Сложно ли снимать военное кино? Как подобрать актеров среди современных лиц? Кто сегодня главный зритель фильмов военной тематики? Об этом и многом другом корреспондент «АиФ» поговорила с актером, кинорежиссером, сценаристом Иваном ПАВЛОВЫМ.
Время вернуться
Накануне Дня Победы в прокат вышла национальная военно-историческая драма «Время вернуться», снятая на "Беларусфильме". Фильм основан на реальных событиях и рассказывает об уникальной операции белорусских партизан, нашедших проход в тыл врага через непроходимое болото. Благодаря данным партизанской разведки на болоте была построена дорога-«лежневка». Она дала важное тактическое преимущество советским войскам в ходе операции «Багратион».
Прототипы главных героев тоже реальные люди — командиры и бойцы партизанских отрядов, представители разных народов СССР, боровшихся с фашистами на нашей земле. В частности, белорус Иван Рыльков и Герой Советского Союза узбек Мамадали Топвалдыев по прозвищу Казбек. К слову, последнего Адольф Гитлер считал своим личным врагом, назначив за его поимку награду в 50 тысяч рейхсмарок.
Съемки стартовали 23 июня 2023 года, в день начала операции «Багратион», и завершились спустя 35 дней.
- Я не снимаю кино о войне. Это прежде всего фильм о людях, о любви. Великая Отечественная война – это лишь фон. И я думаю, что у нас получилось рассказать человеческую историю.
Казбек и ягдкоманды
- Много ли в фильме реальных фактов?
- Да. Их немало. Так, в самом начале партизанским командирам зачитывают приказ провести разведку. Это существующий документ. Кроме того, на экране мы воплотили в жизнь несколько реальных героических поступков партизана Казбека. Ну, например, в одиночку он вытащил из плена более 140 человек из пересыльного лагеря. А вот на лугу под Круглым фашисты пасли коров. Он надумал переодеться в женское платье и угнать стадо, а отряд возьмет фашистов «на мушку».
Начиная с 1941 года против партизан применялись специальные «охотничьи» подразделения –ягдкоманды. Это прирожденные убийцы. Ягдкоманды убивали всех при малейшем подозрении в принадлежности к партизанам. Все они были одеты в гражданскую форму. Они также есть в фильме. Это исторический факт.
Негде снимать войну!
- Реквизит, форма, оружие в фильме - все настоящее? Сложно ли стало снимать фильмы о войне?
- Да, сложно. В Минске уже не осталось подходящих зданий. Комендатуру Орши мы снимали на заводе Кирова, который находится в частной собственности. Это дорого! И даже там негде развернуться. О панораме даже не было и речи. Партизанскую деревню и лагерь снимали на натурплощадке под Смолевичами (киношники называют это место Смолевудом).
А еще для одного из кадров нам нужно было болото. Одно было реальное, в Воложине, а другое нарисовали на компьютере. Мы проехали по всей стране, посмотрели восемь болот, проверили глубину, чтобы никто не утонул.
Спасибо огромное за это нашим каскадерам во главе с Романом Королевым.
С оружием для съемок также есть вопросы. Ведь советским автоматам по 85 лет! Они уже почти не стреляют. Конечно, пиротехники - молодцы, пытаются поддерживать этот арсенал в рабочем состоянии, но время берет свое.
Кстати, советская форма еще до сих пор хранится на складах киностудии "Беларусьфильма". Форма немецких солдат сшитая. И стоит она недешево! На площадку подходит художник по костюмам и просит не устраивать попадание пули в немцев. Это когда в кино убивают человека. Для этого под одежду подкладывается специальная штука, которая дистанционно взрывается, и мешочек с кровью выливается. В реальности же остается просто дырочка. А эти немецкие спецназовские анораки оказывается очень дорогие.
- А как же зрители, которые сидят и выискивают киноляпы? Мол, так раньше форму не носили. И тому подобное.
- Мы не снимали историческое кино, поэтому таким деталям столько внимания не уделяли. Второй момент: «Время вернуться» - это фильм о партизанах. А там кто в чем ходил.
О спецэффектах
- Кстати, на ваш взгляд, нужны ли спецэффекты в таких фильмах? В кинотеатрах на больших экранах не раз видела фильмы, в которых «нарисованы» сцены боя, маневры техники, полет пуль… Смотрится, конечно, масштабно…
- Без компьютерной графики сейчас не обойтись. Вот написал сценарист, что солдаты ехали на фронт в вагонах. А таких вагонов в реальности уже нет. Потому что во время войны у вагонов не было автосцепки, они были двухосные, шпалы деревянные. Тут остается только рисовать.
Хотя, вот интересно, слышал не очень лестные мнения зрителей о некоторых фильмах о Великой Отечественной войне, в которых графика великолепнейшая: летают снаряды, военные сцены, все масштабно. А фильм ни о чем…
Потому что не раскрыта история взаимоотношений людей. Я, как зритель, прихожу в кинотеатр сопереживать героям, получить катарсис от того, что делает актер. Я не сопереживаю снаряду, который очень красиво летит.
Тут можно вспомнить известный фильм «Догвиль». Он снят в павильоне. Но ты сопереживаешь героям, не обращая внимания на фон. Но в то же время, снимая кино о войне, нельзя совсем опускаться до павильона, однако и сосредоточиваться только на спецэффектах, по моему мнению, тоже не стоит.
- Вот смотришь военные фильмы и понимаешь, что очень уже современные лица у актеров. Сложно ли сейчас подобрать типажи тех лет?
- Да. Есть сложность в подборе актеров. Но с этим ничего нельзя поделать. Лица другие, время накладывает свой отпечаток. Я как-то зашел в музей Великой Отечественной войны, посмотрел фотографии женских лиц тех лет. Они все такие круглолицые, короткие прически, сбитого телосложения. Мужчины в осиновым с короткими стрижками.
А тут уже не гонишься за типажами. Самая главная задача режиссера - окружить себя талантливыми людьми и заразить их своей идеей. И дальше только с актерами работать.
Cмотрите, анализируйте!
- На ваш взгляд, кино понравилось зрителям?
- Самая верная и объективная оценка фильма – когда во время просмотра в кинозале есть реакция зрителя: на каком-то моменте все замерли или, наоборот, засмеялись, а может быть, кто-то заплакал.
Я слышал хорошую реакцию на какие-то эпизоды в зале у зрителей на происходящее на экране. Считаю, что кино мы делали для зрителя и что оно получилось.
- Великая Отечественная война все дальше и дальше от нас. Свидетели уходят… Молодежь не особо интересуется событиями тех лет. Нужны ли нам такие фильмы?
- Да. несомненно. Создавая фильм, я ориентировался прежде всего на молодежь. В начале и конце киноленты показаны документальные кадры. «При проведении операции «Багратион» потери Красной Армии составили 765 879 солдат. Из них на территории Беларуси погибло 440 879 человек. 500 тысяч солдат и партизан летом 1944 года награждены орденами и медалями. Всего в партизанском движении участвовали 374 тысяч партизан, 70 тысяч подпольщиков сражались на территории Беларуси. Из них почти 26 тысяч погибло» - это на экране сухие цифры. А ведь за ними стоят жизни людей!
Я хотел, чтобы молодые люди посмотрели, какой ценой добыта Победа. Смотрите, анализируйте. Я убежден: надо показывать ужас войны и то, к чему она приводит. Что может сделать человек, который не боится войны. Пусть споры решаются не в окопах. Пусть это будет спор умов, а не прицелов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть