70% педагогов уверены: до школы надо успеть подготовить ребёнка по максимуму. Но это противоречит научным данным.
Обучающий ресурс мозга в дошкольном возрасте только растёт и достигает максимума к 20–25 годам. Что ещё не так с обучением современных детей, рассказала главный научный сотрудник Института возрастной физиологии, доктор биологических наук Марьяна Безруких.
Основные показатели физиологии развития детей мало меняются. Рост ребёнка, темпы созревания органов и систем, готовности к школьному обучению не изменились. Другими стали психологические характеристики. За 20 лет резко увеличилось количество детей, приходящих в школу с несформированной речью. Ещё одно отличие – низкая двигательная подготовленность, моторная неловкость (моторика – мелкие координированные движения рук, ног. – Ред.). Современные дети мало двигаются и мало разговаривают.
Одна из причин – гаджеты. Сейчас уже в 1,5 года 5% детей используют гаджеты. А ведь они ограничивают и речевое, и двигательное развитие ребёнка.
Плюс недостаточно движений. Анализ режима дня и нагрузки дошкольников показывает, что у детей на это нет свободного времени, они мало времени проводят на воздухе, мало занимаются спортом.
Чего не знают учителя?
Знания о том, как функционирует мозг ребёнка, каковы особенности и механизмы формирования базовых навыков при обучении, получили новое представление. А учим мы их старыми методами, но предъявляя новые требования. 50 лет назад письму ребёнка учили в течение всей начальной школы, весь 1-й класс изучали букварь. Всё спокойно, без спешки. Сегодня ребёнок должен научиться читать и писать за 2 месяца. А это сложные когнитивные навыки.
Если на начальном обучении требовать быстрого письма или чтения, мы не научим толком ни тому, ни другому. Ребёнок шевелит губами, не понимая, что прочитал.
К сожалению, курс возрастной физиологии и психофизиологии исчез из программ педвузов. Но ведь нет же двух одинаковых детей. Плюс в школах сейчас инклюзия – есть дети с особенностями развития. Педагог должен понимать, что такое нормы, отклонения и дефициты в развитии, как помочь такому ребёнку. Программа расписывает, что учить, но не расписывает – как. И как – решает педагог в соответствии с его знаниями. И эти знания могут создать проблему для ребёнка.
В прошлом году мы провели исследования знаний педагогов в области возрастной физиологии. Оказалось, любой педагог, считающий себя современным и знающим, обязательно использует некие современные приёмы. Например, популярно стало разделение детей на аудиалов и визуалов, и в зависимости от этого выстраивается программа. Или считается, что некие физические упражнения могут улучшить работу полушарий головного мозга, что существуют биологически предопределённые стили обучения. Эти популярные представления живут в образовательной среде. Но нет доказательств их эффективности. Среди них есть и безобидные нейромифы. Но есть и вредные.
Например, очень популярный миф, что «после 3 уже поздно». Якобы ресурс мозга ухудшается после 6 лет, и надо успеть всё сделать в дошкольном возрасте. В это верят больше 70% педагогов! Они готовы устроить интенсивную подготовку детям дошкольного возраста и даже рекомендуют это родителям. А на самом деле это не соответствует реальным научным данным по развитию мозга. Обучающий ресурс мозга в дошкольном возрасте только растёт и достигает максимума к 20–25 годам. А аналитическая функция мозга максимальна к 60-летнему возрасту.
Учить писать или печатать?
Во многих других странах теперь начинают с клавиатурного письма. Однако клавиатурное письмо всё же вторично. Есть много работ, сравнивающих особенности функционирования мозга, общую организацию мышечной деятельности при печатании и курсивном письме. Письмо ручкой даёт больше зацепок для того, чтобы запомнить букву, правильно её воспринимать.
Научить печатать на клавиатуре можно хоть в дошкольном возрасте, но это ничего не даст для развития ребёнка, это бесполезная трата его сил. Сначала лучше заняться устной, письменной речью, на что в нашей современной школе времени нет.
Научить ребёнка десятипальцевому набору – задача гораздо более сложная для мозга, чем письмо ручкой. Ребёнок 6,5–7 лет, начинающий обучение в школе, не может освоить десятипальцевую систему. Это требование большой организации деятельности, внимания и регуляции. Такой навык можно сформировать в 3–4-м классах, и то если процесс будет идти медленно, шаг за шагом, постепенно усложняясь. А в 1-м и 2-м классах должно быть письмо ручкой. Но не принятое в наших современных школах курсивное письмо, письменный шрифт, выведение по прописям палочек, крючочков, а затем состоящих из них письменных букв. Надо начинать с упрощённого письма – полускрипта, полупечатных букв, когда мы не выводим палочки и крючочки, не делаем сложные соединения. Разрывное письмо позволяет ребёнку писать более осознанно и грамотно. Весь мир переходит на письмо полускриптом. Например, англичане уже не пишут курсивом.
Как быть с подростками?
Получены уже новые данные о том, что такое период полового созревания, когда он наступает, как это сказывается на обучении.
Классическая фраза для учеников 5-го класса – «скатился на тройки». Почему у такого количества детей снижаются результаты обучения? А это начало периода полового созревания, когда организм перестраивается. И возникают проблемы восприятия, внимания, памяти. В силу гормональной бури и особенностей функционирования мозга, эмоциональной сферы подросток не может вести себя «правильно». У него неминуемо возникает склонность к риску, но его хорошо бы направить туда, где нет опасности для здоровья.
Работу с детьми надо начинать задолго до подросткового периода. С ребёнком надо уметь разговаривать с раннего возраста и не терять эту ниточку контакта, которая в подростковом возрасте становится практически невидимой.
Надо понимать, что для подростка более значимы сверстники, что подростку ничего запретить нельзя. Нельзя читать нотации – это самое безумное, что можно сделать. Негативную информацию его мозг просто блокирует.
Чтобы работать с подростком, должен быть человек, которому он доверяет. Это референтный взрослый. И такое общение подростки очень ценят. Педагогам и родителям следует понимать, чем живёт подросток, в какой компании он общается, какие в ней культурные коды. Но при этом не пытаться грубо направлять, поучать его. Без толку. Надо быть готовым идти на контакт в любой момент, когда ребёнок пожелает, учиться извлекать информацию из полутонов. И быть терпеливым.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть