aif.ru counter
560

Народная артистка Беларуси Ольга Клебанович: Настоящие актеры себя не щадят

"Аргументы и факты" в Беларуси № 19. Дачный «бум» 12/05/2020
«Мой самый любимый жанр – трагифарс».
«Мой самый любимый жанр – трагифарс». © / "Минск-Новости"

Народная артистка Беларуси Ольга Клебанович – человек принципиальный, деятельный и активный, если речь идет о профессии, любимом театре. «В остальном я – водная гладь без ряби», - признается актриса.

«АиФ» поговорил с известной творческой личностью, чтобы узнать, в чем секрет такой безоговорочной преданности любимому делу.

- Ольга Михайловна, вы неоднократно повторяли: «Служение театру поглощает целиком!» А какие-то болевые точки общества вас трогают, не оставляют равнодушной?

​ДОСЬЕ
Народная артистка Ольга КЛЕБАНОВИЧ родилась 25 февраля 1945 г. в Югославии. Работает в НАДТ им. Горького с 1967 года. Сыграла десятки главных ролей в спектаклях, вошедших в сокровищницу белорусского сценического искусства. Многократно становилась лучшей актрисой года.
- Безусловно, в нашей жизни немало проблем, и многим хотелось бы помочь их решить. Я привыкла без остатка погружаться в работу и, если бы пошла в какую-либо другую сферу, например, где от меня требовалось бы решать проблемы людей, точно так же билась бы до последнего. Но меня хватило только на то, чтобы, когда моя подруга баллотировалась в депутаты, стать ее доверенным лицом. При этом меня очень многие спрашивали: «Ольга Михайловна, может быть, и вы решите избираться? Мы тогда за вас проголосуем!» Но я понимала, что такая деятельность будет отвлекать меня от театра. И не мое это.

Давно в профессии

- А вы когда-нибудь думали, что всерьез займетесь режиссурой? Все в нетерпении ждут увидеть, каким получился ваш режиссерский дебют на сцене родного театра им. Горького – постановка «Братья Карамазовы» по Достоевскому…

- Я настолько давно в профессии, имею огромный опыт и пытливость ума, которая позволяет не терять современную интонацию и свежесть восприятия происходящего сегодня, что достаточно легко в этом существую. 

Я занималась режиссурой и раньше, часто ассистировала в театре и ставила спектакли вместе со своими студентами в БГАИ. Достоевский «начался» с дипломной работы. Когда художественный руководитель нашего театра Сергей Ковальчик увидел этот спектакль на сдаче в академии, предложил мне поработать с нашей труппой.

Как для актрисы, для меня важно высказаться в роли. Как для режиссера – в работе открывается более широкий диапазон возможностей, позволяющий выговориться. Меня это очень привлекает.

- Вас называют актрисой широчайшего диапазона, которой подвластны и драматические роли, и комедийные. А вам самой что ближе?

- Я всегда любила пробовать себя в разных амплуа, потому что я характерная актриса, но все же мой самый любимый жанр - трагифарс. Я играла разных персонажей - от подзаборной алкоголички до королевы: меня всегда привлекала пестрота человеческих характеров. Когда я получаю роль и читаю пьесу, сразу чувствую интонацию роли и понимаю, как это должно быть. Но, конечно, прислушиваюсь к режиссеру, куда он ведет.

Погружение в роль

- Как в день спектакля у вас происходит подготовка к роли, погружение в нее?

- Расскажу вам забавную историю. Я в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по Островскому играю няньку в купеческом доме, которой уже за семьдесят лет. Этот персонаж выстраивает всю позитивную интонацию в постановке – по сути, на этой простой, доброй, веселой женщине многое держится. И я всегда, когда еду в театр играть этот спектакль, не наношу макияж, надеваю платочек и намеренно превращаюсь в «бабульку», на которую окружающие реагируют соответствующим образом – как на простую, позитивную женщину в возрасте, которая то ли гардеробщицей работает, то ли вахтером. То есть ты так погружаешься в роль, что тебя даже принимают за другого человека.

А когда играешь, например, Ольгу в «Трех сестрах», то, безусловно, не до быта: в этот день картошку точно лучше не чистить. Тебе важно абстрагироваться от будничного, земного, внутренне приподняться. 

- Вы как-то признались, что были готовы уйти из профессии на пике карьеры, мол, нашли бы чем заниматься…

- Когда человек любит жизнь во всех ее проявлениях, когда ему все интересно, поверьте, он не останется без дела. Поэтому уйти мне было бы не страшно! Я бы нашла себя в чем-то другом, точно так же ринулась бы в профессию с головой и служила ей. Я уверена, что если бы не стала актрисой, то из меня получился бы хороший врач: я в юности мечтала стать хирургом. Меня очень радует, что моя внучка выбрала этот путь. Она окончила колледж, сейчас работает медсестрой и готовится поступать в медицинский университет.

Не смену отстоять

- Не все понимают, когда актеры говорят: «Сыграть спектакль – это не смену у станка отстоять!»

- Искусство требует жертв, и, конечно, актеры эти жертвы приносят. Настоящие актеры, которые не щадят себя, сжигают свои сердца и нервы. Я вспоминаю слова моего замечательного педагога Владимира Андреевича Маланкина, который наставлял нас – студентов: «Как вы думаете, что должно быть на первом месте для актера? Здоровье! Потому что вы будете его килограммами отдавать на сцене. А потом уже талант!» Владимир Андреевич говорил и о том, что психофизика должна быть натянута, как струна: тронул – и сразу звучит. Я еще тогда спросила у него: «Неужели для этого нужно нервную систему специально расшатывать?» Конечно, нет. Актер должен уметь управлять своей нервной системой. В этом профессионализм. Помнится, на съемках одного сериала мне предстояла драматическая сцена, в которой я должна была рыдать. Мне сказали: «Сейчас мы создадим атмосферу, гримеры закапают вам специальные капли в глаза…» «Это лишнее, - говорю. – Дайте мне минуту перед тем, как камера начнет снимать». Отошла в угол, повернулась, сыграла - «Стоп!». Раздались аплодисменты. А в этом ничего сверхъестественного. Просто я владею профессией.

- Ольга Михайловна, говорят, после «Братьев Карамазовых» вы беретесь ставить очередной спектакль…

- На худсовете меня попросили восстановить нашу легенду, визитную карточку театра – спектакль «Единственный наследник» Реньяра, в котором я сама когда-то играла служанку Лизетту. Уже сделаны распределения ролей, мы онлайн работаем с актерами над диалогами. Надеюсь, что к юбилею народного артиста Беларуси Александра Ткаченка, который играет заглавную роль Жеронта в этой постановке, все будет готово.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых