9668

По новым правилам. Запретят ли использовать личные авто в качестве такси?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 40. Такси по блату или по новым правилам? 06/10/2020
Нам нужны условия для развития перевозок, а не простое регулирование и запреты.
Нам нужны условия для развития перевозок, а не простое регулирование и запреты. Фото из открытых источников

За последние годы ситуация в сфере пассажирских перевозок в Беларуси сильно изменилась. Рынок расширился, обострилась конкуренция, услуга такси стала комфортнее: например, пассажир теперь может заранее узнать стоимость поездки и маршрут. Легче стало устроиться на подработку таксистом.

Вот только готовящийся проект указа Минтранса может значительно повлиять на текущую ситуацию. «АИФ» собрал мнения.

В конце сентября стало известно о проекте указа Минтранса «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров». Под обоснованием необходимости принятия этого указа подписался министр транспорта и коммуникаций Алексей АВРАМЕНКО. В Минтрансе подчеркивают: это рабочий документ, и пока ничего из написанного в нем не вступило в силу.

Какие основные моменты прописаны в проекте? Рассуждаем о плюсах и минусах возможных нововведений.

1. Введение регистрационных карт для автомобилей-такси. Согласно указу регистрационная карта будет выдаваться на каждое транспортное средство, осуществляющее регулярные пассажирские перевозки. За выдачу регистрационной карты будет взиматься государственная пошлина в размере 2 базовых величин (1 базовая - 27 руб.), за внесение в нее изменений, выдачу дубликата - в размере 1 базовой.

Плюс. Авторы проекта рассчитывают, что это поможет создать прозрачные правила работы на рынке и установить контроль исполнения требований законодательства.

Минус. Использовать автомобиль-такси в личных целях запрещается. То есть водители, которые работают на личных автомобилях, должны будут использовать их только для работы либо не использовать в качестве такси вообще. По результатам исследования, проведенного Отраслевой лабораторией антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли БГЭУ, 63% опрошенных водителей работают на себя и на собственных машинах.

2. Все водители должны заключать трудовые договоры. Договоры подряда исключаются, то есть перевозчик должен будет принимать водителей на работу в штат.

Плюс. Трудовые договоры позволят при приеме на работу подтверждать водительский стаж, проходить обучение, курсы повышения квалификации водителю. Договоры подряда такой возможности не предоставляют.

Минус. Это может быть неудобно тем, для кого работа в такси не является единственным заработком, и тем, кто совмещает работу с несколькими службами такси. Однако главой 32 Трудового кодекса (ТК) Республики Беларусь предусмотрена работа по совместительству. А с учетом норм ст. 348 ТК наниматель вправе принять на работу водителя по совместительству.

3. Диспетчер такси должен быть из Беларуси. Деятельность в качестве диспетчера такси может осуществляться юридическими лицами с местом нахождения в Республике Беларусь на основании карты-допуска диспетчера. Выдача карты обойдется в 100 базовых величин.

Плюс. По мнению авторов проекта, указ поставит всех участников сферы пассажирских перевозок в равные условия и будет способствовать добросовестной конкуренции.

Минус. Возможно, зарубежные сервисы Uber и «Яндекс.Такси», пользующиеся сейчас огромным спросом в Беларуси, больше не смогут работать по-прежнему. Нужно будет открыть представительство в нашей стране, встать на учет в налоговых и иных органах Беларуси, а также открыть счета в белорусских банках.

Отклик

В Минтрансе подтвердили, что проект указа сейчас рассматривается в госорганах. Цель нового указа - обеспечение безопасности автомобильных перевозок пассажиров и повышение качества оказываемых услуг, но вместе с тем сфера пассажирских перевозок окажется под жестким государственным контролем.

Руководители «Яндекс.Такси» уже ознакомились с проектом указа. Директор по корпоративным отношениям группы компаний «Яндекс.Такси» Александр ВЫСОЦКИЙ в интервью Onliner отметил, что запрет работы иностранных юрлиц в условиях действующего банковского законодательства означает закрытие рынка для всех платформ онлайн-заказа такси.

- Сегодня все присутствующие и приходящие в страну платформы вынуждены работать из-за рубежа не по своей прихоти, а потому что для такой деятельности в Беларуси - в частности для организации платежей от заказчиков перевозчикам, - нужна банковская лицензия, что выглядит, мягко говоря, странно, - сказал Высоцкий.

По мнению директора «Яндекс.Такси» попытки регулировать рынок подобным указом приведут к расцвету «серого» рынка, а также удорожанию перевозок, снижению их удобства для пассажиров, потере рабочих мест и подработки для водителей.

Предприниматель Дмитрий МИРНОВ работает в «Яндекс.Такси» с момента появления сервиса в Беларуси. Готовящийся указ вызвал у него много вопросов.

- Прекрасно помню то время, когда звонить в службу такси нужно было чуть ли не за час до выезда - такая была очередь на услугу. Неужели нас хотят вернуть в то время? Если указ вступит в силу, это создаст сплошные неудобства для перевозчиков. Вместо того чтобы продвигать отечественные компании, повышать качество их сервиса, авторы проекта словно сконцентрировались на устранении конкурентов. Разве это эффективно?

Предложения

Вместе с тем в указе не упоминаются насущные проблемы рынка такси.

- Поработать бы стоило над улучшением конкурентной среды с одновременным увеличением собираемости налогов. Онлайн-платформы как раз способствовали этому, в том числе благодаря внедрению безналичной оплаты, - говорит директор «Яндекс.Такси». - Документ не решает вопрос с использованием программных касс вместо дорогих счетчиков. В XXI веке таксометр и кассовый аппарат устарели, от них надо избавляться.

Также странно, что среди предложений Минтранса не уделено внимания многочисленным жалобам пассажиров на перевозчиков, которые осуществляют поездки «от борта» по завышенным тарифам. Проехать 10 км и в конце поездки получить чек на 75 рублей в Беларуси всё ещё возможно. При этом перевозчики со специфическими расценками защищены законодательством. Председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий ВАЖНИК считает: «Тариф не должен диктоваться, но должен иметь рамки - нижний предел и верхний. Первое - чтобы была возможность обеспечить безопасность и водители не экономили на этом. Второе - чтобы исключать случаи, когда люди завышают цены и просто хотят нажиться».

Пока нет точной информации, будет ли принят указ. Остается надеяться, что все-таки интересы пассажиров будут учтены, а прав у водителей не станет меньше.

ПРОВЕРКА СЛУХА

23 сентября в Интернете появилось видео, снятое очевидцем в Минске. Это реальный факт. Молодой парень убегал от «силовика», заскочил в такси, и водитель быстро скрылся, увозя пассажира. Как это случилось? Парень находился вместе с протестующими, и в какой-то момент за ним погнался «силовик». Он подбежал к дороге и услышал: «Ко мне запрыгивай!». Это и был тот самый таксист. Молодой человек сел в машину, и таксист быстро уехал. По словам парня, водитель не взял денег ни за поездку, ни за ущерб: машине повредили бампер, разбили боковое стекло. Если бы не таксист, неизвестно, вернулся ли бы парень домой в тот день.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно