На высоком уровне снова заговорили о возврате к пятибалльной системе оценивания в школах. Это может стать уже второй заменой цифр за короткий промежуток времени. Первая касалась начала учебных занятий: их решили перенести с 8 часов утра на 9. Цифры - это то, что всем понятно. Не 8, а 9, не 10, а 5. Чего проще. Создается впечатление, что эти простые вычисления - отвлекающий маневр, призванный скрыть настоящие проблемы школьного образования.
Поменять систему отметок куда проще, чем решить проблемы низкого статуса и зарплат учителей, их перегрузки несвойственными функциями и бумажной работой, падения мотивации к обучению и уровня знаний среди учеников, разрыва между школьными навыками и вузовскими требованиями и пр.
Разговор об оценках сегодня - это возврат в прошлое, а не вектор в будущее. Изменение системы оценивания может повлечь за собой большие организационные, управленческие, финансовые и эмоциональные затраты, но не решит задачи обеспечения современного качественного образования.
Другой ракурс
Система оценивания обсуждается в мировой педагогической науке. Но только в другом ракурсе. Передовые эксперименты в этой области связаны с безотметочным обучением или использованием методики активной оценки, когда дети сами адекватно и объективно оценивают полученные ими знания, пытаются понять пробелы и заполнить их. В итоге они избавляются от страха перед оценкой и идут в школу не за ней, а за знаниями. Это более сложные «вычисления», чем 5 или 10, и они более глубинным образом влияют на качество образования. В Беларуси многие учителя работают по методике активной оценки. Почему бы не расширить этот опыт, который показывает положительные результаты?
Сегодня в мире действуют очень разные системы оценивания. В Японии - 100-балльная, в Дании - 7-балльная, в Польше 6-балльная, во Франции - 20-балльная, в США - буквенные обозначения. По сути они все похожи. Но есть и интересные различия, о которых тоже можно было бы поговорить в контексте реформ системы оценивания. Например, в ряде стран используется оценка U (unhonest), что переводится как «нечестный, недобросовестный». Ее ставят, когда ученик, например, списал работу. Считается, что эта оценка помогает детям понять всю бессмысленность списывания, ведь важно не то, что в дневнике, а то, что в голове.
А судьи кто?
Современные дети порой уже знают больше, чем учителя, особенно в области информационных технологий, так как наше оснащение компьютерных классов очень отстает от уровня развития этой сферы. И ученики все чаще спрашивают: если мы знаем больше, по какому праву нас оценивают те, кто знает меньше? Почему процесс оценивания односторонний?
И тут интересен опыт Японии. Здесь в конце учебного года проводится тестирование детей, в процессе которого выясняется их отношение к учителю. Дети не дураки и не выгонят умного учителя - так объясняют эту практику в японской школе. А если возникнет конфликт между учителем и учеником, то он разрешится с учетом мнения детей.
Оценивание - глубокий философский вопрос. Он органически связан с вопросом о том, кого мы хотим выпустить из школы. В жесткой конкурентной среде оценки играют большую роль, от них напрямую зависит карьерный рост человека в будущем. Но сегодня звучат и противоположные мнения: школа должна быть не конкурентной, а корпоративной средой, где все работают на общий результат, не соперничают, а сотрудничают. В этом контексте традиционные отметки теряют свою актуальность.
Напомним, что у нас уже была одна «игра с цифрами»: 11 и 12. Сначала ввели 12-летнее среднее образование, потом вернулись к 11-летнему - из соображений экономии.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть