«АиФ» отправился в Островец, чтобы узнать, какие изменения происходят в городе на фоне строительства АЭС.
В тени Вильнюса
Островец находится в так называемом аппендиксе Гродненской области: до областного центра отсюда ехать 240 км, на 100 км дальше, чем до Минска. Ближайший крупный город - Вильнюс, до него - 50 км. В советское время местные уезжали работать в Вильнюс. Единственное крупное предприятие Островца - завод «Радиодеталь» - до 1991 года было цехом Вильнюсского завода радиоизмерительных приборов.
Цены - атомные
С конца 2008 года, после выбора Островецкой площадки для строительства АЭС, Островец стал меняться. В 2012 году бывший поселок городского типа с населением 8,3 тыс. человек получил статус города. Теперь то, что некогда называли «концом света», именуют «городом атомщиков». И хоть к самому строительству АЭС здесь еще не приступали, свое влияние на город будущая станция уже оказывает.
- Цены на жилье у нас просто атомные, - говорит местный житель Владимир ГРАЖУЛЬ.
На подготовительных работах на площадке будущей АЭС сегодня заняты порядка двух тысяч человек. Для приезжих строителей уже построили несколько семи- и девятиэтажных домов - самые высокие в Островце. Но жилья на всех не хватает. Из-за высокого спроса цены за койко-места выставляют совсем не районные. От 50 тысяч рублей в день. В местной газете в рубрике «Сдаю» почти все объявления - о сдаче комнат командированным. Хозяин двухкомнатной квартиры, до которого дозвонился «АиФ», предлагает снимать койко-место по 120 тысяч рублей в сутки! Говорит, в его квартире две комнаты, коек - пять.
По такой цене в месяц с одной койки выходит 400 долларов в месяц. С пяти - 2 тысячи долларов. Из-за неожиданно свалившегося заработка на Островец, квартиры здесь стали покупать иногородние. В итоге разогрелся и рынок вторичного жилья. Если раньше двухкомнатная квартира стоила до 30 тысяч долларов, сегодня ее цена - 50 тысяч…
Наперегонки
К месту строительства АЭС от Островца провели новую дорогу. Теперь это самый быстрый способ добраться до центра района. За 20 км на пути встретилось только несколько легковых автомобилей. Остальные - грузовики, едущие на площадку будущей АЭС. Новая трасса минует все населенные пункты и местными пока мало востребована. Поэтому, пока на площадке атомной станции не начались работы, на трассе устраивали состязания гонщики.
- Гонки там были конкретные, - вспоминает Владимир Гражуль. - Народ отовсюду приезжал. Все как в фильмах.
Из городских новинок в Островце - первый светофор. Его установили на выезде из нового микрорайона на улице Володарского. Правда, говорят местные жители, работает он не всегда, и надо быть внимательным, чтобы по привычке не проехать на красный.
Здесь же установили первые в городе остановки городского транспорта. До того года в Островце не было городских автобусов. Но с 1 августа текущего года запущен экспериментальный маршрут, который с 1 сентября станет регулярным.
Строители раздражают
С приездом строителей у местных торговцев вырастает оборот. В городе скоро откроется первый торговый центр. Говорили, что здесь построят и известные в Беларуси супермаркеты. Но пока 8-тысячный город обходится своими магазинами.
Открываются и кафе. Новые заведения открылись и в Островце, и в соседнем Гудогае. В новом уличном кафе в Островце теперь собираются в основном местные. Старые бары и кафе островечане все меньше посещают, там постоянно собираются строители.
- У людей другие нормы поведения, бывают и сложности, - осторожно высказывается о взаимоотношениях местных жителей и приезжих строителей Сергей ШЕИН. - Люди раскрепощенные, не привязанные к семье, временные. Это все объяснимо, но порой раздражает...
Кто работает - не жалуется
То, что рядом большая стройка, ощущают и в соседних деревнях. В пяти километрах на запад от строительной площадки расположены Ворняны. Возле кафетерия - машины с российскими номерами: некоторые сюда на обед приезжают. Но, говорят в кафетерии, большую часть строителей возят в деревню Гервяты, что в 5 км на восток от стройки. Там есть большая столовая.
На стройку идут работать и сельчане. В основном - сторожами. На эту должность берут всех, включая пенсионеров. Платят сторожам около 2 млн рублей, притом что график работы - сутки - через двое-трое.
- Проходных там - море, - говорит Николай КИСЕЛЕВИЧ из Ворнян, который работает охранником на железнодорожной станции при АЭС.
Ездят работать на стройку и из самого Островца.
- Кто работает, не жалуется, - рассказывает Ромуальда ВАКО, жительница города. - Многие говорят: увольняемся, пойдем на атомку. Говорят, что тяжеловато там работать, потому что ответственность большая, но ведь работают люди...
Официально
По оценкам НИИП градостроительства в связи со строительством и вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС, население Островца увеличится с 8,5 до 35 тыс. жителей. Готова ли социальная инфраструктура к скачку и кто это финансирует, «АиФ» рассказал заместитель председателя Островецкого райисполкома Виктор СВИЛЛО:
- Два новых микрорайона разработаны в детальной планировке, и на этих площадках уже ведется строительство. В этом году началось строительство школы и детского сада по улице Володарского. Эти объекты будут сданы в эксплуатацию в 2014 году.
Третий микрорайон сейчас в стадии разработки. Это практически новый город. По мере того как станет нарастать население Островца, будут строиться садики, школы. Планируем построить и новый лечебный корпус. На стройке АЭС уже сегодня задействованы 2 тысячи человек. И они обращаются за медицинской помощью, идут в нашу больницу.
На строительство АЭС выделяются заемные деньги из России. Но чтобы реализовать такой важный проект, подготовить социальную инфраструктуру и город должны мы сами.
Железная и автомобильная дороги, строительство жилья, школ, садов - все это серьезные вложения. Финансирование поступает из республиканского бюджета. Ни район, ни область такого не потянут.
Неофициально
Николай УЛАСЕВИЧ, бывший председатель сельсовета в д. Ворняны, - главный оппонент строительства АЭС в районе.
- Почему АЭС строят в экологически чистом краю? Тут что, крупные потребители электроэнергии? Говорят, строят возле границы, потому что будут продавать. А раз собираются продавать, значит, не так у нас и плохо, значит нам хватает электроэнергии. Зачем тогда ее вообще строить станцию?
Нам еще говорят: нужна диверсификация энергетических ресурсов. Есть экономический закон, по которому не более 30% ресурсов, а тем более топливных, могут быть из одного источника. Сегодня весь газ мы берем из России. А какая получится диверсификация, когда мы российский газ поменяем на российский уран?
Но никто этих вопросов не задает. Люди живут одним днём. Мы так воспитаны: привыкли рассчитывать, на кого-то там сверху, кто решит за нас все. Люди боятся высказываться и боятся думать. Они не в силах оценить ситуацию.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть