Сам юбиляр к этому событию относится спокойно, если не с иронией. Но Первый канал решил сделать подарок всем поклонникам артиста - фильм о Миронове, который выйдет в день его рождения. «АиФ» представляет наиболее яркие фрагменты из монологов Евгения, записанных во время работы над фильмом.
О возрасте
- Возраст этот сложный - у тех, кто перешагнул 40-летний рубеж. Каждый мужчина внутренний экзамен устраивает: он что-то к этому возрасту сделал? Или не сделал? Или сделал, но не всё?
О культуре
Включаешь телевизор, смотришь передачу какую-нибудь замечательную - про композитора Софию Губайдулину или про Аркадия Райкина, 100-летие которого недавно отметила страна, и думаешь: какие это великие имена, высочайший уровень культуры! В то время они были востребованы - на Райкина невозможно было попасть. А сейчас мы заказываем (под «мы» я имею в виду миллионы телезрителей) совершенно другую музыку. Ужасную, низкопробную, которая потакает каким-то низменным инстинктам. Как этому противостоять? Говорить, критиковать? Бессмысленно! Противостоять - это значит что-то делать. Даже если уже не хватает здоровья и силы брать неоткуда.
О Театре Наций
Глава театра... А ведь это было совершенно не моё - руководить. Не помню, чтобы я был заводилой компании и уж тем более кем-то командовал. Говорят: вот у него свой театр! А вы бы пришли сюда в тот момент, когда я с прорабом разговаривал. У меня было ощущение, что я играю пятерых Гамлетов, - по эмоциям, по нервам. Ну чему тут завидовать-то?
Об «Идиоте»
Начиная работу над ролью князя Мышкина в фильме Владимира Бортко, я в тысячный раз прочитал первые строчки романа. Там было написано, что Мышкин - худенький молодой человек... Год пришлось сидеть на диете. И, когда у меня в конце концов остался один нос, режиссёр говорит: «Прибавь килограммов, потому что, когда смотрю на тебя, обращаю внимание только на нос!»
Я долго искал ключ к роли и вдруг понял, что князь Мышкин - он светится! У меня потом много ролей было - и Гришка Отрепьев в «Борисе Годунове», и Гамлет, и Бумбараш. Но все эти роли стали Мышкиными. Я ничего не смог с собой сделать. Он настолько зашёл в кровь и в голову, что пришлось его просто выдавливать из себя. Такой он оказался сильный парень.
Об учёбе
Когда из Саратова на учёбу в Москву собирался, я знал, куда еду: к Табакову. Видел по телевизору, как он с артистами разговаривал, и понял: я должен быть в этом театре, учиться у него на курсе. Приехал, стою с чемоданом, жду у входа Олега Павловича. Думаю: «Ну, первое время смогу пожить у него. А потом что-нибудь дадут: квартиру, общежитие. Мне всё равно что - я же искусством приехал заниматься!»
От такой наглости, говорят, горы раздвигаются. Конечно, Олег Павлович меня не поселил у себя дома. И я прошёл сложный процесс попадания на курс, потому что педагоги меня отфутболивали. Один сказал: поезжай в Саратов, вернёшься через полгода. Но не тут-то было! Я смог убедить Олега Павловича и был принят в Школу-студию МХАТ. Как артист, я себя изучаю каждый раз. Короче, я ученик - вот что я понял. Я и сейчас учусь.
О преподавании
Вспоминаю, как мы учились у Табакова. Что его заставляло после спектакля, когда он только что отыграл тяжёлую роль, ехать в подвал в «Табакерку» и с нами репетировать? А мы ещё позволяли себе ругаться, спорить. Не могу представить, что я после «Калигулы» куда-нибудь поеду. И всё же: если я так выстрою свою жизнь, что смогу посвятить время преподаванию, - возьмусь. Уже возраст такой - поделиться хочется.
О двух Мироновых
Я очень любил Андрея Миронова и никогда не хотел быть похожим на него. Потому что это невозможно. Это же был человек-фейерверк. Но мне в голову не приходило, что у меня такая же фамилия. Мне-то казалось, что и так ясно: я другой Миронов. Правда, в студенческие годы я этим фамильным сходством пользовался. В общежитии со служебного телефона разрешали звонить только детям актёров. И - мне! Я сначала не понимал, за что такое счастье. Пока бабушка-вахтёрша как-то не сказала: «Ты не бойся, мы же всё понимаем. Ты - внебрачный сын Миронова. Похож-то как!» Вахтёрши меня жалели: что столичная звезда в Саратове «наследила».
О силе сцены
Есть в театре закон странный: нельзя останавливать спектакль, даже если у тебя кто-то умирает. Я играл спектакль в день похорон моего папы. Это было очень тяжело. Геройский поступок, никому не нужный. Но на сцене ты о боли - и душевной, и физической - забываешь. Мы играли спектакль «Калигула» в уникальном месте - под Римом, на античной вилле Адриана, которой много тысяч лет. Я выходил на сцену со сломанной коленкой. Но вспоминал о ней только в антракте. Потому что она резко начинала ныть, как зубная боль. А на сцене ничего этого нет!
О Смоктуновском
Меня сравнивают с Иннокентием Смоктуновским. Мне это странно. Потому что прекрасно понимаю - мне далеко ещё до уровня Иннокентия Михайловича. Но мне действительно предлагают те роли, которые играл он: Гамлет, Иудушка Головлёв, князь Мышкин. Но мой Иудушка - он другой. Он - муха. Думал, что всю жизнь Богу служит, а оказывается - навозу. И в этом весь ужас: что можно знать все заповеди и при этом делать страшные вещи.
О семье
Профессия моей мамы, по большому счёту, - мама. Сколько она в нас с Оксаной, моей сестрой, вкладывала! Мама стимулировала не столько мои актёрские способности, сколько человеческие качества.
Сперва я учился в музыкальной школе, в классе аккордеона. Я ненавидел его. Просил: «Мам, я хочу на фортепиано!» А она говорила: «Женя, ты что? Мы живём в маленьком городке. Если что, будешь зарабатывать на свадьбах - это же хлеб!» Потом своё умение я использовал единственный раз в жизни - в фильме «Анкор, ещё анкор!» Петра Тодоровского играл на аккордеоне. Такая вот история!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть