1410

Право на самокат. В Беларуси вновь намерены изменить ПДД

"Аргументы и факты" в Беларуси № 48. Зацепиться за угол 26/11/2024

Два года прошло со вступления в силу масштабных изменений в Правила дорожного движения (ПДД), а эксперты всерьез задумались над тем, чтобы вновь скорректировать документ. Предполагаемые изменения в основном касаются велосипедистов и людей, которые пользуются средствами персональной мобильности (СПМ) – электросамокатами, гироскутерами, сегвеями и т. п.

В сентябре соответствующий проект Указа выносился на общественное обсуждение. О том, какие основные изменения планируют внести в ПДД и что предлагают участники обсуждения, – в обзоре «АиФ».

СПЕШИВАТЬСЯ ИЛИ НЕТ?

Одно из самых обсуждаемых планируемых изменений – возвращение к практике спешивания для тех, кто пересекает проезжую часть на велосипедах и СПМ. При этом предлагается оставить возможность не спешиваться: когда проезд регулируется светофорами для велосипедистов; когда допускается движение велосипедистов по проезжей части, а также её пересечение по велосипедной дорожке либо по краю проезжей части не далее 1 м; при пересечении проезжей части по линии тротуаров и обочин. В этих случаях велосипеды и пользователи СПМ будут обязаны уступать дорогу другому транспорту, который едет по проезжей части.

Судя по отзывам, оставленным на правовом форуме, на котором проводилось официальное общественное обсуждение возможных изменений, большое количество пользователей против этого. В основном аргументируется это тем, что практика спешивания почти на каждом переходе доставит много неудобств велосипедистам и пользователям СПМ.

«Ежедневно по моему стандартному маршруту дом – работа в Минске (микрорайоны Каменная Горка – Новинки) на СПМ я пересекаю проезжую часть 41 раз. Лишь шесть переходов оборудованы светофорами для пешеходов, три из них являются комбинированными пешеходными и велопереходами, ни один не оборудован отдельным светофором для регулирования движения велосипедистов», – делится мнением один из участников.

Пользователь из Гомеля считает, что даже полностью здоровому человеку, не говоря уже о пожилых, будет тяжело спешиваться с велосипеда на каждом переходе: «Я предлагаю попробовать каждому (кто выносит этот проект на рассмотрение) проехать по Гомелю на велосипеде, хотя бы из Советского района в Волотову! Физически вы будете уже не в состоянии продолжать трудовую деятельность в этот день».

В ГАИ аргументируют данное возможное изменение возросшим уровнем аварий с участием велосипедистов и пользователей СПМ. «Граждане уловили своё право не спешиваться, однако обязанность пересекать проезжую часть со скоростью пешехода они не заметили», – сказал начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД Александр ШЕВЧЕНКО.

При этом представители разных точек зрения сходятся во мнении, что все участники движения должны уважительно относиться друг к другу.

ВОДИТЕЛЕЙ СТАНЕТ БОЛЬШЕ?

Ещё одно планируемое изменение: непосредственно к СПМ хотят отнести транспорт, который предназначен для передвижения одного человека, оборудован электродвигателем, имеет одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч. При этом в ПДД предусматривается оговорка: несмотря на наличие двигателя, СПМ не будут относить к механическим транспортным средствам. Хотят изменить статус человека, который управляет СПМ: он будет считаться водителем, но получать водительское удостоверение для езды на таком транспорте не нужно.

А вот СПМ, которые имеют скорость больше 25 км/ч, хотят отнести к категории мопедов или мотоциклов. Для того чтобы узаконить этот транспорт, владельцу с документами на СПМ, как предлагается, надо будет обратиться в «Белтаможсервис» для оформления электронного паспорта, а затем в ГАИ для регистрации. В зависимости от того, под какую категорию попадёт транспорт (мопед, мотоцикл), необходимо будет иметь водительское удостоверение соответствующей категории и ездить не по тротуару или обочине, а по проезжей части.

«Как зарегистрировать уже имеющееся мощное СПМ с конструктивной скоростью более 25 км/ч, но мощностью менее 4кВт? У многих людей нет даже паспорта на такие средства, не говоря уже о таможенных документах», – задаётся вопросом один из пользователей форума и предлагает, помимо поправок в ПДД, рассмотреть поправки в постановление Совмина о госрегистрации для возможности без проблем легализовать ранее приобретенное СПМ.

ГДЕ ПАРКОВАТЬСЯ?

Изменениями ПДД также планируется упорядочить размещение средств персональной мобильности и велосипедов, чтобы их не бросали где вздумается. Размещение велосипедов и СПМ предлагается запретить на проезжей части и в других местах, где это может создать препятствие или угрозу безопасности участников дорожного движения: возле подъездов, поперёк входов и т. д. Ставить транспорт можно будет вдоль тротуаров или на отведённых для этого площадках, обозначенных специальной разметкой.

Эти и другие возможные новшества ещё находятся на стадии обсуждения, работа над проектом закона продолжается. По словам Александра Шевченко, скорее всего, будет ещё одно общественное обсуждение. Принятие поправок ожидается не ранее следующего летнего сезона.

МОТОБЛОКИ

Некоторые возможные новшества в ПДД касаются движения мотоблоков. Им планируют позволить двигаться не только по гравийке. В частности, движение на мотоблоке с прицепом хотят разрешить по проезжей части, но не далее 1 м от её правого края, в светлое время суток и по дорогам, где разрешённая скорость движения не больше 90 км/ч.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За январь-сентябрь 2024 года с участием лиц на СПМ произошло 69 ДТП, в которых погибли 3 человека, получили травмы – 71. За этот же период на пешеходных переходах с участием велосипедистов зафиксировано 128 ДТП, в которых 2 человека погибли и 127 получили травмы. Но фактически аварий с участием СПМ и велосипедистов больше, так как происшествия на тротуарах между пешеходами и велосипедами с СПМ не относятся к категории ДТП и в общую статистику не попадают.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно