1529

Немтыри за партами. Почему устарел способ учить писать по прописям?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 17. Читайте на здоровье! 27/04/2021

70% педагогов уверены: до школы надо успеть подготовить ребёнка по максимуму. Но это противоречит научным данным.

Обучающий ресурс мозга в дошкольном возрасте только растёт и достигает максимума к 20–25 годам. Что ещё не так с обучением современных детей, рассказала главный научный сотрудник Института возрастной физиологии, доктор биологических наук ­Марьяна Безруких.

Основные показатели физиологии развития детей мало меняются. Рост ребёнка, темпы созревания органов и систем, готовности к школьному обучению не изменились. Другими стали психологические характеристики. За 20 лет резко увеличилось количество детей, приходящих в школу с несформированной речью. Ещё одно отличие – низкая двигательная подготовленность, моторная неловкость (моторика – мелкие координированные движения рук, ног. – Ред.). Современные дети мало двигаются и мало разговаривают.

Одна из причин – гаджеты. Сейчас уже в 1,5 года 5% детей используют гаджеты. А ведь они ограничивают и речевое, и двигательное развитие ребёнка.

Плюс недостаточно движений. Анализ режима дня и нагрузки дошкольников показывает, что у детей на это нет свободного времени, они мало времени проводят на воздухе, мало занимаются спортом.

Чего не знают учителя?

Знания о том, как функционирует мозг ребёнка, каковы особенности и механизмы формирования базовых навыков при обучении, получили новое представление. А учим мы их старыми методами, но предъявляя новые требования. 50 лет назад письму ребёнка учили в течение всей начальной школы, весь 1-й класс изучали букварь. Всё спокойно, без спешки. Сегодня ребёнок должен научиться читать и писать за 2 месяца. А это сложные когнитивные навыки.

Если на начальном обучении требовать быстрого письма или чтения, мы не научим толком ни тому, ни другому. Ребёнок шевелит губами, не понимая, что прочитал.

К сожалению, курс возраст­ной физиологии и психо­физиологии исчез из программ педвузов. Но ведь нет же двух одинаковых детей. Плюс в школах сейчас инклюзия – есть дети с особенностями развития. Педагог должен понимать, что такое нормы, отклонения и дефициты в развитии, как помочь такому ребёнку. Программа расписывает, что учить, но не расписывает – как. И как – решает педагог в соответствии с его знаниями. И эти знания могут создать проблему для ребёнка.

Как писали в СССР

В прошлом году мы провели исследования знаний педагогов в области возрастной физиологии. Оказалось, любой педагог, считающий себя современным и знающим, обязательно использует некие современные приёмы. Например, популярно стало разделение детей на аудиалов и визуалов, и в зависимости от этого выстраивается программа. Или считается, что некие физические упражнения могут улучшить работу полушарий головного мозга, что существуют биологически пред­определённые стили обучения. Эти популярные представления живут в образовательной среде. Но нет доказательств их эффективности. Среди них есть и безобидные нейромифы. Но есть и вредные.

Например, очень популярный миф, что «после 3 уже позд­но». Якобы ресурс мозга ухудшается после 6 лет, и надо успеть всё сделать в дошкольном возрасте. В это верят больше 70% педагогов! Они готовы устроить интенсивную подготовку детям дошкольного возраста и даже рекомендуют это родителям. А на самом деле это не соответствует реальным научным данным по развитию мозга. Обучающий ресурс мозга в дошкольном возрасте только растёт и достигает максимума к 20–25 годам. А аналитическая функция мозга максимальна к 60-летнему ­возрасту.

Учить писать или печатать?

Во многих других странах теперь начинают с клавиатурного письма. Однако клавиатурное письмо всё же вторично. Есть много работ, сравнивающих особенности функционирования мозга, общую организацию мышечной деятельности при печатании и курсивном письме. Письмо ручкой даёт больше зацепок для того, чтобы запомнить букву, правильно её воспринимать.

Научить печатать на клавиатуре можно хоть в дошкольном возрасте, но это ничего не даст для развития ребёнка, это бесполезная трата его сил. Сначала лучше заняться устной, письменной речью, на что в нашей современной школе времени нет.

Научить ребёнка десятипальцевому набору – задача гораздо более сложная для мозга, чем письмо ручкой. Ребёнок 6,5–7 лет, начинающий обучение в школе, не может освоить десяти­пальцевую систему. Это требование большой организации деятельности, внимания и регуляции. Такой навык можно сформировать в 3–4-м классах, и то если процесс будет идти медленно, шаг за шагом, постепенно усложняясь. А в 1-м и 2-м классах должно быть письмо ручкой. Но не принятое в наших современных школах курсивное письмо, письменный шрифт, выведение по прописям палочек, крючочков, а затем состоящих из них письменных букв. Надо начинать с упрощённого письма – полускрипта, полупечатных букв, когда мы не выводим палочки и крючочки, не делаем сложные соединения. Разрывное письмо позволяет ребёнку писать более осознанно и грамотно. Весь мир переходит на письмо полу­скриптом. Например, англичане уже не пишут курсивом.

Как быть с подростками?

Получены уже новые данные о том, что такое период полового созревания, когда он наступает, как это сказывается на обучении.

Классическая фраза для учеников 5-го класса – «скатился на тройки». Почему у такого количества детей снижаются результаты обучения? А это начало периода полового созревания, когда организм перестраивается. И возникают проблемы восприятия, внимания, памяти. В силу гормональной бури и особенностей функционирования мозга, эмоциональной сферы подросток не может вести себя «правильно». У него неминуемо возникает склонность к риску, но его хорошо бы направить туда, где нет опасности для здоровья.

Работу с детьми надо начинать задолго до подросткового периода. С ребёнком надо уметь разговаривать с раннего возраста и не терять эту ниточку контакта, которая в подростковом возрасте становится практически невидимой.

Надо понимать, что для подростка более значимы сверст­ники, что подростку ничего запретить нельзя. Нельзя читать нотации – это самое безумное, что можно сделать. Негативную информацию его мозг просто блокирует.

Чтобы работать с подрост­ком, должен быть человек, которому он доверяет. Это референтный взрослый. И такое общение подростки очень ценят. Педагогам и родителям следует понимать, чем живёт подросток, в какой компании он общается, какие в ней культурные коды. Но при этом не пытаться грубо направлять, поучать его. Без толку. Надо быть готовым идти на контакт в любой момент, когда ребёнок пожелает, учиться извлекать информацию из полутонов. И быть терпеливым.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно