Повышение пенсионного возраста в Беларуси – вопрос времени: согласно последним официальным заявлениям это может произойти 1 января 2017 года.
Правительство предложило три варианта повышения планки выхода на заслуженный отдых. Первый: женщины – 60 лет, мужчины – 65. Второй: женщины - 60, мужчины – 63. Третий: женщины – 58, мужчины – 63. Президент Александр Лукашенко во время недавнего посещения фабрики «Коммунарка» высказался, что поддерживает поэтапное повышение пенсионного возраста на 3 года.
Однако многие эксперты сходятся во мнении, что говорить только о повышении возраста выхода на пенсию мало. Антон БОЛТОЧКО, эксперт по экономике Центра аналитических инициатив «Либеральный клуб», выступившего недавно инициатором дискуссии о том, как необходимо реформировать пенсионную систему, отметил: спектр проблем, которые требуют решения, гораздо шире, и все изменения должны происходить с учетом национальных интересов.
За счет женщин?
В 2015 году Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC) изучал финансовую стабильность пенсионной системы. «Если текущая распределительная пенсионная система сохранится, то дефицит пенсионного фонда будет стремительно расти и к 2020 году достигнет 2% ВВП, а это половина того, что мы сегодня тратим на здравоохранение, - отмечает ведущий исследователь BEROC Екатерина БОРНУКОВА. – Если когда пенсионный возраст будет повышен только женщинам (на наш взгляд, нет смысла устанавливать для женщин и мужчин разный возраст выхода на заслуженный отдых, потому что женщины в среднем живут дольше мужчин на 11 лет), какое-то время получится удерживать дефицит пенсионного фонда на уровне около 1% ВВП, но в долгосрочном периоде этого будет недостаточно. При варианте поэтапного, по полгода в год, поднятия пенсионного возраста для обоих полов до 65 лет возможен профицит Фонда социальной защиты населения (ФСЗН). Однако в долгосрочном периоде все равно возникнет дефицит 2%». По мнению эксперта, если мы не будем ничего менять, то окажемся в финансовой пропасти. «Единственной реформой, доступной в рамках распределительной системы, остается повышение пенсионного возраста, в первую очередь для женщин, - считает Екатерина Борнукова. – А в долгосрочном периоде необходим переход к накопительной системе. Но при этом нужно учитывать, что этот переход будет занимать очень много времени и для него необходимо достичь макроэкономической стабилизации. (…) Варианты, предлагаемые правительством, - скромные и недостаточные для того, чтобы погасить дефицит в долгосрочном периоде, и лет через 10-15 нам придется возвращаться к этому вопросу».
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валерий БОРОДЕНЯ тоже убежден: тренды в обществе свидетельствуют о том, что пенсионный возраст нужно повышать. «При этом сегодня нет оснований, чтобы мужчины и женщины выходили на пенсию в разном возрасте, - считает депутат. - Однако только механическое повышение возраста не решит проблемы, все-таки нужно реформировать саму систему. Прежде всего, необходимо учесть индивидуальные особенности трудового пути. Сегодня дифференциация пенсий недостаточная, что у людей вызывает недовольство. Тот, кто всю жизнь работал, должен получать пенсию больше».
Валерий Бороденя также высказался за необходимость повышения пенсионного возраста сотрудникам МВД, армии, но тоже с дифференцированным подходом: «Есть люди, которые рискуют своей жизнью, а есть те, кто занимается финансами в кабинете, – их нельзя сравнивать».
Можно без возраста?
Доцент кафедры экономической политики БГЭУ Владимир ПОПЛЫКО предлагает использовать для модернизации пенсионной системы экономические механизмы, при этом пенсионный возраст не повышать, а оставить все, как есть. «Смысл новой парадигмы пенсионного обеспечения в том, чтобы заложить в модернизацию принципы, близкие к социально ориентированной рыночной экономике: стабильность; право частной собственности на пенсионные накопления; свобода заключения договоров; свободное осуществление выбора пенсионного фонда; капитализация пенсионных средств; социальная ответственность бизнеса, государства и граждан при выборе своего пенсионного обеспечения, - перечисляет Владимир Поплыко. – Также важен постепенный переход от распределительной модели пенсионной системы к накопительной, я бы сказал – смешанной, которая бы использовала накопительный механизм. Выплаты пенсионных пособий предполагаются из трех частей: 1) существующих государственных пенсионных выплат; 2) накопительных взносов, которые будут вычленяться при помощи механизма капитализации; 3) добровольных прибавок к пенсии». Однако данная модернизация пенсионной системы рассчитана прежде всего на молодежь до 30 лет, у которой впереди большой трудовой стаж, позволяющий сделать накопления, подчеркивает доцент БГЭУ.
Как сократить расходы?
Председатель клуба финансовых директоров Андрей КАРПУНИН категорически не согласен с тем, что обсуждение пенсионной реформы предлагается исключительно в плоскости повышения возраста выхода на заслуженный отдых. По его мнению, нельзя обходить стороной и другие актуальные темы, например, минимизацию непрофильных расходов ФСЗН. «В прошлом году эксперты инициировали передачу части функций ФСЗН другим ведомствам, что позволило бы сэкономить немало бюджетных денег, - рассказывает Андрей Карпунин. – К сожалению, на последнем этапе работы в рабочей группе решили, что в данный момент оптимизация администрирования фонда неэффективна».
Председатель клуба финансовых директоров разъяснил: ФСЗН занимается сбором и распределением средств, Министерство по налогам и сборам – только сбором. Отчисления в ФСЗН – не прямой налог, а приравненные к нему платежи, и если бы функцию администрирования по их сбору передали налоговому ведомству, то налицо была бы немалая экономия. «Высвободилась бы часть недвижимости фонда вследствие сокращения числа чиновников, занимающихся сбором денег, и средства, которые сейчас тратятся на обслуживание зданий и зарплаты, могли бы стать дополнительным источником финансирования для самого же фонда. Кроме того, оптимизация администрирования ФСЗН позволит увеличить сбор средств без карательных мер и сделать его наиболее прозрачным».
Где найти работу?
А что ожидает рынок труда после повышения пенсионного возраста? Кто сможет обеспечить трудоустройство когорте возрастных работников, и смогут ли найти работу молодые специалисты?
Как ни странно, но эксперты не видят в этом никаких проблем. «Сейчас, наоборот, больше волнует вопрос, кто будет работать в ближайшие пять лет, когда на пенсию выйдут огромное количество людей и, соответственно, высвободятся много рабочих мест, - отметила Екатерина Борнукова. – Эта проблема намного серьезнее, чем временные трудности на рынке труда».
Валерий Бороденя и вовсе считает белорусов «разбалованными государством», потому что их пугает цифра «2% безработицы». «В действительности у нас нормальная рыночная ситуация, - говорит депутат. – И я бы не боялся взрывного роста безработицы из-за повышения пенсионного возраста. Мне кажется, что молодежь не должна надеяться на те рабочие места, которые пенсионеры занимают сегодня, а создавать свой бизнес, предприятия, производства, генерировать рабочие места и т.д.».
С вышеизложенным солидарна и директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Профессора М.С. Кунявского Жанна ТАРАСЕВИЧ: «Острой ситуации, в которой с увеличением пенсионного возраста мы столкнемся с уменьшением количества рабочих мест, не предвидится. Более того, правительством Беларуси принято решение о создании 50 тысяч новых рабочих мест непосредственно в малом и среднем бизнесе, которые частично могут занять те люди, которые продлят свой пенсионный возраст».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть