53321

Валерий ТИХИНЯ: Правовое государство должно стать нашей национальной идеей

№ 50 от 14 декабря 2011 года 14/12/2011

Свое мнение «АиФ» по этим и другим вопросам высказал «совесть белорусского правосудия» – бывший министр юстиции, первый председатель Конституционного Суда Беларуси, доктор юридических наук Валерий ТИХИНЯ. 

- Валерий Гурьевич, анализировали ли вы причины, почему у нас нет такого пиетета к закону, как, например, в Швеции и Норвегии?

- Во-первых, потому что  мы плохо эти законы знаем. У нас еще довольно низкая правовая культура и не только у населения, но и в профессиональном сообществе. Меня коробит, когда говорят, что в Беларуси - перепроизводство юристов. Надо говорить о том, что мы порой плохо их готовим, выпускаем специалистов, которые не обладают в достаточной мере правовым мышлением, но никак не о перепроизводстве юристов, коль скоро мы провозгласили в Конституции благородную цель – формирование правового государства. Кстати, участвуя в разработке проекта Конституции Республики Беларусь, я, в свое время, предложил в первой статье Основного Закона вместо формулировки, что Беларусь – правовое государство, записать: «Республика Беларусь стремится к построению правового государства”. Но премьер-министр Вячеслав Кебич тогда возразил: “А если мы через 2-3 года построим правовое государство, нам что - референдум созывать, чтобы изменять Конституцию?”. И мы оставили прежнюю редакцию законопроекта. Но прав оказался немецкий поэт и мыслитель Гёте, который сказал, что между провозглашением идеи и ее реализацией – дистанция огромного размера.  Мы еще ни одного дня не жили в правовом государстве. Многие наши сегодняшние беды напрямую связаны с этим. В настоящее время мы лишь внедряемся в законодательство, соответствующее рыночным отношениям. Кроме того, необходимой предпосылкой создания правового государства является зрелое гражданское общество, которое, к сожалению, таковым у нас сегодня еще не является.

- А нет ли здесь более глубинных исторических причин: СССР вряд ли был правовым государством, люди потеряли веру в закон, видя беззаконие власти?...

- Безусловно. Когда люди видят пренебрежение чиновников к праву, для них законы тоже становятся лишь бумажками. Именно поэтому правящая элита должна показывать пример законопослушания. Для правового государства характерен принцип взаимной ответственности: когда не только гражданин должен нести юридическую ответственность перед государством за нарушение закона, но и государство (в свою очередь) должно отвечать перед своими гражданами за невыполнение взятых на себя обязательств. Когда я был председателем Конституционного Суда, в 1995 году мы рассмотрели нашумевшее дело о деноминации белорусского рубля, в результате которой люди потеряли свои денежные сбережения. И суд констатировал, что Правительство и Нацбанк не выполняют провозглашенный правовым государством принцип взаимной ответственности. Какие бы финансовые сложности не были, всегда можно, в той или иной форме, найти способы выполнения взятых государством обязательств. Нужно всем нам понять, что  формирование правового государства является такой же закономерностью, как и законы природы. Можно их игнорировать, но результат будет таким, какой мы получаем, например, игнорируя законы экологии. Усвоить эту прописную истину необходимо и, чем скорее, тем лучше. По моему глубокому убеждению, создание правового государства – одна из жизненных потребностей современного белорусского общества. Путь к нему тернист, но необходимо приложить все усилия для того, чтобы правовое государство у нас стало реальностью.

- Иногда приходится слышать такого рода суждения: «плохие» законы можно не исполнять. Как вы к этому относитесь?

- На мой взгляд, это явно ошибочное мнение. Пока закон не отменен, его необходимо исполнять. В противном случае, мы становимся на скользкий путь – путь беззакония и произвола. К сожалению, все это мы в свое время уже проходили и негативные  последствия нам хорошо известны. Когда речь идет о правовом государстве, то имеется в виду не просто наличие в нем законов и иных нормативных актов. Правовое государство предполагает господство права, верховенство и торжество закона. Все государственные органы, должностные лица и граждане должны действовать в рамках закона и ему подчиняться. При этом законность в правовом государстве не может носить половинчатый характер – она либо есть, либо ее нет. Третьего здесь не дано.

Здесь уместно вспомнить мудрое предостережение древнегреческого философа Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находиться под чьей-то властью…»

Конституцию – в школы

- У вас есть рецепт, как поднять в Беларуси правовую культуру?

- Нужны десятилетия, чтобы привить традиции уважения к закону. Посмотрите на последние печальные события в Великобритании. Люди сообщали полиции данные о погромщиках, даже если среди них были родственники. В Германии считается нормальным сообщить в полицию, если вы увидели, как кто-то превысил скорость, к примеру. У нас это считается «стукачеством».

Чтобы создать управляемое законом общество – все его члены должны знать законы. Правовая культура в обществе достигается прежде всего с помощью правового всеобуча.

Граждане должны иметь определенный минимум знаний о праве. Они должны научиться юридически грамотно отстаивать в суде и в иных органах государства свои права. На мой взгляд, нужно увеличить количество часов по праву для студентов вузов по не юридическим специальностям. Сейчас основы права для них читаются в объеме всего лишь 40-60 часов.

- А может, стоит изучать Конституцию в начальной школе?

- Не только можно, но и нужно. Это Основной Закон нашей страны, его нужно изучать, прививать к нему любовь и уважение со школьной скамьи. Школьников надо учить тому, что если мы будем говорить только о правах и недооценивать при этом обязанности, то в первую очередь (хотим мы этого или нет) будет нанесен удар по правам граждан. Нет прав без обязанностей, как и нет обязанностей без прав. Так гласит наша Конституция.

- В России недавно граждане получили право напрямую обращаться в Конституционный Суд за защитой своих прав. В Беларуси мы можем это сделать только через определенные органы, которые могут и отказать. Стоит ли нам вводить эту норму?

- Когда в 1994 году принимался закон о Конституционном Суде, предлагалось предоставить гражданам право напрямую обращаться в Конституционный Суд. Но тогда белорусский законодатель испугался, что суд может «захлебнуться» от огромного потока жалоб. Поэтому определили шесть «посредников». Но сегодня уже можно пересмотреть эти конституционные нормы и пойти вслед за практикой России, потому что наш Конституционный Суд сегодня, необходимо признать, находится, образно говоря, под стеклянным колпаком, он оторван от рядовых граждан. Помимо этого механизма, по моему мнению, нужно ввести в стране пост Уполномоченного по правам человека. Кстати, считаю очень своевременным создание в Республике Беларусь Следственного комитета –  это прогрессивный шаг в системе органов предварительного расследования.

О личном выборе

- В 1996 году вы как председатель Конституционного Суда не признали итоги республиканского референдума и в знак протеста ушли в отставку. У вас было 16 лет осмыслить этот шаг. Какой совет вы бы дали людям, которые встают перед выбором: беззаконие власть имущих или верховенство закона?

- Меня многие упрекали в том, что я пошел на то «примирительное» совещание, где присутствовали посланцы России – Черномырдин, Строев и Зюганов. Но я надеялся доказать, что необходимо сохранить достигнутую договоренность между Конституционным Судом и президентом о том, что  результаты референдума будут носить рекомендательный характер. Но в последний момент это хрупкое равновесие сорвалось и я (и еще 7 судей) в знак протеста ушел в отставку. Я не сожалею о том шаге, по крайней мере, моя совесть чиста. И мой совет – никогда не идти на сделку с совестью.

- Вы были тем единственным депутатом Верховного Совета XII созыва, который проголосовал против распада СССР.  Через 20 лет не поменяли мнение?

- Тогда самые резкие и противоположные выступления на пленарном заседании белорусского парламента по этому вопросу были у Зенона Позняка и у меня. Но я ужаснулся, когда узнал, что оказался в гордом одиночестве.

И сегодня я убежден, что мы тогда «вместе с водой выплеснули ребенка». Надо было взять все лучшее от СССР, сохранить экономические связи, дать реальный, а не парадный суверенитет республикам и существовать без границ, барьеров и т.п. После создания Европейского Союза, который объединяет сегодня 27 государств,  это стало еще более очевидным фактом...

ДОСЬЕ

Валерий Тихиня род. в 1940 году на Гомельщине. Работу в районном суде начал с 16 лет делопроизводителем, а через полгода был уже секретарем судебного заседания. После юридического факультета БГУ работал в прокуратуре Минска, затем стал деканом юрфака БГУ, позже министром юстиции, председателем Конституционного Суда. Был депутатом Верховного Совета. Член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, заслуженный юрист БССР. По решению Международного биографического центра включен в сборник наиболее известных ученых мира «Живые легенды» (Великобритания, Кембридж, 2005). Сегодня – зав. кафедрой гражданских и уголовно-правовых дисциплин Института управления и предпринимательства.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно