991

Единство непохожих. Как сегодня должна развиваться система образования?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 8. Принадлежит ли школьникам детство? 23/02/2021

Как сегодня должна развиваться система образования? Как в быстро меняющемся мире учителю оставаться авторитетом для учеников? Какие ценности брать за основу для воспитания нового поколения? Что значит ориентир на уважение к личности?..

«АиФ» собрал наиболее часто встречающиеся вопросы, ответы на многие из которых пока не найдены. Приглашаем к дискуссии.

В чем фокус успешной школы?

Один из новейших трендов образования в западных странах - максимальная вовлеченность всех субъектов процесса: и родителей, и учителей, и детей.

Задача школы - создать условия для овладения полезными и практичными знаниями, развивать мышление и поведенческие навыки, необходимые взрослому, расширять кругозор, передавать социальные ценности государства. Задача родителей - воспитывать, кормить и тоже социально развивать детей.

Входит ли в понятие «условия для овладения знаниями» не только обеспечение педагогического процесса, но и физический комфорт учеников (парты, доски…)? Конечно, входит. А создание безопасной и благожелательной обстановки? А использование специальных педагогических приемов с целью удержания уровня внимания, обеспечения понимания информации с учетом возраста, психологической и физической зрелости обучаемых? А поддержка мотивации детей? Ответ на все эти вопросы - безусловно, да. Почему тогда многие учителя решают, что усвоение материала зависит только от семьи, от домашнего воспитания или от желания учащихся?.. А где же мотивация со стороны профессионала?.. Например, мы, решившись на лечение зубов, не ждём, что врач даст нам почитать книгу о стоматологии. Мы ждём, что он понятно расскажет, подготовит, покажет и обеспечит лечение. Так же и в современном образовании.

В классе настоящий взрослый, который обязан управлять ситуацией, - это учитель. Педагог для развития общества, будущего страны - это важная и высокооплачиваемая профессия. Педагог - это ведущий за собой. Не тянущий на веревочке, а вовлекающий, учитывающий возрастную специфику детей, взрослый, несущий ответственность в первую очередь за своё поведение, свою культуру, свои эмоции…

Учитель. Было и стало

Давайте поступим мудро: заменим слово «ребёнок» на слово «человек». Позволит ли себе педагог выбирать имя человеку, обращаясь к нему не так, как тот просит? Позволит ли себе педагог кричать, давать подзатыльник или крутить голову человеку, который его не слушает?

Чем вообще профессия педагога отличается от других? На этот вопрос в странах с наиболее развитыми экономиками тоже нет простых ответов. В любой профессии во все времена бывают сложные случаи, существуют непонимание, внешний контроль, проявляется несправедливость. В любой профессии с изменением общества меняются технологии и подходы. Каждые 10-15 лет меняются особенности поколения, а вместе с ними приходят новые стереотипы поведения.

Различными исследователями неоднократно отмечается, что педагогика всегда развивалась вместе с обществом. Мы знаем, что в 1918 г. школа была не такой, как в 1937 г. Вспомните раздельные школы для мальчиков и девочек, колонии... А в 50-х наши уважаемые педагоги столкнулись с детьми-переростками, безотцовщиной, детьми, травмированными войной. В 60-х в деревнях в школы ходили босые дети, у которых родители работали за трудодни и для которых школа была единственным социальным лифтом. В 70-х в школы приходили и дети очередного поколения матерей-одиночек, дети алкоголиков… В 80-е учителя не знали, где купить колготки, а дети сотрудников «объектов торговли» выглядели модно. Зарплата учителя в СССР в среднем была 90-120 рублей, в то время когда зарплата инженера - 160-220. А в 90-е годы наш мир вообще перевернулся: наступили расслоение общества, безработица, пришел поток вещей, книг, фильмов...

Все эти непростые времена принесли в страны пост-СССР и много положительного опыта. Профессиональные учителя (к сожалению, не многие из них сейчас все еще работают) держались внутренних принципов, морали, сохраняли внутренний баланс, поддерживали друг друга, разбирали сложные случаи и растили Человека. Все это время они старались вовлечь родителей, ориентироваться на интерес ребенка, не обозначать свой предмет основополагающим в жизни каждого ученика, делать школьную жизнь интересной и яркой. Чувство юмора, выдержка, эрудиция, творчество, обаяние, чуткость, доброта всегда были и остаются спутниками лучших учителей в жизни каждого из нас. И сегодня таких учителей много. Это личности, это профессионалы по призванию. Но равняемся ли мы на них в нашей общей системе образования?

Суть работы

Не методисты различных управлений и комитетов, а «народные учителя» и неравнодушные молодые родители все чаще отмечают в странах бывшего СССР, что в наше время многое изменилось в образовании не в лучшую сторону. Почему-то педагогика перестала быть профессиональным навыком. Почему нормальные и естественные перемены в любом обществе, движение вперед, традиционный конфликт «отцы и дети», естественное сопротивление детей или эмоции подростков иногда вызывают у многих учителей такой неконтролируемый негатив и агрессию? Да, профессиональная деформация и выгорание учителей появились не сегодня. Но есть же цивилизованные решения и педагогический инструментарий! Разумеется, демотивация ярких учителей низкими зарплатами и бесконечным бумажным контролем не прибавляет творческой энергии. Но хотелось бы, чтобы Учитель, как любой взрослый, мог ясно отдавать себе отчёт: в чем суть его работы? Каковы его риски и трудности? Готов ли он справиться с ними? Или только силовая и устрашающая мотивация с его стороны заставит учеников идти за ним? Как говорится, можно привести лошадь к водопою, но невозможно насильно заставить ее пить. Сила и страх хороши лишь там, где растят рабов. Там, где есть крик, угрозы, давление - нет атмосферы безопасности для ребенка. Знания в таких условиях не усваиваются. Маленький человек в такой среде не развивается, а лишь учится пресмыкаться, приспосабливаться и помалкивать.

Богатые и недоученные

Удивительно, что в современной истории мы уже довольно долго живем в непредсказуемой среде. Быстрые технологии, конкуренция, молниеносный рост доходов людей в развитых странах, новая основополагающая ценность жизни человека, уважение к личности, культ критического взгляда на разные вопросы, снижение рождаемости и рост продолжительности жизни, новые социальные стандарты… Цивилизация выходит на новый виток. Не энергоресурсы, не оружие и не угрозы являются доминантами перспектив в нашем быстро разрушающем границы между странами мире. Государства богатеют не благодаря войнам, порабощению или завоеванию других, а благодаря интеллекту своих граждан. И в основе - по-прежнему образование. Устойчивое развитие предполагает гибкость, совместный поиск решений всех участников процесса: и общества, и родителей, и великих мудрых посредников - воплотителей устремлений развивающегося общества - Педагогов и Детей. Ведь лишь немногие умные взрослые в настоящем готовы не подавлять в детях личность, а формировать условия для ее развития, признавая, что будущее принадлежит именно молодым.

Ольга Воложина

Уважаемые читатели! А что думаете вы? Ждем ваших писем на почтовый или электронный адрес редакции.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно