77

Мина просвещения. Даниил Крамер — о продавцах педагогических услуг

"Аргументы и факты" в Беларуси № 12. Коучу денег заработает! 25/03/2025
Даниил Крамер.
Даниил Крамер. Из личного архива

«Школа имеет громадное значение. Ни в коем случае нельзя говорить, что школа не воспитывает! Да, молодого человека формирует семья. Но сразу возникает вопрос: кто воспитал папу и маму? Не школа ли случайно?»

С 1 сентября 2025 года изменятся правила приёма детей в гимназии и средние школы. О том, какую роль в обществе играет школа и что важно делать для поднятия престижа образования, размышляет народный артист, известный пианист Даниил КРАМЕР, который 21 марта отметил 65-летие.

– Даниил, в нашем прошлом интервью вы сказали: «Моцарт на IQ ребёнка влияет лучше, чем «Владимирский централ». Однако среди комментариев к статье в интернете были и те, кто с вами не согласен.

– Это утверждение вызывает сомнения как раз у тех, кто слушает блатную музыку. Ну а как вы думали? Те, на кого влияет блатота, вполне могут не любить Моцарта. Понимаете, целые поколения, так сложилось, увы, на Дальнем Востоке и на севере Сибири, выросли в лагерной эстетике. Сначала их заставляли, потом кто-то продолжил жить с такими установками.

– И что надо сделать, чтобы молодёжь слушала классику, а не «блатоту»?

– Здесь главную роль играет школа. Она имеет громадное значение. Ни в коем случае нельзя говорить, что школа не воспитывает. Да, молодого человека формирует семья. Но сразу возникает вопрос: кто воспитал папу и маму? Не школа ли случайно? И не общество ли? А кто воспитал общество, тоже сразу встаёт вопрос. Не школа ли?

Утверждение, что школа не должна воспитывать, а воспитывает только семья, неправильное. Когда ребёнок идёт учиться, на какое-то время его авторитетом становятся не родители, а педагоги. «Мам, а мне так в школе сказали!» Я это знаю и по своей дочке, и по своему детству.

Вот вы позвали меня на интервью. Почему? Очевидно, это означает, что моё мнение важно для вас. Так вот, думать меня в своё время научили мои учителя.

Научил читать мысли

– Расскажите о ваших учителях.

– Например, Елена Владимировна. Она могла пройти мимо меня в коридоре, потрогать мой лобик, позвонить маме и сказать: «Данечка сегодня мне не нравится, он бледный. А ещё, по-моему, у него животик болел». А потом Елена Владимировна шла в буфет и давала взбучку поварам: «А чего это у детей болят животы? У вас всё тут в порядке?!» Потому что не было равнодушия… Мой учитель по литературе Юрий Евгеньевич приводил нас к себе домой, поил чаем с вареньем и за этим чаем учил нас читать. Не буквы, не страницы, а мысль. Меня учили думать, а не отвечать на тесты. Понимаете, есть учителя, а есть продавцы педагогических услуг. Вторым, по моему глубокому убеждению, в школе не место. Потому что они гробят культуру, экономику, общество, оборону…

Правильная мотивация

– У вас культура и экономика звучат через запятую. Но каким образом знание классических произведений влияет на человека труда?

– Культурный человек не будет брать молоток и абы как забивать болт в самолёт. Он понимает, чем это грозит: самолёт может рухнуть, погибнут люди. А у некультурного человека не хватает именно культуры представить себе это.

Так вот. Моё мнение – страна начинается не только и не столько с семьи, сколько с учителя. Так что, возвращаясь к вашему вопросу о культуре молодого поколения, отвечаю: нужно мотивировать именно учителей.

Даниил Крамер.
Даниил Крамер. Фото: РИА Новости/ Алексей Куденко

– И как их мотивировать, как повышать престиж профессии?

– Зарплатами и пенсиями. Чтобы человек, который только начинает свою карьеру, не думал: «Сколько бы я ни заработал, мне дадут такую пенсию, что даже на лекарства не хватит».

Профессия учителя должна быть престижной, а не, например, топ-менеджера.

А ещё универсальный совет для любого государства – важно следить за отсутствием когнитивного диссонанса между реальностью и идеальностью, то есть за отсутствием вранья.

– А пример можете привести?

– Да я в нём вырос, в этом когнитивном диссонансе! Когда мне в Советском Союзе говорили, что жить стало лучше, жить стало веселей, а дефицит нарастал... Мне рассказывали, как у нас растёт экономика, как всё справедливо, а я наблюдал всё нарастающую коррупцию. Мне говорили, какая у нас свободная страна, а я своими глазами видел, как выбирали Ельцина. И я глубоко убеждён, что одной из главных причин развала СССР было враньё.

И люди перестали верить вообще всему. Я практик, поэтому исхожу только из результата. И, как сын врача, скажу: если у вас есть прыщик, то надо не его лечить, а найти корень проблемы. Иначе он превратится сначала в нарыв, а потом в гнойник.

Себя я считаю патриотом. Но я не отношусь к тому типу людей, которые кричат «ура!». Я отношусь к тому типу патриотов, которые видят болячку и рассказывают о ней. Зачем? В надежде, что услышат те, кто способен вылечить.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно