О том, что развитие моторики важно не только для мышц, но и для головы, мы часто забываем. А зря, ведь двигательная коррекция может существенно помочь учебе. Как именно, "АиФ" рассказала нейропсихолог Надежда Анисимова.
Прошедший учебный год у ребенка не был успешным, и летом вы решили «взяться» за уроки как следует. Нечего без толку гонять с друзьями мяч по двору, играть на даче в казаков-разбойников, бадминтон и прочую ерунду, когда дневник за прошлый год пестрит двойками и тройками. В общем, вы намерены не откладывать дело в долгий ящик и немедленно загрузить чадо занятиями русским языком, математикой и чтением. Постойте! Ведь в игре мозг ребенка развивается гораздо лучше, чем в муштре. Каникулы лучше посвятить укреплению психомоторной сферы, а не зубрежке.
О важности психомоторики
Исследования показали, что если взять двух так называемых нормотипичных детей: условного двоечника-троечника, имеющего трудности с обучением, и отличника и провести обоих через самые простые пробы для исследования вестибулярного аппарата, которыми владеет каждый невролог, то в большинстве случаев окажется, что отличник выполнит их легко и уверенно, а неуспевающий ребенок — с трудом. Постоять с закрытыми глазами на одной ноге или не открывая глаз, или пройтись по бордюру, сохранив равновесие, и пройти прочие тесты. Ребенок, испытывающий проблемы с обучением, скорее всего, выполнит не с первого раза и с массой помогающий движений.
Психомоторное развитие, благодаря которому происходит взаимодействие ребёнка с внешней средой, зависит от возраста, врождённых и наследственных особенностей ребёнка. А также от того, как много сил и времени уделили родители (и педагоги) развитию этой сферы. Однако тем, как развита у ребенка психомоторика, родители почему-то интересуется, лишь пока малышу не исполнится год. Ребенок начал переворачиваться, ползать, и, наконец, ходить – вот и отлично. С этого момента мамы и папы уже больше озабочены развитием интеллекта своего чада. А ведь именно моторная, двигательная активность стимулирует развитие сети нейронов головного мозга и их связи между собой. Неслучайно же у детей, которых в младенчестве туго пеленают, не давая им возможности двигаться, и не берут на руки, подолгу оставляя лежать в одном и том же положении, часто сильно страдает эмоциональное и умственное развитие. Примерно то же самое происходит и с более взрослыми детьми, которые утыкаются в гаджеты, и не двигаются как положено.
Как улучшить внимание и навыки
Чтобы способности ребенка были на высоте, нужно, чтобы у него адекватно развивались вестибулярная и зрительная системы. Хорошо работающий вестибулярный аппарат – это не только координация движений и ловкость, помогающие получать отличные оценки по физкультуре, но и адекватное физиологическое развитие и нормальный тонус мышц, помогающий поддерживать позу во время занятий и контролировать эмоциональный фон. Умение поддерживать позу позволяет не отвлекаться и не тратить силы на удержание баланса, что необходимо для усидчивости и работоспособности, без которых нельзя добиться успешности в учебе. Кроме того, вестибулярный аппарат связан с психическим, социальным и умственным развитием.
Если эта система в порядке, ребенок будет эмоционально более устойчив и менее подвержен тревоге и страхам, ему будет проще адаптироваться и переключаться с одного вида деятельности на другой. У него будут лучше развито восприятие, внимание и пространственные представления, да и с основными учебными навыками (счёт, письмо, чтение) не возникнет проблем. Ну и, наконец, от того, как у ребенка развиты моторные функции, сильно зависит его самоощущение и самооценка.
Влияние развитой зрительной системы на формирование учебных навыков не менее значительно. Считается, что 90% успеха в обучении зависят именно от нее. Так, у детей с моторной дисфункцией нарушена возможность плавного слежения глазами за строчкой, что неизбежно создает трудности в чтении и письме. А если есть проблемы с изменением фокуса внимания, то ребенок будет то и дело отвлекаться.
Проблемы и решения
Помочь ребенку развить зрительную и вестибулярную системы могут не только работа с нейрофизиологом, но и спортивные занятия и физические упражнения. Причем для решения каждой конкретной проблемы есть свои игровые способы.
Проблема: сложности с переключением внимания
Чем опасно. Ведет к снижению работоспособности. Если ребёнку трудно переносить взгляд с одного объекта на другой (например, списывать примеры или предложение с доски в тетрадь), у него будет рассеиваться внимание, и он не справится с задачей или это потребует слишком много усилий, вымотает его.
Решение. Занятия пинг-понгом (настольным теннисом), бадминтоном, игры с мячом. Игры в мяч вообще очень полезны для вестибулярной и зрительной систем. Они помогают улучшить ориентировку в пространстве, глазодвигательную координацию, регулируют тонус мышц, точность и силу движений, развивают ловкость, быстроту реакции, крупную и мелку моторику. А что касается зрения, то игры с мячом побуждают выполнять сложные движения глаз в пространстве, тренируют аккомодацию (фокусировку на дальнем/ ближнем объекте) и функцию отслеживания объекта, что важно для плавного движения глаз по строчке при чтении.
Есть масса игр с мячом: например, «съедобное-несъедобное», закидывание мяча в кольцо или корзину, отбивание мяча об стену.
Проблема: вестибулярная дисфункция
Она может выражаться в неуклюжести, плохой пространственной ориентации. При нарушенной координации ребёнку трудно пользоваться ручкой, карандашом, ножницами. У него снижаются возможности автоматизировать действия.
Чем опасно. Ведет к неусидчивости, снижает внимание, работоспособность, мешает в овладении всеми важными навыками в обучении.
Решение. Занятие футболом, волейболом, да и большинством видов спорта. Но можно предложить ребенку и просто поиграть. Например, у малышей вестибулярную систему хорошо развивает простая и веселая игра: надо хаотично бегать, и при этом по команде быстро и вовремя остановиться. Или можно прыгать, изображая лягушек: в это время происходит синхронизация между нижней и верхней частями тела. Очень полезно бегать или просто передвигаться спиной вперёд: пространственная ориентация, возможность без зрительного контроля управлять своим движением.
Проблема: моторная дисфункция
Чем опасно. Затрудняет формирование плавного слежения глазами, что сказывается на чтении и письме — навыках, которые определяют всю будущую успешность ученика. Так, ребёнок во время чтения теряет строчки, следит пальцем за словами, при письме пропускает и меняет местами буквы, уводит сроку вверх и т. д.
Решение. Помогут упражнения в виде игр на тренировку одновременно вестибулярной и зрительной систем. Среди них, например:
- игры в лабиринты. Можете нарисовать их сами или использовать те, что публикуют в детских журналах. А можете соорудить лабиринт не на бумаге, а наяву — пусть ребенок постарается пройти его ногами и не запутаться;
- игра в наперстки. Для этого нужны два-три пластиковых стаканчика. Под один из них кладется игрушка или монета и стаканчики быстро перемещаются. Ребенок должен внимательно следить за тем стаканом, где спрятан предмет, чтобы отгадать, где он;
- боулинг (кегли), боча. Помогают развить навык слежения: ребёнок смотрит, куда катится мяч, и учится направлять его куда надо. Боча — обычно уличная игра, правила ее просты: сначала надо бросить мяч, а потом стараться к нему подкатить остальные мячики. Чем ближе, тем лучше;
- игра «что пропало?». Надо расставить предметы в ряд и попросить ребёнка отвернуться. В это время один предмет надо убрать, а потом попросить ребенка вспомнить, что пропало. Ребёнок должен посмотреть на все предметы и отследить, что изменилось. Для этого он проводит глазами по предметам, и концентрирует внимание;
- игра в фонарики. Удобнее играть лежа, можно это делать вечером, перед сном. Один фонарик дать ребенку, другой — себе. Рисовать на потолке разные фигуры (начиная с простых: круга, квадрата) и просить ребёнка повторить рисунок. Чтобы дело пошло веселее, можно разнообразить игру, устроив погоню: пусть ребенок постарается догнать своим фонарем ваш убегающий фонарик.
Имеются противопоказания. Обязательно проконсультируйтесь с врачом
Муки из-за муки. Чем она лучше, тем хуже — вреднее
Минздрав: вакцина против ветряной оспы будет в Беларуси в ближайшее время
На безрыбье. Почему детям и беременным нужно есть больше морепродуктов?
Передать по наследству. Какие заболевания зубов можно получить от родителей
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть