Недавно Конюхов вернулся из экспедиции на верблюдах по христианским святыням Эфиопии. Эту поездку он совершил уже в новом качестве - странствующего священника Русской православной церкви. Именно Божия помощь не раз спасала путешественника.
- Три раза я переворачивался на яхте посреди океана. И каждый раз оставался жив буквально чудом. После последнего из крушений решил, что всё, хватит - завязываю с морем. Сколько раз можно испытывать судьбу?! Но через год опять потянуло. Сомневался, но всё-таки не выдержал и снова пошёл в кругосветку. Однако на этот раз не на яхте, а на вёсельной лодке - чтобы не ставить рекорды, а примириться с океаном. Именно - примириться. Я понял, что исчерпал свой лимит везения - слишком долго был далеко от земли. Из одной кругосветки сразу шёл в новую, как будто сигарету прикуривал от другой. И уже развёл с океаном панибратство - начал выходить без трепета. А надо с опаской, с боязнью. Нужно страшиться океана, а не кичиться самим собой. Тогда он, может быть, тебя и пожалеет…
И вот я решил быть к воде поближе: всего три сантиметра от борта лодки. Наклоняюсь и ладонью хлопаю по волне.
Океан это почувствовал и снова меня полюбил. Такой погоды в Атлантике не было лет десять: всю дорогу, когда я шёл на вёслах, ветер дул ровно, из Сахары, только красной пылью пустыни забило трещину в палубе. Другие яхтсмены шли до меня тем же маршрутом - у них был то шквал, то штиль. А у меня - тихая прогулка.
Заговорённый парус
Такое чувство, что в океане меня и в самом деле что-то хранит: опрокинувшись, яхта встаёт, будто заговорённая. Впервые я перевернулся в 1998 г. в 300 милях от Чарлстона, возле Майами. Мне тогда исполнилось 47 лет. Потом ещё и ещё. Один такой случай меня особенно поразил. Перед гонкой французские яхтсмены предупредили: «Твои паруса пошиты знаменитой фирмой, но вместо двух швов по краю прострочен только один. Кто-то схалтурил...» Надо было везти их в мастерскую, а я поленился. И вот шторм, яхта лежит, паруса ушли под воду, а киль не может опуститься и выровнять её. Ещё немного - и судно потонет. Вдруг на глазах у меня шов рвётся, вода стекает с парусов и яхта поднимается! А если бы было два шва, как положено, она бы не встала... Это случилось на Пасху, в апреле 2000-го, возле Антарктиды, в 1200 милях от Тасмании.
Однажды во время шторма в Индийском океане на яхту внезапно обрушился гигантский вал. До этого я таких волн даже не видел. Хотя шторм был не самый сильный: когда впервые перевернулся в Атлантике, скорость ветра достигала 110 миль в час, а тут всего 56 - вдвое меньше. Волна налетела сзади, удар - и судно тут же легло на борт… Я растерялся, спустился в каюту и чувствую, что всё внутри заполнилось запахом, будто газом, - так бывает, когда мёртвого целуешь в гробу. Это запах смерти. Я запомнил его на всю жизнь с похорон дедушки. Закрыл глаза, стал молиться - и чувствую, яхта задрожала всем корпусом и… выпрямилась.
В третий раз я едва не погиб вместе с женой и сыном. В ураган судно начало ломаться из-за неправильной конструкции. Подвёл мой замысел - построить яхту рекордной длины. Никто раньше не строил яхту для одиночки длиной 25 м, максимум - 18. А я захотел, и мне сделали. Ну и мачту, соответственно. Это было ошибкой. Мачта оказалась слишком высокой и тонкой: 35 м при огромной парусности. От ветра и качки она начала гнуться, по корпусу и основанию киля пошли трещины. А происходило всё это там, где погиб «Титаник», - холодина, айсберги... Четыре дня нужно пароходу, чтобы дойти туда, в центр океана. Если бы у нас тогда отвалился киль, мы бы не выжили. Но мачта всё-таки выдержала напор стихии. Как? До сих пор не пойму.
Разум стихии
Говорят, что я отношусь к океану как к живому существу, обладающему своим разумом и волей. А это так и есть! Только нужно к нему всё время присматриваться. Если с океаном обращаться по-человечески, без фамильярности, то, может, он тебя тоже зауважает. Даже если с цветком начать разговаривать, он к тебе потянется. Так же и со стихией. Поэтому я всё время намеренно менял маршруты, сбивал с толку судьбу. Как бы прятался за этим, искал свою лазейку. Например, брал в плавание цветок. Когда впервые перевернулся, просил у Бога: «Я грешен. Но если я утону, то и безвинный цветок погибнет».
Однажды в ураган, я считаю, меня спас такой цветок - фиалка. Перед плаванием её поставила в каюту моя жена Ирина. Когда ситуация стала совсем критической, я молился не за себя, а как бы за спасение этой самой фиалки. И точно так же просил пожалеть черепашек, которые жили на яхте в коробке.
Может быть, именно это и спасало меня, кто знает? Всякий раз, когда моё сознание говорило, что конец близок, что из этой передряги тебе, Фёдор, не выкарабкаться, ты бессилен что-либо сделать, я обращал мысли к провидению. Забившись в угол яхтенной койки, прижав к сердцу иконку, изо всех сил старался не впасть в панику и отчаяние. Однажды такое испытание продолжалось двое суток. С рассветом третьего дня яхта, лежавшая на боку, вдруг начала подниматься, как боксёр на ринге...
Каюта с ангелами
Места, где Конюхов едва не погиб |
Но всё-таки с годами справляться с океаном становится всё труднее. После гонки вокруг Антарктиды в 2008 г. меня с яхты, можно сказать, вынесли на руках. Эта «кругосветка» далась тяжелее, чем другие. Хотя для чрезмерной усталости были и другие причины: обычно после прохождения мыса Горн (крайняя южная оконечность Южной Америки. - Прим. авт.) я поворачивал в тепло, к экватору, а на сей раз - в холодные полярные воды. И это очень давило… Там есть «мёртвые зоны» - места, где нет связи со спутником и совсем не ходят суда. Ты зашёл туда - и словно потерялся. Там я особенно остро ощутил, что на Земле живут миллиарды людей, а я всё равно один. Вокруг только мороз и бесконечная череда ледяных полей… Когда после работы на палубе я ненадолго спускался в каюту, то не мог даже пошевелиться от изнеможения.
После 40 лет я стал иначе относиться к океану. Вместо воодушевления - сомнения и страх. Наверное, это и возраст, и мудрость. Когда молод, ты даже не подозреваешь, каким ужасным может быть океан, насколько он гигантский, непредсказуемый, как он может подавить, и опустить, и снова поднять тебя. А сейчас я перед ним просто преклоняюсь. Ещё вчера я его покорял, хотел поставить себя выше, а теперь уже нет. С годами пришло уважение к стихии.
Иногда я задумываюсь: за что я люблю океан? Ведь он так издевается надо мной, так мучает меня! Одно время донимала бессонница, проснувшись в темноте, на полном серьёзе спрашивал себя: жив ли я? Или, может, уже с ангелами на том свете? И ощупывал диванчик в каюте трясущимися руками. Так ко мне подкрадывалось безумие. Но я ему не поддался…
Теперь я не считаю себя героем. Я… уговаривал океан, чтобы выжить. Он ведь живой. И иногда - добрый.
Из «АиФ Без границ» №23 от 9 июня 2011 года
Фёдор Конюхов родился в 1951 г. на Украине. Яхтенный капитан. К 50 годам совершил более 40 экспедиций и восхождений, в т. ч. 4 кругосветных плавания. 15 раз пересёк Атлантику, один раз - на вёсельной лодке. Первый россиянин, побывавший на Южном и Северном полюсах и Эвересте. Писатель и художник, автор 9 книг и более 3 тыс. картин. В 2010 г. рукоположен в священники. Женат, имеет двоих сыновей и дочь. Живёт в Москве.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть