

38_07_01-1

 

ИЗ ИСТОРИИ

В 1918 году было принято «Положение о единой трудовой школе». Ликвидировались все «атрибуты старой школы»: экзамены, уроки, задания на дом, изучение латыни, ученическая форма. Управление школой передавалось в руки «школьного коллектива», в который входили все ученики и все школьные работники — от учителя до сторожа. Отменялось слово «учитель»: он стал «школьным работником» - «шкрабом». Непосредственное руководство осуществлялось «школьным советом», включающим всех «шкрабов», представителей учеников (с 12-летнего возраста), трудового населения и отдела народного образования. В 30-е годы все эксперименты в области методов и программ обучения были свернуты и объявлены «левацким уклоном», а автономия школы – «контрреволюционным проявлением».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно