Давняя традиция еженедельника - интервью с читателем. Мы в гостях у одного из самых преданных подписчиков «АиФ» Геннадия Николаевича ИГНАТЕНКО.
О юных годах и походах в школу за 10 км (многим читателям это знакомо!); советском образовании, уровня которого хватило, чтобы, например, подросток смог самостоятельно провести электричество в две деревни; о разработке, которую внедрили по всему СССР.
Вставал в 4 утра
- Родился я в деревне Казаки (Витебская обл.) в семье обычных крестьян. Недавно отметил свое 81-летие. Помимо меня в семье было еще три брата, я - старший, поэтому основная помощь по хозяйству и присмотру за детьми ложилась на мои плечи. Помню, самым нелюбимым занятием в детстве было пасти коров. Вставать нужно было в 4 часа утра, домой возвращался в 11 вечера, и так три дня подряд через каждые две недели. Все земли в то время были заняты под пашни, коровам есть нечего. Я брал с собой мешочек с солью, таскал его по осоке, которую коровы не любили. «Подсоленную» траву животные выгрызали под корень…
Дедушка обучал меня окучивать картофель, убирать и стоговать сено. В свободное время я собирал ягоды и грибы. Рядом с деревней была грибоварня, где принимали белые грузди. За один поход мог заработать 10 коп., это были большие деньги. На них в основном покупал книги. А ягоды носил домой, мама делала из них запасы на зиму. Закатывали опята, огурцы, помидоры. Детство многому меня научило.
ГРАМОТЫ ВМЕСТО ОБЛОЖЕК
- Как проходили школьные годы?
- В начальную школу ходил за 2 км от дома, с 5-го по 7-й класс приходилось ходить за 5 км от дома, а старшая школа находилась вообще за 10 км. В теплую пору года от дома до школы можно было ездить на велосипеде, в межсезонье порой приходилось ходить пешком. А вот зимой, когда сугробы были выше меня, ездить так уже не получалось, и я оставался жить в общежитии с отцом, которое ему давали от работы. Мой отец занимался ремонтом МТС (машинно-тракторных станций), многократно награжден за восстановление сельского хозяйства после войны. К сожалению, некоторые из его наград использовались не по назначению - в то время обложек для учебников не было, и, чтобы сохранить книги, мы заворачивали их в отцовские грамоты.
Учиться в школе мне нравилось, за это спасибо учителям. На уроках физики преподаватель научил нас делать электрический щит, и на основе этих знаний в 15 лет я в одиночку провел электричество в дома деревни, где жил. Людям нужен был свет, электрики не справлялись, и я чувствовал, что должен помочь. За полгода «осветил» две деревни.
ПОЛЧАСА НА СДАЧУ
- Что было после того, как вы окончили школу?
- Когда мне было 17 лет, настало время поступать в институт. Я занял призовое место на областной олимпиаде по химии, меня пригласили в мединститут. Мой хороший друг сказал: «Поехали со мной поступать в Минск в Белорусский институт народного хозяйства!» Поехал. Помню, во время вступительного экзамена по математике меня чуть не выгнали: свое задание я решил минут за 15, а потом обратил внимание, что передо мной сидит парень, у которого никак не получается справиться с заданием. Помог ему. Преподаватель заметил это, хотел выгнать, но сжалился. В итоге и я, и мой друг, и тот парень, которому я помог, поступили и стали друзьями.
На 3-м курсе меня призвали в армию, в ракетные войска. Узнал, что рядом с частью есть университет, и добился разрешения продолжить обучение, восстановившись на 3-й курс заочного отделения Латвийского государственного университета. Я был единственным таким, кто на службе продолжал обучаться. Порой было непросто: все отдыхают, а я - с учебником. Во время экзаменов получалось отлучаться с поста, но иногда время было ограничено - всего полчаса. Забегал в кабинет, преподаватели удивлялись, видя солдата, спрашивали: «Вам точно сюда?» Может быть, отчасти поэтому сдавал я всегда все с первого раза.
Я окончил университет, получил диплом. А потом познакомился с доцентом технических наук, по совместительству заведующей лабораторией, которая занималась проблематикой подготовки строительного производства. Вместе с коллегами мы создали проект ПТД (планово-технологической документации). Этот проект начали интегрировать в работу строительных трестов и представлять на выставках в республиках Советского Союза. Наша команда получала одобрение на всех уровнях, поэтому мы решили ехать на самую крупную выставку СССР, в Москву. Там также оценили нашу работу (потом ее внедрили по всему СССР), а мы получили бронзовые медали за вклад в строительство. Эту медаль я до сих пор ношу на своем парадном пиджаке.
В последующем стал кандидатом наук и преподавал предмет «Организация и управление строительством» в учреждениях образования с 1980 до 2017 г. На вопрос, почему я не пошел на докторскую, отвечаю: «Моя докторская - это мой дом, который я построил и в котором живу по сей день».
- Чем предпочитаете сейчас заниматься?
- Огромную радость мне приносит мой сад, нравится наводить в нем чистоту и порядок. Сейчас выращиваю сливы, яблоки, вишню, персики. В планах - начать выращивать абрикосы. Летом с женой, так сказать, работаем бок о бок: я - в саду, она - в огороде, но и мне тоже помогает. Также мы родители единственного сына, у нас уже есть внук и внучка. Семья дружная, часто проводим время вместе. С уверенностью могу сказать, что жизнь удалась.
Сказка о Минском море. Несколько зарисовок из жизни о воспитании детей
Давай поженимся. Пьеса Евгении Добровольской длиной в 60 лет
Почему в советское время строили в основном пяти- и девятиэтажные дома?
Не только Эль Класико. Какие существуют культовые футбольные дерби?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть