Она учила детей и в сельской школе, и в столичной, преподавала и в старших, и в начальных классах. Сегодня Елена ЗАВГОРОДНЯЯ воспитывает особенного ребенка и умеет решать жизненные задачи любой сложности.
– Я родилась в городском посёлке Россоны Витебской области. С детства мечтала быть учителем. Маленькая, я на стенах расклеивала огромные листы бумаги и заводила журналы, чтобы учить виртуальных детей. Хотела быть преподавателем белорусского языка и литературы.
Но мама была против. Ей хотелось, чтобы я стала бухгалтером, как она и бабушка. Я не согласилась и была «сослана» в техникум мясо-молочной промышленности, где заработала аллергию на колбасу. А потом жизнь меня сама привела в университет, где я получила образование учителя истории и социологии.
СТРАШНО, НО ПОЛЕЗНО
– Преподавать я начала на втором курсе университета – работала учителем в сельской школе Россонского района. Минут 40 каждое утро добиралась на автобусе, вставала в полпятого.
У меня было много смешанных предметов: и труды, и музыка, и география, и история. Ну да, было сложно вначале. Подготовка к урокам занимала где-то 5-6 часов.
Ученики 11-го класса были чуть младше меня и всячески провоцировали. Было страшно, но полезно. Кстати, я до сих пор общаюсь с некоторыми из них.
– А почему переехали в Минск?
– У меня двое детей. Старший сын Антон и дочка Аня. Дочка родилась без патологии, но ближе к году стало заметно какое-то отставание в развитии.
Сначала я Аню прятала, старалась с ней нигде не появляться. А потом пришло осознание – это мой ребёнок, она такая, какая есть. Аня многому научила меня…
Врачи говорили, что она не будет ходить, но в итоге в 1 год и 7 месяцев она даже не пошла, а побежала! Я долго доказывала, что у меня умный, всё понимающий ребенок. Она чувствует и передаёт эмоции, умеет управлять людьми одной улыбкой.
В 7 лет ей поставили инвалидность.
Это и было основной причиной переезда – там, где мы жили, к сожалению, не созданы условия для детей с особенностями развития. И мне бы пришлось отказаться от работы в школе. А я не могу без работы, я сойду с ума.
НАУКА ЖИТЬ
– В Минск приехала в 2017 году и с тех пор работаю в школе №186 учителем у самых маленьких. Шла устраиваться социологом или историком, но оказалось, что нужен учитель начальных классов. Получила второе высшее образование и теперь преподаю в «началке». И уже не представляю жизни без своих «младшеньких». Только малыши, приходя в школу, обнимают. Я помню, что мы тоже любили свою первую учительницу, заплетали ей косички. Мои дети уже складывают в столбик – пусть это простые числа, но они уже понимают вещи, выходящие за рамки программы первого класса. Их успехи – моя большая гордость. Также занимаюсь классным руководством.
– У вас особая методика?
– Для того чтобы ребёнок хотел учиться, ему должно быть комфортно в школе и с учителем. Помню, как я сама не воспринимала предмет, если не нравилась подача материала.
– Чему важнее всего научить ребёнка?
– Конечно, предметам, это понятно. Но – как бы банально ни звучало – надо научить жить. В ладу с собой, с другими людьми, с природой. Быть искренним, добрым, уметь видеть прекрасное. И уметь отстаивать свою точку зрения. Это же замечательно, когда ребенок доказывает и показывает, что он личность. И если ребёнок видит, что к нему относятся не так, как он заслуживает, переходят его личные границы, почему он должен соглашаться с этим?
– А с какими родителями сложнее – младших или старших классов?
– Начальная школа – это когда родители привели своёе самое маленькое, самое дорогое дитя и бесконечно боятся, что кто-то его обидит. В старшей школе уже другие требования, ломка характера и у детей, и у родителей. Сложно и интересно со всеми, ко всем надо находить подход. Это профессиональная обязанность учителя.
УРОКИ МУДРОСТИ
– Какое у вас расписание?
– Я встаю всегда в 5.20 утра, чтобы у меня было время побыть в тишине. Правда, это не всегда удаётся, потому что Аня может встать и в 3, и в 4 часа. Но стараюсь, если получается, всё-таки утром хотя бы час уделить именно себе. Спокойно позавтракать, выпить кофе. Потом я отвожу Аню на занятия, сама иду в школу. Ну и когда укладываю дочку спать, занимаюсь каким-то своим любимым делом.
– У вас ещё есть время на любимые дела, кроме проверки тетрадей?
– У меня много цветов, три собаки, две шиншиллы и две кошки. Аня не проявляла интереса к животным, пока не появилась третья собака, шпиц. Теперь она кормит их всех, заботится… Так что мои животные – тоже учителя и воспитатели. Без них я себя просто не представляю.
И я всегда занималась рукоделием, вышивала, вязала. Пеку домашний хлеб на закваске, плету кашпо из ротанга, создаю разные поделки и украшения из эпоксидной смолы. Сейчас учусь вязать миниатюрные игрушки, броши.
Пока что-то делаю руками, привожу мысли в порядок. Веду страницу в «Инстаграме» и учу других создавать красоту.
– Жизнь – строгий учитель?
– Нужно просто уметь читать то, чему она учит. Очень жаль, что это приходит только с возрастом. Поэтому, увы, мы все учимся на своих ошибках. А некоторые и на них не учатся.
Но в чем я уверена точно – ничего не происходит просто так. Люди не встречаются на твоем пути случайно. Важно научиться самим и научить детей быть благодарными и честными с теми, кто добр. И не пускать в жизнь людей токсичных.
Мне и моим детям пришлось, к сожалению, столкнуться с жестокостью и научиться защищаться, менять свою жизнь. Зато сегодня я прихожу домой и радуюсь, меня встречают улыбки. Я люблю всех своих детей, люблю работу, люблю свои хобби и своих животных. Я ни секунды не сомневаюсь, что моя Аня когда-нибудь заговорит, а для этого мы много занимаемся.
– Какой вы видите школу будущего?
– Мне кажется, что в будущем дети будут очень высокомотивированными. Учебники, скорее всего, будут электронными, хотя я не представляю себя без бумажных. Форма… Наверное, будет строгой, выдержанной, но удобной. С содроганием вспоминаю своё колючее платье…
Думаю, сохранится главное правило – ребёнку должно быть комфортно в классе, в одежде, с учителем. Не захочет ребёнок принимать даже самые важные знания от человека, которого он боится или не уважает. И поэтому хотелось бы пожелать педагогам в День учителя любить свою работу, любить детей и видеть в них личность. Не выгорать. И простого терпения.
Учитель – это «болезнь». Если ты «болеешь» школой, ты работаешь в школе. А если у тебя нет этой «болезни», то бессмысленно даже пытаться.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть