66

Режиссер Иван Павлов: «Я не снимаю кино о войне. Мои фильмы о людях»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 25. Сколько там "накапало"? 18/06/2024
Фильм «Время вернуться» основан на реальных событиях. Прототипы главных героев тоже реальные люди.
Фильм «Время вернуться» основан на реальных событиях. Прототипы главных героев тоже реальные люди. Фото из открытых источников

Сложно ли снимать военное кино? Как подобрать актеров среди современных лиц? Кто сегодня главный зритель фильмов военной тематики? Об этом и многом другом корреспондент «АиФ» поговорила с актером, кинорежиссером, сценаристом Иваном ПАВЛОВЫМ.

Время вернуться

Накануне Дня Победы в прокат вышла национальная военно-историческая драма «Время вернуться», снятая на "Беларусфильме". Фильм основан на реальных событиях и рассказывает об уникальной операции белорусских партизан, нашедших проход в тыл врага через непроходимое болото. Благодаря данным партизанской разведки на болоте была построена дорога-«лежневка». Она дала важное тактическое преимущество советским войскам в ходе операции «Багратион».

Фото из открытых источников

Прототипы главных героев тоже реальные люди — командиры и бойцы партизанских отрядов, представители разных народов СССР, боровшихся с фашистами на нашей земле. В частности, белорус Иван Рыльков и Герой Советского Союза узбек Мамадали Топвалдыев по прозвищу Казбек. К слову, последнего Адольф Гитлер считал своим личным врагом, назначив за его поимку награду в 50 тысяч рейхсмарок.

Съемки стартовали 23 июня 2023 года, в день начала операции «Багратион», и завершились спустя 35 дней.

- Я не снимаю кино о войне. Это прежде всего фильм о людях, о любви. Великая Отечественная война – это лишь фон. И я думаю, что у нас получилось рассказать человеческую историю.

Казбек и ягдкоманды

- Много ли в фильме реальных фактов?

- Да. Их немало. Так, в самом начале партизанским командирам зачитывают приказ провести разведку. Это существующий документ. Кроме того, на экране мы воплотили в жизнь несколько реальных героических поступков партизана Казбека. Ну, например, в одиночку он вытащил из плена более 140 человек из пересыльного лагеря. А вот на лугу под Круглым фашисты пасли коров. Он надумал переодеться в женское платье и угнать стадо, а отряд возьмет фашистов «на мушку».

кино2
Фото из открытых источников

Начиная с 1941 года против партизан применялись специальные «охотничьи» подразделения –ягдкоманды. Это прирожденные убийцы. Ягдкоманды убивали всех при малейшем подозрении в принадлежности к партизанам. Все они были одеты в гражданскую форму. Они также есть в фильме. Это исторический факт.

Негде снимать войну!

- Реквизит, форма, оружие в фильме - все настоящее? Сложно ли стало снимать фильмы о войне?

- Да, сложно. В Минске уже не осталось подходящих зданий. Комендатуру Орши мы снимали на заводе Кирова, который находится в частной собственности. Это дорого! И даже там негде развернуться. О панораме даже не было и речи. Партизанскую деревню и лагерь снимали на натурплощадке под Смолевичами (киношники называют это место Смолевудом).

Фото из открытых источников

А еще для одного из кадров нам нужно было болото. Одно было реальное, в Воложине, а другое нарисовали на компьютере. Мы проехали по всей стране, посмотрели восемь болот, проверили глубину, чтобы никто не утонул.

Спасибо огромное за это нашим каскадерам во главе с Романом Королевым.

С оружием для съемок также есть вопросы. Ведь советским автоматам по 85 лет! Они уже почти не стреляют. Конечно, пиротехники - молодцы, пытаются поддерживать этот арсенал в рабочем состоянии, но время берет свое.

Кстати, советская форма еще до сих пор хранится на складах киностудии "Беларусьфильма". Форма немецких солдат сшитая. И стоит она недешево! На площадку подходит художник по костюмам и просит не устраивать попадание пули в немцев. Это когда в кино убивают человека. Для этого под одежду подкладывается специальная штука, которая дистанционно взрывается, и мешочек с кровью выливается. В реальности же остается просто дырочка. А эти немецкие спецназовские анораки оказывается очень дорогие.

- А как же зрители, которые сидят и выискивают киноляпы? Мол, так раньше форму не носили. И тому подобное.

 - Мы не снимали историческое кино, поэтому таким деталям столько внимания не уделяли. Второй момент: «Время вернуться» - это фильм о партизанах. А там кто в чем ходил.

О спецэффектах

- Кстати, на ваш взгляд, нужны ли спецэффекты в таких фильмах? В кинотеатрах на больших экранах не раз видела фильмы, в которых «нарисованы» сцены боя, маневры техники, полет пуль… Смотрится, конечно, масштабно…

- Без компьютерной графики сейчас не обойтись. Вот написал сценарист, что солдаты ехали на фронт в вагонах. А таких вагонов в реальности уже нет. Потому что во время войны у вагонов не было автосцепки, они были двухосные, шпалы деревянные. Тут остается только рисовать.

Хотя, вот интересно, слышал не очень лестные мнения зрителей о некоторых фильмах о Великой Отечественной войне, в которых графика великолепнейшая: летают снаряды, военные сцены, все масштабно. А фильм ни о чем…

Потому что не раскрыта история взаимоотношений людей. Я, как зритель, прихожу в кинотеатр сопереживать героям, получить катарсис от того, что делает актер. Я не сопереживаю снаряду, который очень красиво летит.

Тут можно вспомнить известный фильм «Догвиль». Он снят в павильоне. Но ты сопереживаешь героям, не обращая внимания на фон. Но в то же время, снимая кино о войне, нельзя совсем опускаться до павильона, однако и сосредоточиваться только на спецэффектах, по моему мнению, тоже не стоит.

- Вот смотришь военные фильмы и понимаешь, что очень уже современные лица у актеров. Сложно ли сейчас подобрать типажи тех лет?

- Да. Есть сложность в подборе актеров. Но с этим ничего нельзя поделать. Лица другие, время накладывает свой отпечаток. Я как-то зашел в музей Великой Отечественной войны, посмотрел фотографии женских лиц тех лет. Они все такие круглолицые, короткие прически, сбитого телосложения. Мужчины в осиновым с короткими стрижками.

А тут уже не гонишься за типажами. Самая главная задача режиссера - окружить себя талантливыми людьми и заразить их своей идеей. И дальше только с актерами работать.

Cмотрите, анализируйте!

- На ваш взгляд, кино понравилось зрителям?

- Самая верная и объективная оценка фильма – когда во время просмотра в кинозале есть реакция зрителя: на каком-то моменте все замерли или, наоборот, засмеялись, а может быть, кто-то заплакал.

Я слышал хорошую реакцию на какие-то эпизоды в зале у зрителей на происходящее на экране. Считаю, что кино мы делали для зрителя и что оно получилось.

- Великая Отечественная война все дальше и дальше от нас. Свидетели уходят… Молодежь не особо интересуется событиями тех лет. Нужны ли нам такие фильмы?

- Да. несомненно. Создавая фильм, я ориентировался прежде всего на молодежь. В начале и конце киноленты показаны документальные кадры. «При проведении операции «Багратион» потери Красной Армии составили 765 879 солдат. Из них на территории Беларуси погибло 440 879 человек. 500 тысяч солдат и партизан летом 1944 года награждены орденами и медалями. Всего в партизанском движении участвовали 374 тысяч партизан, 70 тысяч подпольщиков сражались на территории Беларуси. Из них почти 26 тысяч погибло» - это на экране сухие цифры. А ведь за ними стоят жизни людей! 

Я хотел, чтобы молодые люди посмотрели, какой ценой добыта Победа. Смотрите, анализируйте. Я убежден: надо показывать ужас войны и то, к чему она приводит. Что может сделать человек, который не боится войны. Пусть споры решаются не в окопах. Пусть это будет спор умов, а не прицелов.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно