«Она знает тайны подсознания, а только редкая актриса умеет к ним прикоснуться», — как-то сказал об Инне Чуриковой худрук театра «Ленком» режиссёр Марк Захаров.
«Редкая» — вот это очень точно, но ещё вернее — «уникальная». Всё же иные превосходные расхожие степени в определении её дара банальны и бессмысленны. А всё банальное, пошлое не соотносится с этой актрисой, с её прорывающимся в бездны, в космос талантом! И с её вызывающе небанальной, нестандартной, нездешней внешностью инопланетянки.
«АиФ» публикует размышления Инны Чуриковой о ролях, партнерах по кино, режиссерах...
О муже
— Фильм «В огне брода нет» Глеба Панфилова — это подарок судьбы, распоряжение Бога. Когда прочла сценарий, который назывался «Святая душа», я пришла в такое сильное возбуждение! Влюбилась в героиню Таню Тёткину сразу же.
В 1966 г. ранним утром я сидела в маленькой комнате на «Ленфильме» у режиссёра Панфилова, ещё не зная его лично. И вдруг открылась дверь, вошёл он. У него был такой энергичный взгляд, такие глаза! Я посмотрела в эти глаза и поняла: что-то произойдёт с моей судьбой. Нечто большее, чем съёмки в этом фильме. Так оно и случилось. Не будь этой встречи, думаю, моя жизнь была бы совершенно другой.
«В огне брода нет» был первым полнометражным художественным фильмом Глеба. Международный фестиваль в Локарно в Швейцарии присудил Панфилову главный приз — «Золотого леопарда». А актёрам не полагалось никаких наград. Тем не менее члены жюри посовещались, скинулись и подарили мне совершенно невероятную брошь — камею. Очень трогательно было!
А вот мамина реакция на картину «В огне брода нет» — это совершенно другая история. Когда наконец фильм вышел в прокат, его приняли прекрасно и зрители в Доме кино, и коллеги — Данелия, другие режиссёры говорили замечательные слова. Мы с Глебом пригласили на показ мою маму. Я его заверила: «Ей обязательно понравится, Глеб, это такой прекрасный фильм!» И вот мама посмотрела картину. Идёт молча со мной. И вдруг говорит: «Дочка, что ж он тебя так плохо одел-то!»
А у меня была юбка из мешковины, которую я бесконечно любила и в которой ходила в городе Муроме, где мы снимали картину, и грубая шерстяная кофта. Мне нравился мой костюм. И фильм этот я люблю. Как и все мои другие картины.
О несыгранной роли
Жанна д’Арк — это моя несыгранная роль. Глеб Панфилов хотел экранизировать историю французской народной героини, написал такой сценарий прекрасный про Жанну. Но на съёмки не дали разрешения. Поэтому Жанна д’Арк опосре дованно сыграна в фильме "Начало" — моей героине Паше Строгановой, ткачихе и актрисе драмкружка, предлагают сняться в большом кино и исполнить роль Жанны.
Когда «Начало» показали во Франции, он очень понравился ведущему главной программы на французском ТВ Фредерику Миттерану. Он записал передачу с нами, а после съёмок водил нас с Глебом в один ресторан, в другой ресторан. Мы танцевали и провели замечательную ночь в Париже.
А потом он стал министром культуры Франции. Приехал в Москву и снова встретился с нами. И даже присудил нам награду — мы с Глебом стали офицерами французского ордена Искусств и литературы. Когда Глеб посетовал, что ему не дали снять фильм о Жанне д’Арк, Фредерик Миттеран страшно удивился и сказал: «Вы уже сняли его. Это фильм «Начало».
Кстати, копия фильма «Начало» есть в Музее Жанны д’Арк в Руане. И мой снимок висит на стене. Мне это очень приятно.
Что же касается иностранного кинематографа, я бы с наслаждением сыграла в английском кино. А вот в Голливуде мне не очень бы хотелось сниматься.
О партнёрах
В картине «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова я сыграла Якобину фон Мюнхгаузен. Фильм этот я очень люблю. Во-первых, я работала с Олегом Янковским. А быть женой барона Мюнхгаузена, которого играет Олег Янковский, очень интересно. Во-вторых, прекрасный сценарий написан Гришей Гориным! Особенно мне нравится система телесных наказаний, применяемая в воспитании сына, которого играл Леонид Ярмольник. «Если что-то не так — ба-бах, и всё!»
А в «Ленкоме» в чеховской пьесе «Иванов» в постановке Марка Захарова мы с Евгением Леоновым играли супругов. Евгений Павлович был удивительным партнёром. Но представьте себе: как-то рано утром в моей квартире раздаётся телефонный звонок. И совершенно незнакомая женщина говорит: «Как вы посмели, чтобы эту роль исполнял Леонов?» — «А чем вас не устраивает мой муж?» — «Ну, он просто некрасив! А должен быть красив и молод». Я спрашиваю: «А ваш муж молод и красив?» Она долго молчала. Тогда я продолжила: «А Леонов для меня красив! Он умный, деликатный. Человек огромного таланта. Вы пересмотрите своё мнение. И всего доброго, до свидания». Зритель разный бывает...
Когда работаю в спектакле, я своих партнёров очень люблю. Всех! Честно вам говорю. Потому что без любви к другому человеку на сцене нельзя работать. Если вдруг чувствую, что что-то такое у нас немного не то возникает, то хочется, чтобы это ушло.
О режиссёрах
Я очень тоскую по художественному руководителю и главному режиссёру нашего театра Марку Анатольевичу Захарову. Он построил «Ленком», предлагал мне замечательные роли, верил в меня и делал фантастические спектакли. Сама бы я не хотела быть режиссёром. Это же надо иметь любимую пьесу. И силу воли. Очень ответственное дело. И за него надо браться только тогда, когда ты это можешь сделать, и сделать хорошо.
Режиссёр Пётр Тодоровский, у которого я сыграла в картине «Военно-полевой роман», был огромного юмора человек, огромного оптимизма. И абсолютно естественный. Мы с ним снимали очень быстро, много импровизировали. Так же, как и у Глеба Панфилова, — он тоже бесконечно любит импровизации. Героиня у меня — такой живой материал! Я, кстати, получила на Берлинском кинофестивале «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль в этом фильме.
Пётр Ефимович ещё и музыкантом был замечательным. Он играл на гитаре, они с супругой Миррой пели. Мы вместе отдыхали летом, и это были дивные вечера. Помню Одессу, когда мы бродили с Тодоровским после озвучания и хохотали! А вокруг цвели акации.
Об английской королеве
В спектакле «Аудиенция» я играю английскую королеву. Тяжело ли быть английской королевой? Я думаю, ей тяжелее.
Потому что у неё очень сложная жизнь. Она любит Англию, она ответственна за людей. Замечательный драматург, режиссёр Питер Морган написал такую пьесу, что дал мне возможность практически лично познакомиться с Елизаветой II. И моё знакомство превратилось в любовь к этому человеку. Я знаю её сложности, её трудности, знаю её радости, гордость. Она уникальна. Мы вчера с моим сыном слушали в телефоне её речь, которую она произнесла, когда премьер-министр Великобритании Борис Джонсон заболел этим коронавирусом. В её-то годы произнести такую проникновенную речь! Что мне нравится: у неё совершенно нет этого — «я королева, я вам говорю». Она простая, сердечная. И в то же время много и глубоко чувствующая женщина. И я её люблю, правда!
О любви
Знаете, в чём я не могу себе отказать? В чувстве любви к сыну и к мужу. В чувстве любви к моим партнёрам в театре «Ленком» и в спектакле «Аудиенция», который мы играем в другом театре. В любви и уважении я не могу себе отказать. А ещё не могу себе отказать в любви к цветам. Я за последнее время успела посадить очень-очень много цветов. Сейчас многие цветут. Выглядят как узор на ситце. Очень красиво!
Главные человеческие качества? Человек должен быть совестливым. Мне кажется, что это главное. И не возноситься высоко, а трудиться.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть