Нынешним летом возле деревни Лесниково утонули трое детей, которые катались на самодельном плоту. В комментариях к таким новостям люди скорбят и соболезнуют, но при этом большинство считает, что вина родителей – только моральная, и им с этим грузом жить дальше… Но тем же летом стало известно еще об одной жертве: не удалось спасти девочку, которая захлебнулась в Кобринском аквапарке… Только вот последствия у этой трагедии более суровые, ведь в аквапарке дети были с учителями.
Сегодня по закону учителя подлежат уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей. Но почему родителям в случае смерти ребенка все сочувствуют, а учителей считают виноватыми?! Я однажды тоже ездила с группой учеников в аквапарк. Их десять, а я одна. Никаких спасательных жилетов нам не предлагали, всех детей держать рядом невозможно: в этом-то и смысл аквапарка - перепробовать все аттракционы! Я была не в воде, а ходила вдоль бортика и поминутно искала и считала «своих». Можете представить, какое это напряжение? И в точно таком же постоянном напряжении находятся все учителя. Сейчас они в один голос говорят: «Мы больше ни в какие аквапарки ваших детей возить не будем, у нас есть свои дети, почему они потом должны страдать, если мы получим уголовные сроки?»
И они правы, только разве все дело в аквапарках?
Однажды воспитатель детского сада рассказала, что приняла после яслей новую группу. Когда она после завтрака предложила детям поиграть, то все дружно достали из карманов носовые платочки и стали их складывать и раскладывать. Абсурд? Но так предыдущая воспитательница обеспечивала надлежащий присмотр, ведь если они будут бегать и прыгать, то могут и «поубиваться», а так – 100%-я гарантия безопасности.
Нам говорят: «Проводите с детьми беседы, объясняйте правила, напоминайте о технике безопасности…» Но для Славика или Никиты все наши увещевания нередко пустой звук! Помню, летом мы были с группой детей в санатории на оздоровлении. Действовала четко по инструкции: сама разводила детей на процедуры, забирала их партиями после окончания и вела в отряд. Двое мальчишек были в лечебном корпусе, когда началась гроза. Я тут же позвонила медсестре и сказала, чтобы ребята переждали дождь, а я потом за ними приду. Проходит буквально несколько минут – они мчатся под молниями по скользкому асфальту в резиновых сланцах!.. До сих пор все внутри замирает, когда вспоминаю ту картину, а они непонимающе: «А что тут такого? Тут же недалеко, мы ж бегом!..» У каждого классного руководителя есть немало подобных историй, которые по чистой случайности не окончились трагически…
На короткий поводок?
Несчастный случай может произойти в классе, на спортивной площадке – где угодно. А сколько случаев происходит дома, когда родители только «на минутку» отошли?.. И что же, посадим всех детей на короткий поводок и будем играть в платочки? Будем следить и контролировать каждый шаг, пока они не вырастут и не поумнеют?
Или попытаемся услышать иное мнение?
Жизнь – не кокон
Великий философ Жан-Жак Руссо согласился стать воспитателем двенадцатилетнего Эмиля только при непременном условии: он не отвечает за жизнь своего воспитанника.
Выдающийся педагог Януш Корчак в книге «Как любить ребенка» среди трех основных прав ребенка называет право на смерть. В первых массовых изданиях эти слова казались настолько кощунственными, что их заменяли многоточием. Но прислушайтесь, насколько пронзительно точно звучит эта мысль: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни: не желая, чтобы он умер, не даем ему жить».
Известный писатель Симон Соловейчик говорил: «Чувство ответственности за ребенка свойственно каждому нормальному человеку, но многие беды воспитания происходят не оттого, что это чувство недостаточно сильно, а по причине прямо противоположной: из-за того, что чувство ответственности подавляет все другие человеческие чувства».
Когда поступками педагога руководит не любовь к ребенку, не стремление к его развитию, а страх – «Как бы чего не вышло!», воспитание заканчивается.
Страшно, больно, горько и невыносимо, когда беда случается с твоим собственным ребенком, но за это отвечаешь только перед самим собой. А педагог отвечает за несколько десятков чужих детей, которых с каждым годом в классах становится все больше. И если случается непоправимое, то в отчаянии и бессилии этот тяжкий крест вины несешь еще перед безутешными родителями и органами прокуратуры…
И поневоле учитель вынужден становиться диктатором, у которого самые главные слова: «Я из-за вас в тюрьму попадать не собираюсь!», и поэтому – «Ничего нельзя!»
Но дети должны жить полноценной жизнью, которая порой бывает и опасной, а не прятаться от нее в кокон «свивальника».
Поверьте, мы искренне и горячо желаем, чтобы с детьми ничего никогда не случалось, но мы не всесильны! Может, стоит убрать из должностных обязанностей учителя строчку «отвечают за жизнь и здоровье детей», а каждый случай рассматривать индивидуально, а не спешить сразу считать виновными?
КОММЕНТАРИЙ
Как часто педагоги привлекаются к уголовной ответственности по ст. 165 УК РБ ("Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей")? Необходимо ли менять подходы в определении ответственности учителей за жизнь детей? Эти вопросы «АиФ» попросил прокомментировать представителей Следственного комитета Республики Беларусь.
Начальник отдела информации и связей с общественностью центрального аппарата Следственного комитета Сергей КАБАКОВИЧ сообщил «АиФ», что за период 2012-2015 годов органами предварительного следствия возбуждены 8 уголовных дел по ст. 165 в отношении 12 лиц, из которых 10 являлись педагогическими работниками, 1 – приемным родителем, 1- медицинским работником. В отношении 2 лиц постановлены обвинительные приговоры, в отношении еще 2 лиц производство прекращено вследствие амнистии, по 1 уголовному делу прекращено производство с освобождением лица от уголовной ответственности в связи с применением мер административной ответственности, 1 уголовное дело в отношении двух лиц находится в производстве, и в отношении 4 лиц производство прекращено за отсутствием в деянии состава преступления. В частности, приговором Ленинского суда Гродно от 2013 года осуждена к 1 году и 6 месяцам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на 1 год начальник оздоровительного лагеря. Она не выбрала безопасный путь передвижения из пункта питания до лагеря, позволила малолетней девочке подойти к котловану по ремонту теплотрассы, в который девочка упала и получила тяжелые травмы.
- Для сравнения: с 2012 года Следственным комитетом были возбуждены порядка 400 дел, связанных с травматизмом и гибелью детей, - уточняет Сергей Кабакович. - Как видно из приведенных данных, доля уголовных дел по ст.165 совсем незначительна, а обвинительные приговоры единичны. Проблема не носит массовый характер, потому что каждое подобное дело рассматривается следователем индивидуально, с учетом всех обстоятельств. Ответственность наступает только тогда, когда доказано, что педагог явно пренебрег своими обязанностями. Такое тоже случается, и уголовная ответственность здесь обоснована. Вместе с тем Законом Республики Беларусь от 5.01.2015 г. №241-3 в целях гуманизации мер уголовной ответственности санкции частей 1 и 2 ст. 165 УК дополнены возможностью применения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и (или) штрафом. В Следственном комитете полагают, что, поскольку одним из приоритетных направлений государственной политики, в том числе закрепленном в Концепции национальной безопасности, являются защита детства и охрана здоровья детей, в рамках поставленных задач большое значение имеет воспитательная направленность политики в отношении детей, что включает и повышение роли педагогов в воспитательном процессе.
КСТАТИ
В настоящее время на межведомственном уровне прорабатывается вопрос ужесточения административной ответственности по ст. 9.4. Кодекса об административных нарушениях за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию или содержанию детей, повлекшие их нахождение в социально опасном положении, сообщил представитель СК.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть