На высоком уровне снова заговорили о возврате к пятибалльной системе оценивания в школах. Это может стать уже второй заменой цифр за короткий промежуток времени. Первая касалась начала учебных занятий: их решили перенести с 8 часов утра на 9. Цифры - это то, что всем понятно. Не 8, а 9, не 10, а 5. Чего проще. Создается впечатление, что эти простые вычисления - отвлекающий маневр, призванный скрыть настоящие проблемы школьного образования.
Поменять систему отметок куда проще, чем решить проблемы низкого статуса и зарплат учителей, их перегрузки несвойственными функциями и бумажной работой, падения мотивации к обучению и уровня знаний среди учеников, разрыва между школьными навыками и вузовскими требованиями и пр.
Разговор об оценках сегодня - это возврат в прошлое, а не вектор в будущее. Изменение системы оценивания может повлечь за собой большие организационные, управленческие, финансовые и эмоциональные затраты, но не решит задачи обеспечения современного качественного образования.
Другой ракурс
Система оценивания обсуждается в мировой педагогической науке. Но только в другом ракурсе. Передовые эксперименты в этой области связаны с безотметочным обучением или использованием методики активной оценки, когда дети сами адекватно и объективно оценивают полученные ими знания, пытаются понять пробелы и заполнить их. В итоге они избавляются от страха перед оценкой и идут в школу не за ней, а за знаниями. Это более сложные «вычисления», чем 5 или 10, и они более глубинным образом влияют на качество образования. В Беларуси многие учителя работают по методике активной оценки. Почему бы не расширить этот опыт, который показывает положительные результаты?
Сегодня в мире действуют очень разные системы оценивания. В Японии - 100-балльная, в Дании - 7-балльная, в Польше 6-балльная, во Франции - 20-балльная, в США - буквенные обозначения. По сути они все похожи. Но есть и интересные различия, о которых тоже можно было бы поговорить в контексте реформ системы оценивания. Например, в ряде стран используется оценка U (unhonest), что переводится как «нечестный, недобросовестный». Ее ставят, когда ученик, например, списал работу. Считается, что эта оценка помогает детям понять всю бессмысленность списывания, ведь важно не то, что в дневнике, а то, что в голове.
А судьи кто?
Современные дети порой уже знают больше, чем учителя, особенно в области информационных технологий, так как наше оснащение компьютерных классов очень отстает от уровня развития этой сферы. И ученики все чаще спрашивают: если мы знаем больше, по какому праву нас оценивают те, кто знает меньше? Почему процесс оценивания односторонний?
И тут интересен опыт Японии. Здесь в конце учебного года проводится тестирование детей, в процессе которого выясняется их отношение к учителю. Дети не дураки и не выгонят умного учителя - так объясняют эту практику в японской школе. А если возникнет конфликт между учителем и учеником, то он разрешится с учетом мнения детей.
Оценивание - глубокий философский вопрос. Он органически связан с вопросом о том, кого мы хотим выпустить из школы. В жесткой конкурентной среде оценки играют большую роль, от них напрямую зависит карьерный рост человека в будущем. Но сегодня звучат и противоположные мнения: школа должна быть не конкурентной, а корпоративной средой, где все работают на общий результат, не соперничают, а сотрудничают. В этом контексте традиционные отметки теряют свою актуальность.
Напомним, что у нас уже была одна «игра с цифрами»: 11 и 12. Сначала ввели 12-летнее среднее образование, потом вернулись к 11-летнему - из соображений экономии.
Школа без отметок. Мнения экспертов
Заменит ли робот учителя?
Школа XXI века. Как технологии приходят в образование
Творческая свобода. Есть ли она у учителей белорусских школ?
Культ знаний. «Мы хотим, чтобы все дети учились одинаково...»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть