Морские путешествия многих пугают: страх перед водной бездной присущ людям, большую часть времени проводящим вдалеке от морей. Мрачная тень «Титаника» бередит души обывателей.
Чехословацкие корабли для нужд Советского Союза
Река — дело иное. Кажется, что здесь ничего страшного произойти не может. Ведь до берега, как правило, рукой подать. А на берегах — люди, всегда готовые прийти на помощь.
10 июля 2011 года показало, что нет ничего вреднее иллюзий. Немыслимая трагедия разыгралась посреди Куйбышевского водохранилища.
В 1950-х годах Советский Союз озаботился вопросом оснащения речных маршрутов (как транспортных, так и туристических) новейшими теплоходами. Заказ отдали дружественной Чехословакии, которая начала производство кораблей проекта 785 «Россия» на верфях Комарно. К 1958 году были построены 36 таких судов, которые получили названия в честь союзных республик, географических объектов и известных личностей.
С названием «Украина» дело как-то не задалось. Первый теплоход с таким названием, переданный Донскому речному пароходству, сгорел на Дону уже через год. Советские ответственные лица суевериями не страдали, и поэтому теплоход улучшенной модификации, законченный в Комарно в 1955 году, снова назвали «Украиной».
Первые годы «Украина» работала в составе Волжского речного пароходства, базируясь в Горьком, а затем ее перевели в состав Камского речного пароходства, где судно трудилось до своих преклонных лет.
«Они у вас еще плавают?»
К началу 2000-х ветеран речных трасс заслужил выход на пенсию. Но в реальности вместо этого «Украина» продолжала метаться от одного арендатора к другому. Когда случилось непоправимое, в Комарно (теперь это уже независимая Словакия) отправили запрос: как давно к ним обращались по поводу капремонта теплоходов проекта «Россия»? Словаки искренне изумились: «Они у вас еще плавают?» А потом, подняв архивы, выяснили, что в последний раз теплоходы проекта 785 на месте их строительства ремонтировали во времена московской Олимпиады.
Русский бизнес, бессмысленный и беспощадный: желания вкладывать деньги в строительство новых теплоходов ни у кого не было, поэтому выжимали последнее из «старичков», латая их на месте. Образно говоря, лепили из того, что было, лишь бы деньги шли.
В 2010 году «Украину» переименовали в «Булгарию», определив на круизный маршрут Казань — Болгар — Казань. Городище на месте столицы некогда величественной Волжской Булгарии привлекает туристов, тем более что круиз из Казани не является слишком длительным.
Деньги не пахнут
Летом 2011 года ООО «Бриз» передало «Булгарию» в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур», возглавляемому Светланой Инякиной. То, что теплоход находится в состоянии, близком к коллапсу, видели все. Но, когда на горизонте показывается прибыль, кажется, что не все так страшно.
Под русский авось собрали команду, члены которой верили, что и в этот раз пронесет. И началась бойкая продажа билетов.
Те, кто брал билеты на круиз на «Булгарии», отдавали себе отчет, что относительная дешевизна путешествия комфорта не предполагает. Но вряд ли кто-то думал, что это касается не только условий размещения, но и вопроса безопасности. Хотя явный крен «Булгарии» у причала, конечно, не вдохновлял. Но люди наивно полагали: если судно отходит от официального причала, а не выбирается из камышей, то и вопросы безопасности строго контролируются.
В тот роковой рейс отправилось много семейных пар с детьми и беременных женщин. Для многих круиз в Болгар был заменой полноценному путешествию, которое по тем или иным причинам не получилось совершить. На борту собрался 201 человек: пассажиры и члены экипажа.
Одни приглашали родных и друзей отметить в круизе семейный праздник, другие делали сюрприз ненаглядным детям и внукам.
Вода ворвалась через открытые иллюминаторы
Несмотря на обшарпанные стены и общее неудовлетворительное состояние теплохода, отдыхающие старались веселиться как могли. Те, кто помоложе, иронизировали над «Булгарией» и даже фотографировались в образах возлюбленных из фильма «Титаник». Знали бы они в этот момент, что до собственной трагедии остается всего несколько часов.
До Болгара добрались с грехом пополам. Экскурсия заставила забыть о негативном впечатлении, но сильно вымотала: приходилось много ходить пешком. Некоторые из пассажиров едва не опоздали к возвращению в Казань. Вернувшись на борт, люди отправлялись в каюты отдыхать.
10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище была отвратительная погода: дождь, гроза, сильный ливень. И без того проблемная «Булгария» начала зачерпывать воду иллюминаторами правого борта.
Все происходило слишком быстро. Из отчета Речтранснадзора: «Около 12:25 10 июля судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент д/э „Булгария“ входил в левый поворот. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом „на ветер“. Для этого рули были положены на 15° влево. В результате крен увеличился и суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду».
Минуты на спасение
Находившиеся внутри о грозящей опасности не знали. Поэтому те, кто, несмотря на погоду, оставался на палубе, бросались к каютам, чтобы вытащить своих близких.
«Булгария» погрузилась практически моментально, на спасение было всего несколько минут. О какой-то организованной эвакуации речи не шло.
Трагические истории, делившие самых близких людей на живых и мертвых, схожи: шли, крепко держась за руки, выбираясь наверх, и в этот момент попадали под мощный поток воды, ворвавшийся внутрь. Сила его была такова, что родители оказывались не в состоянии удержать детей. Малышей уносило внутрь гибнущей «Булгарии», выбраться откуда уже не было возможности.
Те, кто плавал лучше других, пытались помогать тонущим. Но в мутной воде что-либо разглядеть не представлялось возможным.
Вскоре на поверхности остались лишь спасательные плоты да шокированные люди, державшиеся за них и не верившие, что весь этот кошмар происходит наяву.
Мимо прошли два сухогруза, капитаны которых потом объясняли: на то, чтобы застопорить ход, развернуться и приступить к спасательной операции, у них ушло бы слишком много времени.
Боль, которая не уйдет
Спасением для уцелевших стал теплоход «Арабелла», капитан которого Роман Лизалин и возглавил спасательную операцию. Живыми вытащили из воды 79 человек. Для 122, включая 28 детей, это путешествие стало последним.
То, что происходило в тот день на причале казанского порта, местные до сих пор вспоминают с содроганием. Родные и близкие пассажиров «Булгарии» жадно цеплялись за новости, появлявшиеся невесть откуда. Говорили о том, что все спасены, потом — о том, что кого-то подобрали местные рыбаки, а кто-то сам доплыл до берега. Разум отказывался понимать, что десятки людей уже никогда не вернутся в родные дома.
Один из специалистов, работавших на подъеме «Булгарии», заметил, что эта операция была морально гораздо тяжелее, чем подъем затонувшей подводной лодки «Курск». «На „Курске“ не было погибших детей», — пояснил он.
Никакие компенсации, никакие принятые меры не залечат раны, нанесенные людям гибелью «Булгарии». У тех, кто потерял близких, жизнь разделилась на до и после. И кажется, что погибшие дети с фотографий смотрят на нас непониманием и удивлением: ну как же такое могло случиться?
Встать, суд идет!
Капитан «Булгарии» Александр Островский погиб вместе с судном. Остальные же ответственные лица не горели желанием каяться и признавать вину за случившееся.
Госпожа Инякина, отправлявшая теплоход в рейс, заявляла журналистам: «Это просто штормовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма».
Впрочем, у компетентных органов было иное мнение. Светлану Инякину привлекли к ответственности, как и старпома «Булгарии» Рамиля Хаметова, главного государственного инспектора Казанского отдела Ространснадзора Владислава Семенова, старшего эксперта камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова и начальника Казанского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева.
В 2014 году суд приговорил Инякину к 11 годам лишения свободы, Хаметова — к 6,5 годам лишения свободы, Семенова, Ивашова и Тимергазеева – к 5, к 5 и к 6 годам лишения свободы соответственно.
Оказавшись в СИЗО, Инякина вспомнила, что она мать-одиночка с двумя детьми, и стала отправлять прошения о смягчении своей участи. И ее услышали: срок даме сократили в связи с… амнистией в честь 70-летия Победы. Наверное, по закону все верно, но звучит это как форменное издевательство. Сократили сроки и другим фигурантам дела.
Виновница трагедии «Булгарии» вышла на свободу после «Зимней вишни»
Инякина вышла на свободу в сентябре 2018 года, стараясь не привлекать к себе внимания. Женщина изменила внешность: поговаривают, что она всерьез опасалась мести со стороны родственников погибших.
После гибели «Булгарии» грянул гром: начались тотальные проверки состояния речного транспорта. От тех, кто занимается водным туризмом, стали жестко требовать выполнения норм безопасности. На какое-то время выход в рейсы ржавых посудин стал невозможен.
Но осенью 2018 года, когда Инякина покинула пределы зоны, всем было уже не до «Булгарии». За полгода до этого во время пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» погибли 60 человек, 37 из которых были детьми.
Изучение обстоятельств дела «Зимней вишни» показало, что с соблюдением мер пожарной безопасности в российских торговых центрах творился форменный бардак. Такой же, какой до трагедии «Булгарии» был на речных судах.
Неужели для того, чтобы взяться за ум, нам всегда будет нужна большая беда?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть