Донос доносу рознь
Валентина Оберемко, «АиФ»: Владимир Николаевич, недавно проводился соцопрос, который показал: 80% россиян не смогли вспомнить любимую книгу о войне. О чём это говорит?
- Это ни о чём не говорит и одновременно говорит отрицательно обо всех. Потому что книги о войне любят далеко не все читатели, однако многие хотят просто не думать о войне. Более того, многие хотят вообще ни о чём не думать - не думать о настоящем, не думать о прошлом и совсем не думать о будущем. И это характерно не только для России.
Очень много желающих жить по принципу: «Если я буду знать, то это меня будет волновать. Может быть, я даже захочу на это как-то реагировать. Так что лучше я ничего не буду знать и буду жить хорошо и спокойно».- 2015 год у нас объявлен Годом литературы, но согласно тем же соцопросам у нас достойной литературы, которую люди считают искусством, - раз-два и обчёлся.
- Да, её не так много, но её везде немного. Когда мы считались самой читающей страной - а было это в советское время, - литература служила одним из немногих способов развлечений. За границу ездить было нельзя, работа у многих была неинтересная, а порой и необязательная. Какой-нибудь служащий сидел на работе и под столом, а то и на столе читал книжки. Сейчас жизнь интенсивная, людям надо больше времени тратить на работу. Плюс появилось много развлечений. Тот строй - советский, закрытый - для писателей был в некотором смысле очень хорош, потому что он гнал людей к литературе. А теперь литература стала необязательной.
ДОСЬЕ |
Владимир Войнович. Родился в 1932 г. в Сталинабаде, советский и российский писатель. Автор книг «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042» и др. В 1980 г. был выслан из СССР и вскоре лишён гражданства. Вернулся в 1990 г. |
- Если уж речь зашла о литературе в СССР, тогда ведь была жёсткая конкуренция, писатели кляузничали друг на друга. Сегодня культура доноса на Западе цветёт пышным цветом - там в порядке вещей доносить на соседа, что-то нарушившего…
- Осуждать каждого доносчика стоит по его делам, потому что донос доносу рознь. Допустим, машина сбила человека и скрылась, а я видел номер и его записал. Конечно, я сообщу в полицию. А если машина просто проехала на красный свет, я никому докладывать не буду. Но на Западе много таких законников, которые и об этом сообщат. Там многих этому с детства учат. Допустим, один ученик списывает у другого. И сразу отличник поднимает руку и жалуется: «А вот он у меня списывает». Такие ябеды вызывают во мне отвращение.
Но про взяточников и казнокрадов, я считаю, надо писать. Это не донос, а разоблачение. И такие вещи надо разоблачать непременно, потому что наша страна совершенно погрязла в коррупции, и, когда какие-то люди незаслуженно получают огромные миллионы, сообщать об этом надо публично. В газете писать - в «Аргументах и фактах».
- Сегодня, кстати, некоторые известные люди уверены, что писать многое нельзя, что вернулась советская цензура…
- В советское время формально цензуры не было. Но было учреждение Главлит. Как бы цензорами были редакторы. Чаще всего попадались порядочные, честные, смелые. Но были и несмелые, непорядочные, которые всего боялись. То цензурирование было, конечно, серьёзнее сегодняшних «Тангейзеров».
Тогда, например, я написал книгу про революционерку Веру Фигнер. Назвал её «Деревянное яблоко свободы» - это была цитата из одного её письма. Меня спросили: «Что это такое? Давайте как-нибудь иначе». Пришлось переименовать в «Степень доверия». В этой же книге у меня один из персонажей пишет сыну письмо и просит прислать книгу «Нет более геморроя». Редакторша сразу вычёркивает, говорит, что такие слова употреблять нельзя. Я долго ей доказывал, что геморрой - это просто болезнь и ничего предосудительного в самом слове нет.
Патриоты напоказ
- Вы иногда с редакторами соглашались, но вас всё равно выслали, лишили гражданства. Обиделись тогда?
- Я очень оскорбился, хотя должен был бы, казалось, привыкнуть ко всему, - до этого меня всячески поносили, сравнивали с разными отвратительными типами животных и насекомых, исключили из Союза писателей. Но, когда меня лишили гражданства, я вдруг почувствовал себя сильно оскорблённым. Даже сам удивился своим чувствам.
- Почему же тогда вернулись, если здесь всё рушилось, а там было хорошо и спокойно?
- Я приехал, потому что рухнул строй, который я очень не любил, и потому что надеялся, что теперь Россия встала на путь свободы и демократии. Я понимал, что, конечно, это будет трудно, что нужны общие усилия, и хотел принять участие в этом процессе. И не понимал тех, кто в то же время рвался туда, на Запад. Я их не осуждал, но думал, что это плохо для России, потому что уехало много активных, талантливых, умных людей, которые стране очень бы пригодились.
- Значит, вы всё-таки патриот, несмотря на ваши, как вы выражаетесь, нетрадиционные взгляды на российскую действительность?
- Я не люблю называть себя патриотом, но как-то меня спросили: «Что же вами двигало, когда решили вернуться?» И я ответил: «Ничего, кроме патриотизма». Я уверен, что патриот - это человек, который ради того, чтобы его стране было лучше, готов чем-то рискнуть - своей свободой, своим благополучием. А те люди, которые говорят: «Я патриот!» и используют это для продвижения по службе или чтобы украсть побольше, - какие же это патриоты? Не зря Салтыков-Щедрин сказал, что, если кто-то кричит: «Я патриот!», надо смотреть, где он чего украл. Вообще, про себя говорить, что я патриот, - это всё равно что заявить: «Я очень хороший человек». Я про себя стараюсь так не говорить, потому что это нескромно и в большинстве случаев просто враньё.
- Но всё-таки вы оптимистично смотрите на наше будущее? Вот недавно вы говорили, как радостно видеть, что многие наши автомобилисты научились останавливаться перед пешеходным переходом.
- Я оптимист чеховского разлива. Чехов говорил, что лет через 100-200 у нас всё будет хорошо. Люди меняются, но очень медленно, потому что психологию целого народа изменить очень трудно. Им нужен пример перед глазами. Такой факт: во время войны королева Англии получала паёк по карточкам, и с заднего хода ей ничего во дворец не заносили. Что получала, тем и питалась. Когда в государстве есть такие люди, их уважают. Уважают и власть, хотят ей соответствовать. А если люди, которым доверены высокие посты, тащат, что могут, живут намного лучше других, нечестно, имеют какие-то привилегии, которых другие люди не имеют, естественно, простой народ начнёт брать с них пример. Если наверху люди будут воровать, то и низы поступят так же. А почему бы и нет?
Валентина Оберемко
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть