89

Неученья тьма. Какое будущее в образовании нас ожидает - мнение

"Аргументы и факты" в Беларуси № 35. Погода в доме. Как дешевле обогреть дом и дачу 02/09/2025

«Если во главу угла ставить хотелки ребёнка, то школы не будет. А ещё через два поколения не будет вообще ничего – ни промышленности, ни армии, ни страны», – считает известный популяризатор математики, доктор физико-математических наук Алексей САВВАТЕЕВ.

Ко Дню знаний «АиФ» поговорил с ним о перспективах образования и о том, какое будущее нас ждёт, если решать задачи за детей будут роботы.

ХОТЕЛКИ ПРОТИВ ЦЕЛЕЙ

– Алексей Владимирович, дети часто спрашивают: зачем в школе дают такую прорву знаний, которая в реальной жизни им не пригодится? Мол, если человек уже решил стать айтишником, то надо ли ему зубрить биологию, химию или географию?

– В прежние времена даже такая постановка вопроса была немыслимой. Если бы ребёнок пришёл в дореволюционную гимназию и спросил: «Зачем мне всё это учить?» – ему бы просто хорошенько всыпали розгами. Никто бы не стал слушать такое нытьё. Потому что если во главу угла ставить хотелки ребёнка, то школы не будет. А ещё через два поколения не будет вообще ничего – ни промышленности, ни армии, ни страны. Будет полная деградация. Разумеется, большинство детей сами по себе не захотят учиться. Тем более сейчас, когда вокруг столько доступных им соблазнов, развлечений. Это всё равно что предложить ребёнку на выбор конфеты, стакан сладкой газировки и, допустим, овощной салат. Конечно, он выберет сладкое. И будет выбирать его до тех пор, пока не умрёт от диабета. Вот почему взрослые добиваются, чтобы он ел и здоровую пищу… Так и со знаниями. Детей, мотивированных на учёбу, может быть, всего 1%. Но есть цели страны, и есть цели ещё не осознающего свои истинные потребности маленького человека, которого какие-то «добрые» взрослые порой зачем-то возводят в ранг божества. Речь не только о родителях – сейчас даже конференции проводят на тему «Образование глазами детей». На мой взгляд, нельзя воспринимать ребёнка как клиента, который «всегда прав» и которого учителя, как обслуживающий персонал, должны всячески удовлетворять.

– Можно ли увеличить процент стремящихся к знаниям детей, не прибегая к «розгам»?

- Это пытаются делать с помощью так называемых мотивационных и просветительских мероприятий. Привозят, допустим, 500 детей на научно-образовательный фестиваль, там перед ними кто-нибудь выступает (меня, например, часто зовут). И кто-то из этих ребят, послушав, подумает: может, и правда, стоит отложить смартфон и поразбираться в математике или физике. Или даже пойти на дополнительные занятия. Проблема в том, что сколько ни проводи таких мероприятий, спрос на образование тем самым сильно не поднимем. Даже если участвовать в них будет значительное количество школьников, замотивированными в итоге окажутся единицы.

На мой взгляд, в 1980-1990-е годы у нас укоренилась ложная догма о том, что ребенок сам может решить, чему он будет учиться, выбрать себе «индивидуальную образовательную траекторию». Это неправильно. Также важно очень продуманно внедрять цифровизацию и уж точно ограничить бездумную цифровизацию и внедрение искусственного интеллекта там, где он только вредит. Перестать давать детям «мягкие навыки» вместо твёрдых знаний и предлагать «проектную деятельность» вместо нормального изучения предметов – всё это только плодит самоуверенных неучей.

НАЧИНАТЬ ВКЛЮЧАТЬ ГОЛОВУ

- Дети поголовно учатся пользоваться искусственным интеллектом. Удобно: робот за тебя решит любое уравнение, за секунды напишет сочинение, подготовит презентацию. Зачем мозги напрягать…

– И это ужасно! Учителя уже бьют тревогу: у детей аналитический аппарат ещё не сформирован, они берут на веру всё, что им выдаёт искусственный интеллект. В качестве выполненной «домашки» они могут принести дикие результаты от ИИ вроде «человек шёл со скоростью 156 км/ч», и их это не смущает. Мыслительный процесс у детей атрофируется, красота поиска решений им не открывается. Искусственный интеллект неспособен дать ученику то, чего нет у него самого: мышления и эмоций. Он может только создать шаблон и научить действовать по шаблону. А это лишает человека творческого начала. Не говоря уже о том, что искусственный интеллект не тренирует волю ребёнка. Вот почему специалисты призывают до определённого возраста ограничивать применение таких программных продуктов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно