8100

Виктория Токарева - о деградации, языке и многожёнстве

№ 48 от 28 ноября 2012 года 28/11/2012

Их поезд ушёл

- Виктория Самойловна, вы успешный писатель, ваши книги издаются хорошими тиражами во многих странах. Признайтесь: вы ни разу не задумывались о том, чтобы переехать куда-нибудь в Европу, где климат - в том числе и политический - получше, и писать там? В конце концов, многие классики так делали…

- Для меня климат, погода, время года не играют большой роли. Важнее, что я в данный момент пишу, получается или нет. За свою жизнь я побывала в самых разных странах мира, много чего повидала и чётко поняла для себя одну вещь: я могу жить только там, где звучит мой родной язык, где люди вокруг говорят по-русски. Как говорил Сергей Довлатов: «Без языка человек теряет 80% своей индивидуальности». Если я утрачу свою индивидуальность, получается, я буду просто немой бабкой! И зачем мне это?! Тут-то я с утра проснулась - и уже Виктория Токарева! Раствориться в чужой стране, стать её частью удаётся очень немногим. Не помню, у кого из эмигрантов прочитала: «Я не пошёл голосовать, потому что какое моё дело, кого они там выберут».

- В этом эмигрантов понять можно. А вы на выборы ходите?

- Нет, не хожу. Но не потому, что мне наплевать на страну, а потому, что мой голос ничего не решает. Я объясню: вот были в этом году выборы президента. Смотрю на кандидатов и понимаю: выбирать-то особо не из кого. Ну взять, например, Зюганова - ясно ведь, что его поезд давно ушёл. Или смотрю на Миронова - ну, по мне он какой-то простоватый для лидера, без харизмы. Жириновский непредсказуемый и опасный. В общем, понимаешь, что на этом политическом фоне, кроме Путина, действительно выбирать некого.

- Вам-то Путин нравится?

- (Задумывается.) Мне сложно давать какие-то развёрнутые оценки, анализировать, поскольку я всю жизнь довольно аполитична. Единственный период, когда и я стала политизированной, - перестройка (с воодушевлением в голосе). Это было время, когда толпа превратилась в народ! Это было потрясающе! А уж Ельцин в моём представлении и вовсе был подобен Спартаку, который вёл рабов к свободе! Казалось, происходит что-то невероятное, то, чему никогда не суждено было сбыться.

Лишние слова

- Есть мнение, что литература больше не играет никакой роли в формировании личности, что её роль в жизни общества утрачена. Вы согласны?

- Не думаю, что литература окончательно и бесповоротно утратила свои функции. Просто, помимо прочего, люди делятся на тех, кто читает, и тех, кто не читает. Вот есть у меня сосед на даче, который за всю свою жизнь прочитал одну книжку - «Три поросёнка». И ему больше не надо, нет у него такой потребности. А кто-то, как я, без книги жить не может - и таких людей, поверьте, предостаточно. Всё зависит от уровня развития человека.

- А может быть, давно не появлялись книги, которые бы заставили людей массово обратиться к литературе? Вспомните, ещё лет десять назад говорили о том, что дети больше не хотят читать, что литературный язык для них чужд и т. д. Но вышла серия романов о Гарри Поттере, и дети во всём мире схватились за книги.

- Отвечу вам так: как-то моя внучка пожаловалась: «Папа сказал, что, если я прочитаю «Анну Каренину», он подарит мне iPad. А я не могу её читать - скукотища страшная». Говорю ей: «Давай я тебе своими словами сюжет перескажу». Она вздыхает: «Не поможет… Папа подробности будет спрашивать. Придётся мучиться, читать». После этого разговора я взяла этот роман Толстого и стала его перечитывать. И в какой-то момент вдруг вспомнила слова Ивана Бунина, который сказал: «Я бы «Анну Каренину» переписал». С позиции Бунина в прозе Толстого слишком много лишних слов. И то, почему части молодого поколения Лев Николаевич кажется скучным, неинтересным, я понимаю. Время-то идёт, меняется речь, и что самое главное - меняется темп речи.

- Многие специалисты называют все эти изменения не иначе как деградацией русского языка.

- Нет-нет! Язык приспосабливается ко времени, он живой. А когда начинаются все эти разговоры о деградации, я всегда вспоминаю строчки Тютчева: «Зима недаром злится, прошла её пора - весна в окно стучится и гонит со двора». Удел стариков, которые нередко выступают в качестве специалистов по данному вопросу, - брюзжать, злиться, негодовать. Их пора прошла. Наступает пора нового поколения - со своим языком, своими героями, своей модой. Это не плохо и не хорошо. Это непрерывность жизни.

- А какие герои сегодня в моде, по вашим наблюдениям?

- Сейчас в моде деньги. Соответственно востребованными, модными героями стали бизнесмены и политики. При моей маме в моде были шахтёры и лётчики. Чкалов, Стаханов - вот кто был властителем молодых умов, кому хотели подражать. Во времена моей молодости в моду вошли кинорежиссёры, потом космонавты. Это было романтично. Сегодня многие искренне верят, что за деньги можно купить всё. А это далеко не так. Есть вещи, которые за деньги не купишь.

- Кстати, напоследок о любви, если вы её имели в виду. В одном из интервью вы сказали: «Мне кажется, что институт брака когда-нибудь изменится, потому что он несовершенный». Не могли бы вы расшифровать свою мысль?

- Я имела в виду то, что мне нравится форма брака, существующая в мусульманских странах. То есть каждый мужчина содержит столько женщин, сколько может содержать. Скажем, три жены - и все на равных правах!

- А вы бы так смогли жить?

- Вы имеете в виду, смогла бы я иметь собственный гарем из трёх мужиков?! (Смеётся.)

- Не передёргивайте!

- Я не передёргиваю. Просто в моём случае допустим только такой вариант. (Смеётся.)

Беседовал Сергей ГРАЧЁВ

ДОСЬЕ

Виктория ТОКАРЕВА родилась в 1937 г. в Ленинграде. Окончила Ленинградское музучилище по классу фортепиано, в 1969 г. - сценарный факультет ВГИКа. Автор более 40 книг и сценариев («Джентльмены удачи», «Мимино», «Шла собака по роялю» и др.).

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно