7029

Образование онлайн. Почему никогда не поздно учиться и как делать это бесплатно?

№ 1 от 5 января 2016 года 05/01/2016

 

Сегодня мечта поучиться в престижном американском или европейском вузе, получить сертификат об окончании суперсовременного востребованного курса от мирового гуру в той или иной области становится намного ближе к реальности благодаря возможностям Интернета.

Сфера онлайн-образования предлагает разнообразные варианты для самообучения - причем людям любого возраста, достатка, сферы знаний. Почему никогда не поздно научиться чему-то новому и как сделать это бесплатно?

Инвестиции в себя

Известная фраза, что в кризисное время самой выгодной инвестицией станет вложение в собственное развитие, не теряет актуальности. Например, Александр Широков, который до начала 2014 года строил успешную карьеру менеджера среднего звена на одном из крупных предприятий, внезапно остался без работы. Долгие поиски нового места желаемого результата так и не дали, поэтому он решил зарегистрироваться на бирже труда и, пользуясь случаем, записаться на бесплатные курсы делового английского языка, которые ему там предложили. А заодно в свободное время пройти онлайн-курс на портале Coursera.

«Я остановился на том, чем давно интересовался «в фоновом режиме», - на фотографии. Специально выбрал курс на английском, чтобы практиковаться в языке. Пришлось почти каждый день смотреть лекции, выполнять практические домашние задания, делать курсовые проекты. Сначала было немного непривычно, но потом втянулся, стало интересно, и я совершенно забыл, что учусь удаленно, - настолько глубоко погружаешься в процесс, если тема тебе действительно интересна», - рассказывает о своем опыте Александр. По его словам, курс стоил вполне приемлемо, несравнимо меньше, чем любые качественные офлайн-курсы или школы фотографии. Александр уже подумывает стать фрилансером-фотографом, оставив в прошлом скучную офисную работу.

Глобально

Глобальный рынок онлайн-образования в последние годы был одним из наиболее динамично развивающихся. По прогнозу компании Docebo, в 2016-м объем мирового рынка превысит 50 млрд долларов, прибавляя по 20-30% в год. Образовательные онлайн-порталы в Рунете также растут, как грибы после дождя, привлекая инвесторов: за последние три года только российские проекты собрали различными способами, в том числе и краудфандингом, около 20 млн долларов, всего их в России уже более 50.

Coursera - мегаигрок на глобальном уровне. В онлайн-доступе там находятся более 1500 курсов от 140 ведущих вузов планеты. Стэнфорд, Йель, Принстон, Оксфорд, Калифорнийский технологический… Представлены вузы практически всех континентов. Поступить в эти учебные заведения крайне сложно, очень дорого, но стать онлайн-слушателем и «посещать» лекции авторитетных профессоров в Сети может каждый. Проект Coursera, кстати, создали три года назад два преподавателя информатики Стэнфордского университета Эндрю Ын и Дафна Коллер. За это время число пользователей превысило 16 млн человек, появился и активно развивается русскоязычный блок портала.

Стать онлайн-студентом и найти интересный курс на Coursera очень просто: регистрируетесь на портале, получаете доступ к личному кабинету, смотрите видеопрезентации, выбираете. В курсе указаны списки литературы, каждую неделю добавляются новые лекции, тесты и задания с дедлайнами. В финале - итоговый экзамен, эссе или тестирование. Стоимость курсов, как правило, в диапазоне 10-200 долларов, причем есть масса совершенно бесплатных программ.

Для всех

Бывший редактор-журналист, мама двоих детей Екатерина решила не терять времени в декретном отпуске и совместить приятное с полезным. «Мне нужно было привести себя в форму, и я начала изучать «матчасть». Мне приглянулся курс по спортивному питанию и веллнес-коучингу на американском образовательном портале Edx.org. В процессе я многое почерпнула для себя и в результате совершенно неожиданно пришла к осознанному решению, что больше не хочу заниматься журналистикой, а хочу помогать людям выстраивать подходящие им системы питания и продумывать фитнес-планы, чтобы достичь индивидуальных результатов. Получив официальный диплом по окончанию онлайн-курса, я набралась смелости и в итоге смогла организовать свое дело. Теперь я сертифицированный веллнес-коуч, у меня уже немало клиентов», - рассказывает свою историю Екатерина.

В основном онлайн-порталы рассчитаны на взрослых людей, однако есть программы для разных возрастов, в том числе и для школьников. Например, портал Udacity, который создал Себастьян Трун, выходец из Google. Направленность курсов здесь ближе к точным наукам, чем к гуманитарным дисциплинам: искусственный интеллект, стартапинг, языки программирования, инженерное дело, экономика и т.д. Udacity напрямую сотрудничает с корпорациями - Google, NVIDIA, Microsoft, Autodesk, предлагая онлайн-курсы, которые не всегда доступны в классических университетах.

Все всерьез

На «почве» Рунета в последние несколько лет выросли довольно крупные образовательные проекты, предлагающие в том числе и бесплатный контент. Так, крупнейший российский интернет-университет с возможностью получения высшего и второго высшего образования, а также профессиональной переподготовки и повышения квалификации, - «Интуит». Полноценное обучение там платное, но на портале в открытом доступе выложены более 500 курсов по различным областям информатики, физики, математики, экономики и философии. На страницах «Универсариума» можно найти также собрания образовательных курсов (видеолекции, групповые работы, аттестации и т.д.) преподавателей многих российских университетов и научных центров. Набирает популярность и «Лекториум» - тоже «сток» множества различных лекций на русском языке на самые разные темы.

Одна из главных проблем пользователей Рунета - стереотипное представление, что «заочка», а тем более удаленный ее вариант, - это несерьезно. И к тому же у многих нет привычки постоянно учиться чему-то новому. Люди оканчивают школу и институт и забывают о лекциях, семинарах и экзаменах, как о страшном сне. Согласно опросам около 90% пользователей Рунета вообще не знают о существовании дистанционных курсов в Сети. Многие понимают, что учиться всегда есть чему и зачем, но постоянно находят оправдания, из которых самое популярное - «нет времени». В результате маркетинг образовательных компаний нацелен не столько на продвижение своих услуг, сколько на борьбу с этими «оправданиями». По словам генерального директора «Нетология-групп» Максима Спиридонова, пользователям важно объяснить, что развивать себя надо систематически — инвестировать в это время и деньги. Учеба позволяет естественным образом повышать свою ценность на рынке, расти в карьере и в жизни.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно