915

До карьеры доведёт. Какие иностранные языки сегодня перспективнее

"Аргументы и факты" в Беларуси № 22. На старт, внимание... вниз? 31/05/2022

В связи с сложившейся в мире непростой геополитической ситуацией как никогда актуален вопрос - нужно ли знание иностранного языка для жизни и успешной карьеры?

И каким языкам учить детей? Может, пора с массового английского переходить на китайский? 

Один хорошо, а два лучше

Конечно, даже закрытые границы в современном мире - не повод отказываться от изучения языков. Общаться, вести бизнес сегодня можно и онлайн. Иностранный нужен, чтобы получать информацию из зарубежных источников, например, врачам, учёным.

«Атлас новых профессий 3.0 свидетельствует о том, что владение иностранными языками обязательно в перечне надпрофессиональных навыков, которые необходимы для успеха в профессиях XXI века, — утверждает проректор РУДН по многоязычному развитию, доктор филологических наук профессор Анастасия Атабекова. — В мире по распространённости лидирует английский — это по-прежнему традиционный инструмент для общения представителей разных профессий в разных странах. Далее следуют китайский, хинди, испанский, французский, бенгальский, арабский. Поэтому без знания английского языка вряд ли возможно перспективное трудоустройство и профессиональный рост.

Но сегодня востребованы специалисты, владеющие как минимум двумя иностранными языками — к примеру, английским и вторым европейским или восточным языками. И мало просто знать языки, для успешной деятельности нужно ещё и понимать национально-культурный контекст конкретного государства-партнёра и специфику профессиональной отрасли в регионе».

А вот чтобы ответить на вопрос, какой именно язык учить, эксперт предлагает учитывать не только моду, как в случае с китайским, но и геополитические тренды, географический фокус партнёрских проектов в конкретном регионе.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Китайский и арабский

Это подтверждают и специалисты по рынку труда.

«С учётом переориентации бизнеса на другие рынки возрос спрос на знание языков тех стран и направлений, с которыми развиваются экономические отношения, — объясняет доцент кафедры Торгово-промышленной палаты РФ „Управление человеческими ресурсами“ РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец. — Спрос на знание китайского языка занимает первое место, также востребованным в последние годы стало знание арабских языков. Все специалисты, владеющие иностранными языками, и не только китайским и арабским, имеют преимущество при трудоустройстве. А кое-кто получает за эти знания стимулирующие доплаты, работодатели имеют право устанавливать их в размере по своему усмотрению. Если для компании важны языковые компетенции работника, то вознаграждение будет таким, чтобы ценного сотрудника удержать. Многие компании сами инициируют и оплачивают обучение иностранному языку».

По данным аналитиков компаний Headhunter и ПЭК, за последние 2 месяца число вакансий для специалистов со знанием китайского в России увеличилось вдвое. Бизнес в условиях санкций начал больше взаимодействовать с азиатскими компаниями. Понятно, что спрос на таких специалистов ещё больше в районах, которые граничат с Китаем. Например, в Приморье, Амурской области. Причём специалисты отмечают, что число вакансий, предусматривающих знание китайского, резко снизилось во время пандемии, а сейчас вновь стало расти.

Кому платят больше?

В Москве предложений для владеющих китайским не так много. Из них часть — это учителя китайского. Зарплаты тоже очень разные. Самые высокие доходы сулят в области закупок, поиска иностранных партнёров и логистики. В Москве и Екатеринбурге, например, специалистам по закупкам со знанием китайского языка предлагается зарплата от 80 до 150 тыс. руб., переводчикам — от 50 до 80 тыс., специалисту службы поддержки интернет-магазина со знанием китайского — 80 тыс. В регионах менеджерам со знанием китайского обещают 35–60 тыс. руб. Во Владивостоке, Амурской области позиции менеджеров для работы с китайскими партнёрами оцениваются в 80–90 тыс.

«Бум на изучение китайского произошёл несколько лет назад, но он всё равно несравним с популярностью английского — сами китайцы очень активно изучают английский язык, — отмечает преподаватель Гузель Сагсоз. — Причём востребованность английского на фоне происходящих политико-экономических изменений не только не снизилась, а даже увеличилась. У многих она даже трансформировалась в желание резко взять и выучить весь английский прямо сейчас, в кратчайшие сроки. Что касается более высоких зарплат специалистов со знанием китайского языка сейчас, то, полагаю, это связано во многом с тем, что преподавателей не так много, как, скажем, в английском».

Чему учить детей?

Поворот в политике и торговле отразился и на настроениях семей. По данным исследовательского центра портала Superjob, проведённого в апреле, китайский язык стали считать полезным для успешной карьеры в 2 раза больше родителей. Почти треть теперь уверены, что их детям лучше учить китайский, а не английский.

«Всё чаще начали обращаться фирмы, готовые оплатить изучение китайского своим сотрудникам, — говорит доцент института лингвистики РГГУ и Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ, директор Института Конфуция Тарас Ивченко. — Объясняем: за 2 года подготовить специалиста, способного вести переговоры на китайском языке, невозможно. Чтобы довести знание языка до подобного уровня, понадобится минимум 3 года, а лучше рассчитывать на 4–5 лет. Да и с детьми всё непросто. Педагогов китайского языка высокого уровня, способных работать с детьми, единицы. Кроме того, изучение любых языков имеет много психологических аспектов. Изучение иностранного — это не просто зубрёжка грамматики, это накопление и адаптация знаний о культуре людей. Поэтому при выборе, какой именно язык изучать ребёнку, стоит учитывать доступность хороших преподавателей, его готовность учиться и подходить к урокам реалистично. Изучение займёт немало лет».

Есть данные, что изучение иностранных языков реально увеличивает объём мозга, способствует развитию когнитивных способностей — памяти, внимания, мышления. Это отличная тренировка памяти для взрослых.

«Если речь о детях, то нельзя начинать преподавание любого иностранного языка, когда у ребёнка имеются логопедические проблемы, — предупреждает преподаватель английского языка в аспирантуре ЦАГИ, переводчик Марина Власова. — Пока ребёнок не научился правильно писать, произносить все звуки и т. д., начинать изучать иностранный язык смысла нет. Иначе вреда будет больше, чем пользы».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно