Инну Чурикову многие считают одной из главных «некрасивых красавиц» советского кино. «Это пацан или девка?» - спрашивали многие после выхода фильма «В огне брода нет». А вот муж Инны Михайловны, знаменитый кинорежиссер Глеб Панфилов как-то признался: «Я не знаю ничего прекраснее ее лица»... В самом деле: одна из самых харизматичных актрис отечественного кинематографа – еще одна из самых удачливых: она может похвастать не только яркими ролями, но и своей удивительной романтической историей.
Красавица назло
Инна Михайловна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в башкирском городе Белебее. Отец оставил семью, когда девочке не было и семи лет. Маленькая Инна с мамой долго путешествовали по стране, пока не осели наконец в Москве. Мать Чуриковой была далека от мира искусства - агрохимик по профессии, она работала в Ботаническом саду МГУ, преподавала, но была очень рада, что ее дочь решила стать актрисой. «Ты у меня красавица» - эти слова мама говорила очень часто и объясняла Инне, что ее красоту просто надо уметь разглядеть. Вероятно, эта фраза и вселила в Инну веру в себя. И помогла сохранить ее наперекор всему.
В девятом классе Инна сделала первый шаг к своей мечте - поступила в молодежную студию при Московском драматическом театре имени Станиславского, которой руководили тогда Александр Аронов и Лев Елагин. После школы подала документы в несколько театральных вузов сразу. И вот тут-то выяснилось, что умение рассмотреть красоту и талант девушки с незаурядной внешностью дано не всем.
На вступительных экзаменах во МХАТ Инна принялась декламировать серьезное стихотворение, зажмурив от волнения глаза, и приемная комиссия подняла ее на смех. В «Щуке» один из преподавателей спросил: «А знаете ли вы, кто такая Афродита?» Инна помотала головой. Педагог безжалостно продолжил: «Это богиня красоты. Вы в зеркало на себя смотрели?» И все же – воистину, не одно поколение зрителей должно поблагодарить маму Чуриковой – вера Инны в себя осталась непоколебимой. Во время вступительных экзаменов в Щепкинском театральном училище юная артистка получила характеристику, где было написано: «Она или гений, или дура». Была принята на курс Вениамина Цыганкова – и утерла нос всем скептикам, окончив вуз с красным дипломом.
Мы ищем талант!
В кино Инна Чурикова начала сниматься еще студенткой: первым ее фильмом стали «Тучи над Борском» (1960 г.), а в 1964-м она блистательно сыграла в «Морозко» Александра Роу ту самую «Марфушеньку-душеньку», которая, едва появившись в кадре, мгновенно затмила трепетную положительную Настеньку.
Здесь, по законам жанра, полагалось бы сказать, что теперь-то у Чуриковой все пошло как по маслу, что ее нестандартную внешность и яркий талант наконец оценили все маститые режиссеры, выстроившиеся в очередь за такой многообещающей актрисой. Но – не тут-то было.
После института Чурикова мечтала работать в Театре сатиры - ее не приняли, даже несмотря на рекомендацию Татьяны Пельтцер. Неудачей завершились и попытки устроиться в Театр имени Ермоловой и в Малый театр. Более того – Инна чуть не «загремела» по распределению на Камчатку. В принципе ей было все равно куда ехать, лишь бы оставаться на подмостках, но тут на защиту дочкиного таланта встала мама-профессор. В итоге Чуриковой удалось остаться в столице, но из всех московских театров девушку взяли только в Театр юного зрителя.
Здесь она проработала три года: играла зверюшек – например, лису (которую, правда, комиссия, принимавшая спектакль, сочла «слишком сексуальной»), а еще Бабу-ягу. Другие актрисы от этой роли шарахались, Инна же вложила в нее всю душу. Неудивительно, что маленькие зрители ее героини не боялись, а сочувствовали ей. Именно в роли Бабы-яги Чурикову впервые увидел по телевизору молодой ленинградский режиссер Глеб Панфилов. И запомнил.
Панфилов к тому времени написал сценарий для своего дипломного фильма «В огне брода нет» и долго и безнадежно искал актрису на главную роль - Тани Теткиной. Пока вдруг не увидел на экране удивительное лицо – Инну Чурикову. Такое, какое ему было нужно!
Он «прочесал» все театры северной столицы, разыскивая незнакомку, он обошел все киностудии, он распечатал и раздал фото девушки своим помощникам… Все было тщетно. Позднее Панфилов признавался: ему и в голову не приходила мысль о том, что девушка – москвичка!
Так прошло полгода. Режиссер уже потерял надежду и стал пробовать на роль Тани других артисток, как вдруг в гости к приятелю приехал Ролан Быков. Именно он, прочитав сценарий, заметил, что в московском ТЮЗе есть актриса, которая, по его мнению, идеально подошла бы на эту роль: Инна Чурикова.
Еще не зная, о ком идет речь, Панфилов пригласил актрису в Ленинград… и обнаружил, что это и есть та самая девушка, которую он уже отчаялся найти!
Многомерная величина
Позднее Панфилов рассказывал, что съемки «В огне брода нет» будто проходили под счастливой звездой. Во-первых, странным было уже то, что вчерашнему выпускнику Высших режиссерских курсов разрешили снимать полнометражный художественный фильм, во-вторых - удивительная история с Чуриковой, в-третьих - подбор команды, вместе с которой Панфилов потом снял не одну картину. Тем не менее, когда фильм был готов, он не прошел цензуру. Членам Политбюро не понравилось буквально все: начиная с нестандартной внешности (опять!) главной героини и заканчивая слишком реалистичными сценами голодных времен войны. Премьера была отложена на год, и широкая общественность увидела ленту только в 1968-м.
И все же для Чуриковой эта картина оказалась подарком судьбы. Ведь именно на съемках она сблизилась с Панфиловым, который понял ее как никто другой, разглядел многогранность ее таланта.
«Какая это была работа! - рассказывала позже Инна Михайловна. - Я жила словно в каком-то сказочном вихре и, по-моему, все время ходила с открытым ртом. Да плюс романтическая любовь с таким необычным человеком! Я, мучившаяся своей ненужностью, бессмысленностью того, чем занимаюсь, не удовлетворенная собой беспредельно, вдруг начала верить, что могу намного больше того, что во мне до сих пор видели. Это великое ощущение: в тебя поверили!»
Роль Паши Строгановой в следующем фильме Панфилова «Начало» писалась уже специально для Инны. Через год после выхода в прокат лента принесла всемирный успех и актрисе, и режиссеру. Чурикова получила на XXXII Международном кинофестивале в Венеции главный приз - «Золотого льва», а Панфилов - «Серебряного льва». А еще оба нашли настоящую любовь - друг друга. В 1978 году у супругов родился сын Иван.
Удивительно крепкий семейный союз оказался еще и не менее потрясающим творческим тандемом. Глеб Панфилов никогда не мешал жене сниматься у других режиссеров и сам часто снимал ее в своих фильмах: «Прошу слова», «Тема», «Валентина», «Васса Железнова»…
«Глеб считает, что я - многомерная величина. Это поразительное чувство, когда в тебя верят не только как в жену, но и как в актрису, которая многое может: способна все понять и сделать так, как хочет режиссер, а может быть, даже и лучше, - рассказывала Чурикова о своем браке. - Как-то в интервью меня спросили, смогла бы я уйти от мужа. И я ответила абсолютно честно: «Да, если бы встретила мужчину достойнее его». Но дело в том, что такого мужчины я до сих пор не видела и абсолютно уверена, что не увижу...»
Ольга ГРАЖИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть