- Мне театр был интересен давно, но я в России не формат, потому что сегодня не востребованы произведения, где нет монстров, гадостей, чернухи и депрессухи, - признался «АиФ» писатель. - Можно считать удачей, когда в прошлом году меня познакомили с заместителем министра культуры Беларуси (речь идет о Владимире Рылатко, который в настоящее время работает первым заместителем генерального директора Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси. - Прим. ред.). Мы разговорились, и я предложил: «Давайте поставим рассказы о любви!» Ему очень понравилась идея, после чего последовал звонок из театра с предложением о сотрудничестве.
- Вы предложили кандидатуру Игоря Куликова из Риги, чтобы он поставил спектакль. Почему выбор пал именно на него?
- В свое время я помог встать на ноги рижскому Молодежному театру, где Игорь Куликов - главный режиссер. Актеры театра - русскоязычные рижане, у которых были проблемы с получением образования в Латвии, - закончили Ярославское театральное училище: для их обучения я дал 70 тыс. евро. Сегодня маленький зал Молодежного театра всегда полон, коллектив находится на самоокупаемости.
Меня очень часто бизнесмены просят отрекламировать свою продукцию. Я понимаю, что мое имя может привлечь внимание к чему-то, но рекламировать гадость не буду никогда. Только то, что несет доброе и светлое. А чтобы узнали о театре, я провел в его зале несколько концертов: люди приходили на мои выступления, но видели вокруг афиши и потом возвращались на спектакли.
Игорь Куликов - великолепный педагог и прекрасный режиссер. Я уговорил его взяться за постановку в Минске. Он рассказывал, что ему очень нравится репетиционный процесс.
- А вы как автор принимали участие в подготовке спектакля? Может быть, дописывали или переписывали какие-то сцены?
- Я проявил фантазию как автор, Игорь проявил фантазию как режиссер: однажды я присутствовал на репетиции и видел, как актеры разошлись, расхулиганились - их не могли остановить! Мне нравится, как они искали действие, изобретали, просили меня дописать текст, а когда актерское действие замечательно, то сразу рождаются слова. Вот это настоящая работа, а когда говорят: Гамлет должен быть геем, а три сестры - лесбиянками, то это бездарные режиссеры. Я одному такому режиссеру прямо сказал: «Знаешь, почему ты не ставишь спектакли о любви? Потому что не любил никогда и не знаешь, что это такое!»
Отношения с кинематографом
- В 90-х на экраны вышел фильм «Хочу вашего мужа» с вашим участием - что-то любовно-романтическое и комедийное. Почему вы не продолжили кинематографический опыт?
- К сожалению, тот опыт был неудачным. Фильм, в котором я снялся, был ужасен! Как рана, нанесенная в живот! Когда меня впоследствии приглашали сниматься, я отвечал категорическим отказом.
Но, что интересно, недавно ленту стали показывать по телевизору, причем по всем каналам. И оказалось, что на фоне сегодняшней муры это неплохой фильм.
- Михаил Николаевич, не собираетесь ли вы, используя все ваши знания истории, написать сценарий масштабного фильма?
- Не смогу, потому что владею большим объемом информации. Захочу втиснуть все, а это невозможно. Чтобы писать сценарии, надо быть поглупее. (Смеется.)
… Если бы нашелся человек, который бы написал сценарий на основе моих материалов…
- У вас интересный взгляд на многие исторические события. Где вы черпаете свои знания?
- Я увлекся историей в детстве. Сегодня мой живой интерес к истории обусловлен и тем, что я вижу неправду. Нас хотят лишить прошлого, а народ без прошлого, без истории - рабы.
Я прекрасно понимаю: все мои высказывания могут считаться фантазиями, пока я не докажу и не обосную их справедливость. Я прочитал выдержки о коренном населении Европы Геродота, Тацита, Плиния старшего и младшего... Например, Геродот пишет: к северу от Греции земли по берегам рек населяли светловолосые люди, они рыбачили, охотились, занимались земледелием, собирательством в лесу, жили в деревянных домах, у них не было рабства, женщины были нравственные. Кто это? Ну не афроамериканцы же…
«Ну и гадость»
- Вы очень многое выступаете, но при этом говорите, что не гонитесь за деньгами.
- Кто гонится за деньгами - теряет себя. Когда-то Булат Окуджава спросил меня: «Молодой человек, я слышал, как один артист читал ваш монолог. Зачем вы пишете такую дрянь?» Я честно ответил: «Я инженер и хочу получать авторских хотя бы 200 рублей в месяц, чтобы иметь возможность писать для души». Окуджава посмотрел на меня с пренебрежением: «Еще никому, кто начинал работать за деньги, не удалось себя поменять». Но мне удалось. Низкий поклон ему за это…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть