994

Игра с цифрами. Изменение системы отметок не решит проблем образования

"Аргументы и факты" в Беларуси № 35 29/08/2017
Важно не то, что в дневнике, а то, что в голове.
Важно не то, что в дневнике, а то, что в голове. shutterstock.com

На высоком уровне снова заговорили о возврате к пятибалльной системе оценивания в школах. Это может стать уже второй заменой цифр за короткий промежуток времени. Первая касалась начала учебных занятий: их решили перенести с 8 часов утра на 9. Цифры - это то, что всем понятно. Не 8, а 9, не 10, а 5. Чего проще. Создается впечатление, что эти простые вычисления - отвлекающий маневр, призванный скрыть настоящие проблемы школьного образования.

Поменять систему отметок куда проще, чем решить проблемы низкого статуса и зарплат учителей, их перегрузки несвойственными функциями и бумажной работой, падения мотивации к обучению и уровня знаний среди учеников, разрыва между школьными навыками и вузовскими требованиями и пр.

Разговор об оценках сегодня - это возврат в прошлое, а не вектор в будущее. Изменение системы оценивания может повлечь за собой большие организационные, управленческие, финансовые и эмоциональные затраты, но не решит задачи обеспечения современного качественного образования.

Другой ракурс

Система оценивания обсуждается в мировой педагогической науке. Но только в другом ракурсе. Передовые эксперименты в этой области связаны с безотметочным обучением или использованием методики активной оценки, когда дети сами адекватно и объективно оценивают  полученные ими знания, пытаются понять пробелы и заполнить их. В итоге они избавляются от страха перед оценкой и идут в школу не за ней, а за знаниями. Это более сложные «вычисления», чем 5 или 10, и они более глубинным образом влияют на качество образования. В Беларуси многие учителя работают по методике активной оценки. Почему бы не расширить этот опыт, который показывает положительные результаты?

Сегодня в мире действуют очень разные системы оценивания. В Японии - 100-балльная, в Дании - 7-балльная, в Польше 6-балльная, во Франции - 20-балльная, в США - буквенные обозначения. По сути они все похожи. Но есть и интересные различия, о которых тоже можно было бы поговорить в контексте реформ системы оценивания. Например, в ряде стран используется оценка U (unhonest), что переводится как «нечестный, недобросовестный». Ее ставят, когда ученик, например, списал работу. Считается, что эта оценка помогает детям понять всю бессмысленность списывания, ведь важно не то, что в дневнике, а то, что в голове.

А судьи кто?

Современные дети порой уже знают больше, чем учителя, особенно в области информационных технологий, так как наше оснащение компьютерных классов очень отстает от уровня развития этой сферы. И ученики все чаще спрашивают: если мы знаем больше, по какому праву нас оценивают те, кто знает меньше? Почему процесс оценивания односторонний?

И тут интересен опыт Японии. Здесь в конце учебного года проводится тестирование детей, в процессе которого выясняется их отношение к учителю. Дети не дураки и не выгонят умного учителя - так объясняют эту практику в японской школе. А если возникнет конфликт между учителем и учеником, то он разрешится с учетом мнения детей.

Оценивание - глубокий философский вопрос. Он органически связан с вопросом о том, кого мы хотим выпустить из школы. В жесткой конкурентной среде оценки играют большую роль, от них напрямую зависит карьерный рост человека в будущем. Но сегодня звучат и противоположные мнения: школа должна быть не конкурентной, а корпоративной средой, где все работают на общий результат, не соперничают, а сотрудничают. В этом контексте традиционные отметки теряют свою актуальность.

Напомним, что у нас уже была одна «игра с цифрами»: 11 и 12. Сначала ввели 12-летнее среднее образование, потом вернулись к 11-летнему - из соображений экономии.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно