Наступила горячая пора экзаменов, сложное время и для детей, и для взрослых. Контролировать процесс или отпустить? Переживать или не думать? Настаивать или вдохновлять? «АиФ» разбирается в вопросах вместе с экспертами.
Марина МОРДУХОВИЧ, педагог:
- Переживают ребенок и вся семья. Именно «переживают». По моему мнению, этот период именно надо и прожить, и пережить максимально безопасно в эмоциональном и физическом плане.
Настраиваемся не торопить события, не накручивать ни себя, ни ребенка: «Что, если не сдаст?» Иметь вариант «В». Но и делать для достижения цели надо по максимуму: выучить материал, подготовиться морально, настроиться на успех, высыпаться, общаться с друзьями.
Нам, наверное, повезло. Мы не заставляли детей учиться. Были, конечно, моменты, когда надо было вмешаться в учебный процесс. Здесь главное - мотивация, чтобы ребенок понял, зачем ему учиться, чему и у кого. Хороший учитель - это тоже очень важно.
Мне было труднее сдавать самой. Четыре года назад получила второе образование. Хотя я знаю родителей, которые от переживаний за ребенка забывают о себе. Но ведь это жизнь не их, а ребенка. Он имеет право на свой выбор.
Совет всем родителям - не драматизировать ситуацию. Но и недооценивать важность момента нельзя. Надо любить ребенка и показывать это поступками: не донимать по пустякам, быть чутким, когда нужно помочь. Но не лезть с советами. Хвалить - за дело. Ругать бессмысленно, лучше делать работу над ошибками. Поддерживать, говорить, что мы сможем со всем справиться.
Верить в ребенка
Ольга БОГАДЕВИЧ, юрист:
- Я очень хорошо помню свои экзамены. Родители волновались больше, чем я. А мне было интересно, что там дальше. Мне было спокойно. Не переживала, потому что готовилась и была уверена, что экзамены сдам. О выборе профессии вопрос не стоял, так как определилась заранее, хотя иногда и жалею, что не пошла в медицину.
Зато сейчас я, мама одиннадцатиклассника, нервничаю. Это понятно - за ребёнка всегда переживаешь больше, чем за себя. Если очень уж волнуюсь - загружаю себя работой. Но в любом случае поддерживаю сына морально. И всем родителям советую верить в своих детей. Тогда у них все обязательно получится. И надо позволить им быть более самостоятельными. Выбирать будущую профессию должны сами выпускники, как и отвечать за свой выбор в будущем.
Обсуждать страхи
Ирина ЛОГВИН, психолог:
- Я - патронатный воспитатель троих детей, специалист по социальной работе. У одной из моих выпускниц есть льготы, которые положены детям-сиротам. У неё хорошие баллы, она и учиться старалась. В общем, все шансы поступить есть. И всё равно она переживает.
Надо понимать, что любое испытание - а экзамен, несомненно, является испытанием - это стресс. Нельзя избежать нормализированных волнений. Но иногда волнение становится чересчур интенсивным. У нас слишком сильна установка, что выпускник обязательно должен поступить в первый же год. Ребёнок или родитель раздражены, у них повышенная нервозность, срывы, слезы. Страдает вся семья. Конечно, тогда надо снижать уровень этого напряжения.
Мы много разговариваем с моими воспитанниками, обсуждаем страхи. Я стараюсь придать им уверенности. Я ведь тоже в первый год не поступила, зато сейчас у меня за плечами два высших образования и магистратура. Причем второе образование я получала в зрелом возрасте, осознанно и с огромным удовольствием. Учиться можно и нужно всю жизнь.
Не для «галочки»
Наталья МАЕВСКАЯ, предприниматель, художник, таролог:
- У меня пятеро детей, и в этом году выпускной у двойняшек, сына и дочки. Платье купили вот только на днях, много суеты. Но я абстрагировалась - надо беречь нервы. Если не поступят, то ничего страшного. Я поступала четыре года подряд, хотела именно в иняз. И беременной поступала, и с маленьким ребенком на курсы ходила. Помню, какие это нервы и нагрузка. Зато потом, в первые два года учебы, мне там просто нечего было делать - я уже всё знала. Успела не только основательно подготовиться, но и жизнь «изучила». Поэтому и работать пошла во время учебы. Всё успевала.
Так что если не поступят - ничего страшного. Так детям и говорю. Может, через год они передумают и решат, что им надо что-то другое? Нет ничего хуже формального образования.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть