У народного артиста РФ Юрия Чернова в 2024-м — двойной юбилей: 75-летие 24 апреля и 50 лет работы в театре. И если в кино Чернов считается мастером эпизода, то в театре он играет преимущественно роли главные.
Накануне юбилея "АиФ" поговорил с Юрием Николаевичем о мэтрах кино, с которыми его сводила судьба, и об умении сделать правильный выбор.
«Вас сам Тихонов обнял!»
Ольга Шаблинская, АиФ: — Юрий Николаевич, вашего Сыромяникова в картине «Доживём до понедельника» зрители до сих пор помнят. Неплохой у вас оказался кинодебют: режиссёр — Станислав Ростоцкий, учитель Илья Мельников — народный артист СССР Вячеслав Тихонов. Слова не забывали в присутствии таких зубров?
Юрий Чернов: — Тихонов был моим кумиром. И тут я, мальчик, — мне же всего 18 лет тогда было — не только первый раз в жизни увидел народного артиста, но ещё и работал с ним. Я понимал, как этого актера любят все, от мала до велика. Да он и сам это прекрасно осознавал.
Когда моя мама, простая продавщица из Куйбышева, узнала, что я буду сниматься с Тихоновым, она только руками всплеснула: «Ой, сыночек! Неужели правда?» Помню, когда Тихонов выходил с премьеры «Доживем до понедельника», он маму обнял и руку ей пожал со словами: «Какой у вас сын хороший, как он хорошо сыграл!» Мама потом долго сидела на скамейке возле подъезда, и все к ней подходили: «Ой, Валентина Ивановна, какая вы счастливая! Вас сам Тихонов обнял».
— Говорят, что Тихонов вне съёмочной площадки был человеком замкнутым, совсем не душка...
— Не то что замкнутый... Это не совсем верное слово. Он был очень сдержанный. У него был друг — Станислав Ростоцкий, с которым они очень плотно общались. С остальными же Тихонов держался отстраненно. Да и почему он должен быть для всех душа нараспашку? К тому же ему было 40, а нам — Оле Остроумовой, Игорю Старыгину — по 18-20 лет. Кто мы для него? Дети малые!
А вот Ростоцкий был очень весёлый, живой. И на съёмочной площадке никто даже не догадывался, что у него протез (в войну он был ранен, потерял ногу) и он работает, превозмогая огромные боли. Станислав Иосифович сыграл огромную роль в моей жизни. Если бы не Ростоцкий, я бы, к примеру, не снялся у Юткевича. После «Доживем до понедельника» на меня начали обращать внимание другие режиссёры. Сергей Юткевич позвал меня в свой фильм «Маяковский смеется» по пьесе Маяковского «Клоп». Если бы не снялся там, не познакомился и не целовал бы руку дочери Маяковского, которая приезжала в СССР из Америки на декаду, посвященную юбилею Маяковского. (Хелен Патрисия Томпсон — дочь Владимира Маяковского и русской эмигрантки Елизаветы Зиберт. — прим. ред.) Она очень была похожа на Маяковского. Такая же крупная. Жалко, что тогда не было вот этих вещей (показывает на смартфон). Какие бы у меня сейчас были фотографии! Не просто с великими — с величайшими!
Ещё к Тихонову вернусь... Он ведь ко мне, мальчишке, прислушался. Помните, в фильме его Мельников говорит про моего героя: «Вот поставишь ему единицу, а потом выйдет из него Юрий Никулин!» В сценарии же было написано: «...а потом выйдет из него Олег Попов». Но я попросил, чтобы Попова заменили на Никулина, и Вячеслав Васильевич согласился. Он тоже больше уважал Юрия Владимировича. И Ростоцкий согласился.
Хотя Олег Попов тогда очень знаменитый был. Звезда мировой величины! Но для меня именно Никулин — главный комедийный актер, его Балбес в «Операции „Ы“» — это же классика!
7 руб. 50 коп. за игру на балалайке
— Вам тоже на классиков везло. Не только у Ростоцкого снялись, но и у Леонида Гайдая — в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Гонорар за ту роль помните?
— Я тогда уже закончил эстрадно-цирковое училище и был принят в филармонию. Ставка у меня была 7 рублей 50 копеек. За один съёмочный день у Гайдая я получил именно эту сумму — семь пятьдесят. Вне зависимости от успеха у зрителя. Но я бы и бесплатно снялся у него. Это же Гайдай! Какие актеры там играли! Пока я играл на балалайке в сцене на пиру, Милославский с Буншей — Леонид Куравлев и Юрий Яковлев — отплясывали дубль за дублем, дубль за дублем. И каждый раз это было чуть по-другому. Огромное удовольствие было наблюдать за великими. Замечу: вся еда на пиру была настоящей. Но её обработали какой-то «химией», чтоб мы ничего не съели и не испортили реквизит.
А ведь в «Иване Васильевиче» я пробовался на роль милиционера, который расследует ограбление, бегает по этажам. Когда были пробы, Гайдай смотрел, как я играю, и не улыбался. Он и в жизни не улыбался. И очень скурпулёзно подходил к процессу создания комедии. С часами в руках буквально по минутам вычислял, когда нужно дать очередную шутку. Чтобы зритель всё время был в тонусе, чтобы не появлялось пустот и скучных моментов. Чистая математика!
— В кино вас именуют мастером эпизода. Не обидно?
— Что вы! У меня с каждой пусть и небольшой ролью связана масса историй. Например, в фильме «Из жизни начальника уголовного розыска» я играл бандита по кличке Корыто. Снимаем в Ростове-на-Дону. Эпизод, где банда во главе с Бешеным (Михаил Жигалов) берёт сберкассу. Участвуют в нём Леонид Филатов, Кирилл Лавров. Репетиции идут долго. И вдруг подходит какой-то человек, с татуировками, фиксами и говорит: «Слушайте, ребят! Чё вы так долго берете эту сберкассу? Может, я вам помогу?» Я: «Да нет, мы сами справимся!»
Фильм этот прошёл тогда по всем кинотеатрам, зрителям понравился. Как-то сажусь в такси. «Мне на Петровку», — говорю. Я жил как раз напротив Петровки, 38. Таксист на меня посмотрел с сочувствием и говорит: «Ну что, Корыто? Сдаваться едешь?»
— Теперь — о несыгранном. Режиссёр Владимир Мотыль утвердил вас на роль Петрухи в картине «Белое солнце пустыни». Но вы отказались. Не жалеете? Была бы роль на века...
— Одно время жалел. А сегодня Петруха — это уже позавчерашний день. Вы видите меня на сцене в театре, в кино, на кинофестивалях. Я занимаюсь своим любимым делом. А где тот мальчик, который играл Петруху? Который сидел по тюрьмам — сколько у него там ходок было?
Когда к нам в Школу современной пьесы пришёл новый главный режиссёр Дмитрий Астрахан, он спросил меня: «Что вам нужно в театре?» Я ответил: «Роли, только роли!» Я не говорил: прибавьте мне зарплату. Роли, давайте мне роли! Пока у меня ещё есть желание и, слава богу, силы, чтобы играть. Потому что у многих актеров желание пропадает выходить на сцену, они устали. А я не устал!
Так что какие тут могут быть сожаления? Жизнь удалась! У меня дети, у меня семья, у меня розы на участке — 28 кустов, плюс гортензии, клематисы. Скоро зацветет всё. Как тут можно быть несчастным?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть