Отвечает режиссёр Сергей УРСУЛЯК:
- Резоны самые простые - я люблю хорошую литературу. Есть книги, которые произвели на меня большое впечатление, и время от времени я к ним возвращаюсь. Вот и на «Тихий Дон», стоящий дома на полке, я то и дело обращал внимание, но понимал, что экранизировать его пока нереально. Но в итоге всё сложилось.
К чему готовы?
ДОСЬЕ |
Сергей УРСУЛЯК, режиссёр, сценарист. Родился в 1958 г. в г. Петропавловске-Камчатском. В 1979 г. окончил актёрское отделение Театрального училища им. Щукина, в 1993 г. - Высшие курсы режиссёров и сценаристов. Снял фильмы «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба» и др. |
- Сергей Владимирович, идеи всё равно не возникают просто так. Книг, слава богу, написано много. Но должно всё же быть созвучие времени - иначе фильм просто не захотят смотреть.
- Ну, естественно, написанное Шолоховым созвучно дню нынешнему. Потому что в любые времена люди влюбляются и случаются встречи, которые становятся судьбоносными. Это первое.
А второе - это готовность к гражданской войне, которая и раньше жила в нас и которая до сих пор ежесекундно присутствует. Стоит только какому-нибудь небольшому нарыву возникнуть, как мы тут же готовы разделиться мгновенно и беспощадно. Отделить своих от чужих, друзей - от врагов. Готовы найти врагов внутри одной семьи, хутора, города, страны…
- Это исключительно наше качество или оно присуще любому человеческому сообществу?
- Каждая страна устраивается по-своему. Наверное, в силу небольшой территории, ограниченного количества людей, иных традиций на Западе больше настроены бережно относиться к каждому человеку. У нас такой традиции нет и не было никогда - слишком велики просторы, вероятно. И с инакомыслием мы расправляемся гораздо проще.
- Вы говорите про бережное отношение к человеку на Западе. А я смотрю на происходящее сейчас в Западной Европе и думаю: в цене растёт всё - нефть, золото, акции, доллары, евро. И только человеческая жизнь всё больше обесценивается.
- Потому что человеческая жизнь стала элементом в потоке развлечения. То количество смертей, которое мы видим ежедневно на экранах телевизоров, приучает нас к тому, что смерть - это, в общем, игра, шоу. И, мне кажется, задача искусства, говоря высоким стилем, в том, чтобы вернуть чувственное, эмоциональное восприятие чужой жизни.
- Почему в начале ХХI в. с поясами шахида пришли в Европу?! В Европу, где слово «толерантность» произносят чаще, чем «да» или «нет». Где уже и Пасху готовы не праздновать, и сказку «Три поросёнка» - не печатать, лишь бы не задеть чьих-то чувств...
- Толерантность хороша тогда, когда обращена к человеку, который способен её воспринимать. У нас на эту тему написано «Собачье сердце». Происходящее в Европе - это абсолютно зеркальная ситуация. И говорить о том, что ну это же наш Шариков, а у них-то - Мухтар и всё по-другому, нелепо. Человек, не испытывающий благодарности. Человек другого мировоззрения или полного отсутствия этого мировоззрения. Запад есть Запад, Восток есть Восток.
Потом, возможно, всё утрясётся, но сейчас этот момент надо пережить. Просто нам не повезло - нам выпало жить в такое время.
Что взять из прошлого?
- В «Тихом Доне» старенький дедушка говорит Григорию Мелехову, которого уже закрутило в пучине гражданской войны: «С черкесами воевали - замирились, с турками замирились, а наши всё никак не остановятся». Мы когда-нибудь остановимся?
- Да, остановимся. Но для этого, опять же, нужны усилия. Если бы мы не пустили на ветер те двадцать лет, которые нам были даны для того, чтобы перестроить сознание, не проворовали бы, не проблагодушествовали, то сегодня мы могли бы жить в другой стране. Но за эти двадцать лет основная масса нашего народа не поняла, в чём, собственно говоря, смысл происходящего, что мы за это получили, насколько это лучше, чем было. Ведь то, что стало лучше, ощутила очень малая часть страны. А для большинства ничего не изменилось либо изменилось в худшую сторону.
Так вот, если бы мы (я имею в виду интеллигенцию) потратили это время не на устройство собственной судьбы, а на смягчение нравов, на объяснение того, что нам уже понятно, может быть, не было бы сейчас таких всплесков ксенофобии, страха, нелюбви по отношению к остальному миру.
- Вы говорите, для многих к лучшему не изменилось ничего, а большинству стало намного хуже. Видимо, поэтому столь сильна ностальгия по Советскому Союзу. Но можно ли вернуться туда, чтобы взять там то лучшее, что было?
- Да. Но опять же это должен быть сознательный выбор - что взять. И уж если брать, то не заявлениями ограничиваться, а брать и делать. Например, систему школьного образования. Идею, что быть культурным лучше, чем быть некультурным. Или лозунг, что человек человеку брат. Дружбу народов - это ведь была реальная вещь. Я вот - дитя дружбы народов. И обе мои жены, бывшая и нынешняя, - тоже дети дружбы народов. Эта дружба действительно была, иначе не было бы фильма «Мимино», либо он выглядел бы ложью, а ведь ему верят.
Или то, как пытались привить культуру, - это тоже правда. Я рос в Магадане, и нас, школьников, дважды в неделю обязательно водили смотреть фильмы, мультфильмы, или в кукольный театр, или ещё куда-то. Нас заставляли читать книги. Это нужно перенять! Система образования ведь была правильная. Она была идеологизирована, но - правильна по сути. Людям давали знания, а не игру «Кто хочет стать миллионером?». Но, опять же, для того чтобы брать что-то, нужна воля.
- У вас в фильме табуны лошадей по степям скачут, стада пасутся, поля колосятся. На Дону это до сих пор есть?
- Для того чтобы всё цвело и колосилось, нужно пахать, удобрять, сеять, веять, собирать, хранить. А люди в массе своей работать разучились. Сельским хозяйством мало кто занимается, даже подсобным. Наверное, потому что проще пойти в магазин и купить пакет молока, чем мучиться с коровой.
- Курс на импортозамещение что-то изменит?
- Изменит, конечно же. Но в какой-то момент санкции будут сняты... Тут всё должно делаться очень по-умному. Импортозамещение - это не военная программа, это программа мирная. И начинать заниматься этим нужно было ещё до конфликта. И заканчивать это не нужно в тот момент, когда мы помиримся. А мы помиримся обязательно, никуда не денемся.
Должно быть планирование на долгие годы, понимание цели. Но я сейчас вступаю на опасный, но любимый наш путь - давать советы, как руководить, как класть асфальт, а вместо асфальта - плитку, и так далее. Это не моё дело. Моё дело - снимать кино. Я понимаю, в каком государстве я хотел бы жить. А как этого добиться, я не знаю.
- А в каком государстве вы бы хотели жить?
- В государстве, где мне уютно. Где я ничего не боюсь, потому что ничего плохого не делаю. Где есть справедливый суд, защита. Где нет такой разницы между богатыми и бедными. Где богатые не унижают бедных за то, что те бедны. Я хочу более справедливого мира.
Юлия ШИГАРЕВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть