Национальная киностудия «Беларусьфильм» как производственная площадка интересна многим кинематографистам из сопредельных стран. Весной руководство киностудии приглашало ознакомиться с мощностями объекта известного режиссера Тимура Бекмамбетова, которого уже можно считать своим в Голливуде.
О том, чем белорусская кинофабрика могла впечатлить видавшего виды создателя блокбастеров «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Особо опасен», «Президент Линкольн: охотник на вампиров» и других, режиссер прилюдно не распространялся. Но то, что после мастер-класса, который Бекмамбетов дал для белорусских коллег, практически все остались в состоянии легкого шока – чистейшая правда.
Для начала Тимур Нуруахитович продемонстрировал аудитории свой фильм - триллер «Профиль», завоевавший приз зрительских симпатий на Берлинском международном кинофестивале 2017 года в рамках программы «Панорама». А потом началась сессия вопросов-ответов.
Новый киноязык
Картина «Профиль» рассказывает о британской журналистке, которая занимается расследованием того, как террористическая организация «Исламское государство» вербует в свои ряды европейских женщин. Зарегистрировав аккаунт «Мелоди Нельсон», журналистка пытается выйти на контакт с вербовщиками. На экране нет постановочных сцен: зрители видят персонажей фильма через монитор компьютера главной героини. Общение и обмен эмоциями происходят исключительно в соцсети Facebook и мессенджере Skype, а также в поисковых системах и на сайтах…
Естественно, большая часть вопросов, заданных белорусскими кинематографистами, касалась того, почему, собственно, Тимур Бекмамбетов обратился именно к такому формату съемок, который, по-видимому, оценят не все.
- Насколько я понял, в Беларуси людей очень волнует вопрос: «Что дальше будет с белорусским кино?» Но я бы его расширил: «Что вообще будет происходить с кино в мировом масштабе?» - начал издалека известный режиссер. – Кинематограф сейчас в принципе развивается не так, как хотелось бы. Прежде всего, он очень проигрывает Интернету: количество просмотров видео на YouTube растет в геометрической прогрессии, чего не скажешь о посещаемости кинотеатров. Я думаю, это связано с тем, что кинематограф в его нынешнем виде уже не в состоянии рассказать про современного человека. Проблема кроется в языке повествования. Возможно, я сейчас говорю провокационные вещи, но, чтобы понять современного человека, нужно заглянуть в экран его девайса – только тогда можно узнать, что с ним происходит. Поэтому мы сейчас занимаемся поисками нового киноязыка и нового типа кинематографа, который будет иметь перспективы. Поскольку Беларусь известна как страна, где рождаются интересные IT-стартапы, возможно, этот новый киноязык поможет белорусскому кинематографу найти определенный путь развития. Свой путь.
Доступно всем
- Сложно ли снимать кино в таком формате?
- Снять такой фильм для молодых людей не составит труда. Для этого не нужно ничего, кроме таланта, страсти и компьютера. Более того, мы можем поделиться с заинтересованными режиссерами опытом работы в формате Screen Life. (Screen Life - инновационный формат в кино, когда все действия происходят на экране компьютера, планшета или смартфона. Формат позволяет автору исследовать внутренний мир героя через его взаимодействие с виртуальной реальностью. - Прим.).
Когда мы с моим партнером Ольгой Хариной провели подобный мастер-класс для молодых режиссеров в Москве, они буквально через 45 минут продемонстрировали короткие фильмы. Ну а после цикла лекций мы увидели 15 интересных картин, рассказанных новым киноязыком. Одна девушка, например, взяла за основу черно-белый фильм «Медведь» Исидора Анненского и главных персонажей с их диалогами «поместила» в Skype. Получилось увлекательно. Поэтому, если у вас есть заинтересованность, мы можем создать группу в мессенджере – я отвечу на все сообщения. Также мы предоставим новую технологию, если она будет вам нужна для создания фильмов. Причем совершенно бесплатно. Я считаю: чем больше людей будут ею пользоваться, тем лучше.
Индивидуальный подход
- Вы могли бы рассказать, как подбираете плей-листы к своим картинам? В «Ночном дозоре», кстати, звучит музыка белорусской группы – значит, попасть в кассовый фильм со своим треком не так сложно?
- А что за группа?
- «Drum Ecstasy».
- Что касается фильма «Профиль», мы отказались от саундтрека в его привычном виде как от музыки подсказок. Поскольку в основу фильма положена реальная история французской журналистки (в фильме ее сделали англичанкой), мы решили использовать музыку, которую она слушает в реальности. Она предоставила нам свой плей-лист, и мы выбрали композиции, которые соответствуют ее настроению.
Сейчас эта журналистка живет под чужим именем, выпустила книгу, в которой описано все, что с ней происходило. Признаться, мне было легко работать над фильмом, потому что я видел все записи разговоров с террористами: в комнате журналистки всегда находился оператор, который снимал все происходящее на мониторе компьютера.
- Правда ли, что у фильма «Профиль» будут таргетированные версии, «приспосабливающиеся» под каждого конкретного зрителя?
- Действительно, каждый элемент на экране, который видит зритель, нами контролируется. Соответственно, мы можем использовать индивидуальный подход к каждому человеку: когда картину будет смотреть девушка, то, допустим, для нее будет звучать музыка, отличная от той, которую услышит молодой человек. Отличия будут очевидны и для жителей разных стран: понятно, что в Беларуси или Франции могут пользоваться разными социальными сетями, мессенджерами и поисковыми системами.
Более того, фильм выйдет в «кликабельной» версии: у зрителей будет возможность самостоятельно открывать папки на экране монитора героини, например, чтобы увидеть больше фотографий. Также хотим сделать интерактивный финал, предоставив зрителям возможность решать, что должно случиться с главными героями.
Типы актеров
- Какие актерские качества для вас, как режиссера, наиболее ценны?
- Для фильма «Профиль» мы целенаправленно искали неизвестных актеров, чтобы добиться эффекта документального кино, когда все происходящее на экране воспринимается как правда.
А так, конечно, немаловажно, чтобы человек был хороший – ведь с ним много времени приходится проводить вместе. Есть разные типажи актеров и разные задачи, которые они должны выполнять. Например, есть актеры-интеллектуалы, как Иван Ургант, Виктор Вержбицкий. Виктор в «Ночном дозоре» создавал, конструировал свою роль. А есть актеры интуитивные – с ними очень интересно работать, потому что не понимаешь, как они это делают. Эта магия завораживает.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть