69151

Нужно ли увеличивать пенсионный возраст в Беларуси?

№ 14 от 7 апреля 2010 года 07/04/2010

Удручает людей не только невостребованность, прерывание преемственности в деле, но и значительное падение уровня жизни из-за небольших пенсий.  Читатели с противоположного полюса говорят о том, что мы не можем равняться на Европу или Японию, где выходят на пенсию на 5-7 лет позже, так как там качество жизни совсем иное. А что думаю эксперты?

14_34_shahotkoЛюдмила ШАХОТЬКО, доктор социологических наук, старший научный сотрудник отдела демографии Института экономики НАН Беларуси:
«Увеличив пенсионный возраст, мы снизим нагрузку на наших внуков»

- Сегодня в Беларуси 62,5% трудоспособного населения (за счет бума рождаемости в послевоенные годы). Но, начиная уже с этого года, нагрузка на трудоспособное население будет быстро расти. Поэтому я считаю необходимым принять в республике такую непопулярную меру как повышение пенсионного возраста. Пока она воспринимается в обществе неоднозначно, поскольку есть мнение, что большинство белорусов не доживают до пенсионного возраста. Это не так. Есть  понятие «ожидаемая продолжительность жизни населения». В соответствии с ним мужчинам, которые доживут до 60 лет, предстоит прожить в среднем еще 14,2 года. А женщинам, достигшим 55-летия, предстоит в среднем прожить дополнительных 24,5 года. Увеличение пенсионного возраста сегодня позволит увеличить размер пенсий и снять налоговую и трудовую нагрузку с наших детей и внуков. Но, на мой взгляд, людям, которые хотели бы по состоянию здоровья, к примеру, выйти на пенсию, как и сегодня, в 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), нужно это право сохранить, но пенсию они будут получать несколько меньше.

Увеличение пенсионного возраста не приведет к конфликту между пенсионерами и остальным населением за рабочие места. Более того, у нас скоро возникнет нехватка рук, и придется привлекать трудовых мигрантов.

14_34_belousovaОльга БЕЛОРУСОВА, специалист по связям с общественностью Фонда ООН в области народонаселения:
«Необходимо вкладывать  в образование и переобучение старшего поколения»

- Некоторые международные эксперты сделали свои выводы по ситуации в Беларуси. К примеру, эксперт Венского института демографии Сергей Щербов считает, что постепенным  (от трех до шести месяцев в год) увеличением пенсионного возраста в Беларуси можно решить проблему нехватки трудовых ресурсов и постепенно увеличить пенсии. Но повышать его необходимо при  условии повышения продолжительности жизни людей. С тех пор, как пенсионный возраст – 55 лет для женщин, 60 – для мужчин был установлен в 1928 году, продолжительность жизни увеличилась. Изменяя пенсионный возраст, нужно вкладывать средства в образование и переобучение старшего поколения. Кроме того, нужно изменять сознание людей, чтобы они культивировали здоровый образ жизни, продлевая свою трудоспособность, по-другому смотрели на «пожилой возраст». Беларусь не выбивается из общей тенденции старения населения. Через 10 лет во всем мире количество людей старше 60 лет будет больше, чем детей до 5 лет. В большинстве западноевропейских стран пенсионный возраст - 65 лет. Во многих из них женщины и мужчины выходят на пенсию в одинаковом возрасте или, по крайней мере, наблюдаются тенденции по их выравниванию.

14_34_zborovskyЭдуард ЗБОРОВСКИЙ, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной работы ГИУСТ БГУ:
«Видеть в человеке личность, а не «трудовые ресурсы»

- Я считаю, что сегодня нужно решать вопрос качества жизни людей старшего поколения системно, а не только повышая пенсионный возраст. Ведь у нас высока не только смертность среди мужчин трудоспособного возраста, но и высок процент выхода на инвалидность. В Беларуси сегодня 510 тысяч инвалидов. И эти проблемы я не стал бы разрывать. К примеру, проблема безбарьерной среды, которая  до сих пор не решена. Она ведь нужна как инвалидам, так и пожилым людям, чтобы они были полноправными участниками социальной жизни. А сколько еще таких нерешенных вопросов!

В основном документе ВОЗ «Здоровье в XXI веке» прописано, что к 2020 году люди старше 65 лет должны иметь возможность полностью реализовать имеющийся у них потенциал и выполнять активную социальную роль в обществе. К этому же году в мире на 50% должна увеличиться доля людей в возрасте 80 лет, обладающих таким уровнем здоровья, который позволял бы им в домашних условиях сохранить независимость и самоуважение. Я бы хотел, чтобы, принимая любое решение, мы ориентировались на эти рекомендации. Тем более, что сегодня у нас созрели объективные возможности для изменения качества жизни пенсионеров, пожилых людей. В стране в системе соцзащиты создана сеть из Территориальных центров социального обслуживания населения, которым вменено в обязанность решение проблем пенсионеров. Не всегда там применяются передовые технологии, но это поправимо. В республике за последние 10 лет сделан колоссальный прорыв в вопросе подготовки специалистов по социальной работе: их готовит 6 вузов. Надо смотреть на человека как на личность, а не как на средство, с помощью которого можно решить какие-то проблемы в государстве. Нужна серьезная научная программа по переходу на новые формы социальной защиты, в том числе с учетом возраста. Убежден, что пожилые люди - весьма важный и ценный ресурс общества.

На мой взгляд, нужно давать человеку возможность работать столько, сколько он хочет, создавая специальные рабочие места с сокращенной занятостью. В том числе для сохранения преемственности опыта. Когда мы человека с богатейшим опытом насильственно выталкиваем на невысокую пенсию, это вызывает стресс, обострение болезней, люди чахнут и быстрее умирают.  К пенсии людей нужно так же серьезно готовить, как и к труду. Кстати, сегодня в Беларуси нет системной работы по профилактике постпенсионного синдрома. Посильная занятость, экономическая самостоятельность, активная жизнь в соцсреде – вот что мы должны предложить старшему поколению для достойной жизни.

14_34_gurakovskyВалерий ЖУРАКОВСКИЙ, член правления общественного объединения «АКТ»:
«Пенсионеров надо поддерживать через общественный сектор»

- В Беларуси больше пяти лет не растет число общественных организаций. Как это связано с пенсионным возрастом? Во всем мире пенсионеры являются наиболее активными участниками общественных объединений, где реализуют свои устремления, увлечения, экспертный потенциал. И правительства всех развитых стран поддерживают общественный сектор через государственный социальный заказ: финансируя общественную деятельность активных граждан, государство решает социальные проблемы, создает новые некоммерческие услуги. Сегодня от Министерства труда и социальной защиты Беларуси есть заявление о намерениях развития механизма соцзаказа, и мы очень рассчитываем, что намерения перейдут в действия. Развитие общественного сектора будет реальной альтернативой для реализации, занятости и трудоустройства людей старшего поколения.

14_35_matskevichСветлана МАЦКЕВИЧ, эксперт Агентства гуманитарных технологий, доцент Российского государственного социального университета:
«Порог пенсионного возраста не решит проблему системного выхода из кризиса»

- По заказу Европейского фонда образования мы делали недавно анализ белорусского рынка труда, и по его результатам становиться понятным, что увеличение пенсионного возраста с экономической точки зрения сегодня оправдано. Трудоспособное население уменьшается, предвидеть рост расходов бюджета на соцпрограммы и соцвыплаты в условиях экономического кризиса не приходится. Встает вопрос: откуда и за счет чего будет развиваться экономика? Есть два пути. Один из них – сделать ставку на человеческие ресурсы, в том числе законодательно продлевая их трудоспособный возраст. Второй путь – инновации. К сожалению, сегодня в Беларуси  не предлагаются  новые стратегии и инноваци  выхода из кризиса. Поэтому отрабатывается стандартный вариант – использовать на полную катушку имеющийся человеческий ресурс. Дефицит стратегических предложений наблюдается как в области экономики, так и в области соцзащиты. Мы делали анализ действующих в стране социальных программ и пришли к печальному выводу: на соцпрограммы идут очень большие финансовые ресурсы, а отдача от них низкая. Новых подходов и направлений в них нет: фактически действующие программы являются пятилетними планами, а не инновационными документами.  Повышение пенсионного возраста, на мой взгляд, мало что даст с точки зрения эффективности в развитии. Это будет скорее кратковременное решение некоторых проблем, но не долгосрочное. Вопрос повышения пенсионного возраста – это и вопрос, насколько политики готовы гласно аргументировать это решение в пользу граждан.

14_35_nikolaevskyВладимир НИКОЛАЕВСКИЙ, кандидат экономических наук, доцент государственного экономического университета:
«Люди сами должны формировать размеры своих пенсий»

- По данным Всемирного банка, численность занятого населения в 2050 г. в Беларуси снизиться почти на 40 % по сравнению с 2010 г. А численность пенсионеров за 2010–2050 гг. возрастет почти на 25 %  - до 3 млн человек (сейчас в РБ порядка 2,5 млн). В этих условиях существующая пенсионная модель однозначно ведет к дестабилизации системы соцзащиты. Если не начать реформирование пенсионной системы сейчас, то в ближайшем будущем придется и снижать размер пенсий, и повышать размер пенсионного тарифа, и повышать пенсионный возраст. Среди перечисленных мер, повышение пенсионного возраста, по нашему мнению, является самой безобидной. Ее реализация не снизит уровень жизни населения и облегчит пенсионное бремя в краткосрочной перспективе. Но одновременно с этим необходимо начать реформу пенсионной системы. Суть реформы должна свестись к двум основным моментам: установлению размера пенсии в зависимости от размера внесенных человеком средств в пенсионную систему, и введение системы пенсионных накоплений. То есть государство должно поддерживать минимальный уровень социальных гарантий и создавать условия для вовлечения самих граждан в процесс минимизации социальных рисков, связанных со снижением доходов при выходе на пенсию. Например, через пенсионные накопления в специально созданных для этого негосударственных пенсионных фондах. Пенсионная реформа потребует существенных финансовых ресурсов, которые можно получить, например, за счет приватизации госпредприятий. В настоящее время пенсионная система республики счерпала практически все «параметрические» ресурсы по ее стабилизации в будущем.

Расчеты реформы

Можно предложить, один из следующих оптимистических вариантов реформы:

  • 5% от 29% действующего пенсионного тарифа можно направить на персональные пенсионные накопления граждан, обязав их делать аналогичные отчисления в размере 5% от уровня оплаты их труда на свой персональный пенсионный счет. Снижение пенсионного тарифа можно компенсировать за счет средств от приватизации госсобственности. Эта компенсация обязательна, поскольку без нее действующая пенсионная система не сможет выполнить даже существующие пенсионные обязательства, которых накопилось, по нашим оценкам, свыше 300% ВВП. На эти цели потребуется порядка $5 млрд в течение 10 - 12 лет. При этом, уже в течение 3-х лет от пенсионных накоплений в экономику может поступить порядка $ 1,5 млрд долгосрочных финансовых ресурсов от реальных пенсионных накоплений граждан;
  • 14% пенсионного тарифа можно направить на формирование базового компонента пенсионной системы как минимальной государственной социальной гарантии пенсионного обеспечения – одинаковый для всех размер пенсии;
  • 10% пенсионного тарифа можно направить на формирование условно-накопительного компонента пенсионной системы, обеспечивающего назначение пенсии с учетом объема средств, внесенных каждым участником в пенсионную систему.

Это только один из возможных реальных вариантов пенсионной реформы. Выбор же конкретного варианта потребует системного моделирования ситуации, минимально ущемляющего интересы людей. Однако в одном я твердо убежден: без реформирования пенсионной системы Беларуси не обойтись.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно