6092

«Одно лишь повышение пенсионного возраста проблемы не решит». Эксперты о пенсионной реформе

№ 14 от 5 апреля 2016 года 05/04/2016

Повышение пенсионного возраста в Беларуси – вопрос времени: согласно последним официальным заявлениям это может произойти 1 января 2017 года.

Правительство предложило три варианта повышения планки выхода на заслуженный отдых. Первый: женщины – 60 лет, мужчины – 65. Второй: женщины - 60, мужчины – 63. Третий: женщины – 58, мужчины – 63. Президент Александр Лукашенко во время недавнего посещения фабрики «Коммунарка» высказался, что поддерживает поэтапное повышение пенсионного возраста на 3 года.

boltochkoОднако многие эксперты сходятся во мнении, что говорить только о повышении возраста выхода на пенсию мало. Антон БОЛТОЧКО, эксперт по экономике Центра аналитических инициатив «Либеральный клуб», выступившего недавно инициатором дискуссии о том, как необходимо реформировать пенсионную систему, отметил: спектр проблем, которые требуют решения, гораздо шире, и все изменения должны происходить с учетом национальных интересов.

За счет женщин?

bornukovaВ 2015 году Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC) изучал финансовую стабильность пенсионной системы. «Если текущая распределительная пенсионная система сохранится, то дефицит пенсионного фонда будет стремительно расти и к 2020 году достигнет 2% ВВП, а это половина того, что мы сегодня тратим на здравоохранение, - отмечает ведущий исследователь BEROC Екатерина БОРНУКОВА. – Если когда пенсионный возраст будет повышен только женщинам (на наш взгляд, нет смысла устанавливать для женщин и мужчин разный возраст выхода на заслуженный отдых, потому что женщины в среднем живут дольше мужчин на 11 лет), какое-то время получится удерживать дефицит пенсионного фонда на уровне около 1% ВВП, но в долгосрочном периоде этого будет недостаточно. При варианте поэтапного, по полгода в год, поднятия пенсионного возраста для обоих полов до 65 лет возможен профицит Фонда социальной защиты населения (ФСЗН). Однако в долгосрочном периоде все равно возникнет дефицит 2%». По мнению эксперта, если мы не будем ничего менять, то окажемся в финансовой пропасти. «Единственной реформой, доступной в рамках распределительной системы, остается повышение пенсионного возраста, в первую очередь для женщин, - считает Екатерина Борнукова. – А в долгосрочном периоде необходим переход к накопительной системе. Но при этом нужно учитывать, что этот переход будет занимать очень много времени и для него необходимо достичь макроэкономической стабилизации. (…) Варианты, предлагаемые правительством, - скромные и недостаточные для того, чтобы погасить дефицит в долгосрочном периоде, и лет через 10-15 нам придется возвращаться к этому вопросу».

borodenyaДепутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валерий БОРОДЕНЯ тоже убежден: тренды в обществе свидетельствуют о том, что пенсионный возраст нужно повышать. «При этом сегодня нет оснований, чтобы мужчины и женщины выходили на пенсию в разном возрасте, - считает депутат. - Однако только механическое повышение возраста не решит проблемы, все-таки нужно реформировать саму систему. Прежде всего, необходимо учесть индивидуальные особенности трудового пути. Сегодня дифференциация пенсий недостаточная, что у людей вызывает недовольство. Тот, кто всю жизнь работал, должен получать пенсию больше».

Валерий Бороденя также высказался за необходимость повышения пенсионного возраста сотрудникам МВД, армии, но тоже с дифференцированным подходом: «Есть люди, которые рискуют своей жизнью, а есть те, кто занимается финансами в кабинете, – их нельзя сравнивать».

Можно без возраста?

poplykoДоцент кафедры экономической политики БГЭУ Владимир ПОПЛЫКО предлагает использовать для модернизации пенсионной системы экономические механизмы, при этом пенсионный возраст не повышать, а оставить все, как есть. «Смысл новой парадигмы пенсионного обеспечения в том, чтобы заложить в модернизацию принципы, близкие к социально ориентированной рыночной экономике: стабильность; право частной собственности на пенсионные накопления; свобода заключения договоров; свободное осуществление выбора пенсионного фонда; капитализация пенсионных средств; социальная ответственность бизнеса, государства и граждан при выборе своего  пенсионного обеспечения, - перечисляет Владимир Поплыко. – Также важен постепенный переход от распределительной модели пенсионной системы к накопительной, я бы сказал – смешанной, которая бы использовала накопительный механизм. Выплаты пенсионных пособий предполагаются из трех частей: 1) существующих государственных пенсионных выплат; 2) накопительных взносов, которые будут вычленяться при помощи механизма капитализации; 3) добровольных прибавок к пенсии». Однако данная модернизация пенсионной системы рассчитана прежде всего на молодежь до 30 лет, у которой впереди большой трудовой стаж, позволяющий сделать накопления, подчеркивает доцент БГЭУ.

Как сократить расходы?

karpuninПредседатель клуба финансовых директоров Андрей КАРПУНИН категорически не согласен с тем, что обсуждение пенсионной реформы предлагается исключительно в плоскости повышения возраста выхода на заслуженный отдых. По его  мнению, нельзя обходить стороной и другие актуальные темы, например, минимизацию непрофильных расходов ФСЗН. «В прошлом году эксперты инициировали передачу части функций ФСЗН другим ведомствам, что позволило бы сэкономить немало бюджетных денег, - рассказывает Андрей Карпунин. – К сожалению, на последнем этапе работы в рабочей группе решили, что в данный момент оптимизация администрирования фонда неэффективна».

Председатель клуба финансовых директоров разъяснил: ФСЗН занимается сбором и распределением средств, Министерство по налогам и сборам – только сбором. Отчисления в ФСЗН – не прямой налог, а приравненные к нему платежи, и если бы функцию администрирования по их сбору передали налоговому ведомству, то налицо была бы немалая экономия. «Высвободилась бы часть недвижимости фонда вследствие сокращения числа чиновников, занимающихся сбором денег, и средства, которые сейчас тратятся на обслуживание зданий и зарплаты, могли бы стать дополнительным источником финансирования  для самого же фонда. Кроме того, оптимизация администрирования ФСЗН позволит увеличить сбор средств без карательных мер и сделать его наиболее прозрачным».

Где найти работу?

А что ожидает рынок труда после повышения пенсионного возраста? Кто сможет обеспечить трудоустройство когорте возрастных работников, и смогут ли найти работу молодые специалисты?

Как ни странно, но эксперты не видят в этом никаких проблем. «Сейчас, наоборот, больше волнует вопрос, кто будет работать в ближайшие пять лет, когда на пенсию выйдут огромное количество людей и, соответственно, высвободятся много рабочих мест, - отметила Екатерина Борнукова. – Эта проблема намного серьезнее, чем временные трудности на рынке труда».

Валерий Бороденя и вовсе считает белорусов «разбалованными государством», потому что их пугает цифра «2% безработицы». «В действительности у нас нормальная рыночная ситуация, - говорит депутат. – И я бы не боялся взрывного роста безработицы из-за повышения пенсионного возраста. Мне кажется, что молодежь не должна надеяться на те рабочие места, которые пенсионеры занимают сегодня, а создавать свой бизнес, предприятия, производства, генерировать рабочие места и т.д.».

tarasevitchС вышеизложенным солидарна и директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Профессора М.С. Кунявского Жанна ТАРАСЕВИЧ: «Острой ситуации, в которой с увеличением пенсионного возраста мы столкнемся с уменьшением количества рабочих мест, не предвидится. Более того, правительством Беларуси принято решение о создании 50 тысяч новых рабочих мест непосредственно в малом и среднем бизнесе, которые частично могут занять те люди, которые продлят свой пенсионный возраст».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно