Пандемия изменила потребительское поведение людей. Даже пожилым людям пришлось осваивать интернет-шопинг, ведь они оказались первыми, кто угодил в самоизоляцию ещё в марте. Затем к ним присоединились школьники, а позже — и все остальные.
Но покупки через интернет, рост онлайн-торговли — это очевидный тренд, он лежит на поверхности. А самые большие изменения, которые отражаются на покупательском поведении, происходят в нашем мышлении. Исследовательский холдинг «Ромир» провёл панельное изучение поведения людей и общественных процессов. Выборка охватила все социальные слои, а возраст участников варьировался от 14 лет до 70+.
Доходы изменились
Мы живём в уникальное время. Благодаря достижениям медицины и ЗОЖ-пропаганде продолжительность жизни значительно возросла. При этом в мире за последние 20 лет произошёл цифровой бум, а в нашей стране 30 лет назад ещё и сменился общественно-политический строй. Всё это привело к тому, что в нашей стране сейчас одновременно живут четыре поколения с разной исторической памятью. Есть те, кто застал правление Сталина и хрущёвскую оттепель, а рядом с ними, в одной семье, — те, кто не мыслит своей жизни без Tik-Tok, считая его главным достижением цивилизации.
Социологи выяснили, чем различается покупательское поведение всех четырёх поколений. Поколение О (от слова «оттепель»; родившиеся с 1946 по 1965 год) стремится к экономии, избегает незапланированных покупок, ценит в товарах функциональность и предпочитает привычные торговые марки. Представители поколения X (родившиеся с 1966 по 1985 год) также отличаются бережливостью и симпатией к «своим» брендам, экономят за счёт промоакций и являются основными держателями карт лояльности. Близки к ним и «игреки» (поколение Y — те, кто родился в 1986-1999 годах), но их выделяет ещё и то, что они готовы переплачивать за натуральность продуктов.
А вот поколение Z (те, кому 20 и меньше) во всём стремится к новизне и при этом ориентировано на нишевые марки. Как и молодёжь постарше, оно готово платить больше за уникальный или интересный товар. «Конечно, все поколения по-разному переживали кризисные времена, и у каждого было своё число кризисов, выпавших на их долю, — говорит директор по работе с клиентами холдинга „Ромир“ Ксения Пайзанская. — Помимо влияния исторической памяти, есть и реальные факторы, воздействующие на покупательское поведение. Например, изменение доходов, которое во время пандемии случилось у 55% населения страны. Самыми стабильными при этом оказались доходы старшей возрастной группы из поколения оттепели.
Сейчас почти вся денежная масса сосредоточена у групп населения, представляющих поколения X и Y. Эти люди не хотят отказываться от знакомых брендов, но при этом стремятся экономить. А молодёжь из поколения Z любит всё новое и уникальное».
«Завлечь их яркой упаковкой не получится»
Всех нас что-то беспокоит. Согласно опросам, на первое место все россияне, кроме поколения Z, ставят рост цен, инфляцию и дороговизну жизни. Юноши и девушки из поколения Z болезненно реагируют на бедность людей в целом, на низкие зарплаты и пенсии. Второе, что их тревожит, — это распространение коронавируса и опасность заражения. Люди постарше (в том числе пожилые, которые находятся в группе риска) помещают эту угрозу на четвёртое или третье место. Куда больше их волнуют рост тарифов ЖКХ и всё та же бедность.
Проведя исследование, социологи разделили всех участников (а их было 40 тысяч) на 15 покупательских групп, различных по своему поведению и восприятию. Они обращают внимание на то, что в поколениях Y и Z большую долю занимают те, кого они назвали «лайфстайлерами» (имеют свободный график, не привязаны к определённому месту) и «лидерами» (карьеристы). И те и другие любят демонстрировать обществу свой статус через предметы определённых марок. Это отличает их от молодёжи 2000-х и начала 2010-х, когда ценились просто модные образы и некая «продвинутость».
В поколении X выделяется группа &laqlaquo;экоосознанных». Это новая категория населения, которая придерживается принципов здорового питания и образа жизни, старается покупать «зелёные» товары, не контактировать с токсичными людьми и пр. К ним примыкает группа «zero waste» — те, кто стремится сократить потребление ресурсов и уменьшить количество ненужных вещей в своей жизни. Эти две категории вместе занимают довольно большую долю в поколении X (41%).
И всё же ориентироваться маркетологам придётся на самых юных, ведь в недалёком будущем они станут наиболее активными потребителями товаров и услуг. Сейчас поколение Z составляет почти четверть населения России (23%), и опросы показывают, что эти молодые люди, родившиеся после 2000 года, не переживавшие голода, войн и прочих потрясений, более бережливы, чем их бабушки и дедушки, а также родители.
Это кажется парадоксальным, но лишь на первый взгляд. На самом деле бережливость — признак рационального поведения, и именно отсутствие экономических кризисов в жизни человека делает его таковым. Рациональностью поколения Z объясняется то, что молодёжь не склонна сорить деньгами, делать накопления и запасы. Современные юноши и девушки спокойно относятся к изобилию предлагаемых товаров и услуг.
«Они выросли в обществе безграничной свободы, и завлечь их яркой упаковкой не получится, — объясняет основатель Mile Group, вице-президент Gallup International, доктор социологических наук Андрей Милёхин. — Ситуация уникальна тем, что сегодня одновременно живут четыре совершенно разных поколения, которые говорят на разных языках. Такого в истории не было никогда. И, когда предлагается какая-то услуга или товар, производителям и представителям рекламной индустрии надо учитывать разные потребности этих поколений. Это обязательное условие, если они хотят удовлетворить потребности своей целевой аудитории».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть