787

Останется ли Великобритания в ЕС?

 

Отношения между двумя государствами, континентальным и островным, можно охарактеризовать как прохладные. Корень проблемы в том, что Германия хочет быть в Евросоюзе, а Великобритания колеблется. Отсюда – разные подходы к тому, какими должны быть отчисления в общую кассу.

Великобритания требует заморозить бюджет на уровне 2012 года, что составит 129 миллиардов евро общих отчислений ежегодно, всего около 900 млрд за семилетку. Таким образом, страна возглавила блок государств, которые в борьбе с кризисом придерживаются принципа тотальной экономии. К нему также присоединились Швеция, Чехия, Нидерланды и Финляндия. Второй блок сформировали Германия, Франция и Италия. Эти страны хотят ограничить бюджет одним процентом совокупного ВВП, или 960 млрд евро, фактически выступая за баланс между экономией и развитием. К третьему блоку по большей части относятся государства Южной и Восточной Европы, которые настаивают на уровне бюджета в 1,08% ВВП, или 1 триллион евро. Эти делают акцент на развитии.

Всерьёз рассматриваются первый и второй варианты как поступившие от стран, обладающих наибольшей мощью и авторитетом в Европе. Но для принятия окончательного решения лидеры обоих блоков, Германия и Великобритания, должны договориться между собой. На сегодня это представляется нелёгкой задачей.

В третьей декаде ноября состоится саммит 27 министров экономики и финансов ЕС. До начала форума канцлеру Германии Ангеле Меркель нужно успеть в вопросе с финансированием найти общий язык  с Великобританией. Чтобы подчеркнуть значимость грядущих переговоров, Меркель лично нанесла визит в Лондон. В ходе беседы с британским премьером Дэвидом Кэмероном основной довод канцлерин сводился к необходимости стимулирования экономического роста. На это Кэмерон со свойственной ему предупредительностью заметил, что неправильно увеличивать общий бюджет в то время, когда не только Великобритании, но и другим странам ЕС приходится прилагать массу усилий для сбалансирования собственных бюджетов. Премьер настоял на заморозке европейского бюджета и отметил, что было бы хорошо и вовсе его урезать.

К слову, на самого премьера сейчас давят со всех сторон. В конце октября парламент Великобритании проголосовал за сокращение европейского бюджета, тогда как Кэмерон говорил о сохранении его на прежнем уровне. Вот и получается, что с одной стороны требуют увеличения, с другой – сокращения. Положение между молотом и наковальней, европейскими союзниками и собственным народом, серьёзно ослабило позиции Кэмерона. На голосовании в парламенте против него выступили многие члены его же консервативной партии. “Он не может убедить ни европейских лидеров, ни собственных сторонников. Он слаб и на международной арене, и на домашней…”, - заявил лидер оппозиционной лейбористской партии Эд Милибенд.

В такой ситуации Меркель остаётся уповать на то, чтобы достучаться до сердца британского народа, призывая его к тесной интеграции, валютному союзу и т.д., повторяя всё то, что уже успело стать основой её внутренней и внешней политики. Очевидно, к вопросу будущей интеграции на ноябрьском саммите всё и сведётся. Дело в том, что в  Великобритании стоит ребром вопрос о выходе из состава ЕС.

В случае если страна решит остаться в союзе, ей неминуемо придётся искать точки соприкосновения с Германией. При этом прочие страны «английского» блока немецкой позиции противодействовать не станут. Однако состояние общественного мнения в Соединённом Королевстве рисует далеко не радужные перспективы. По данным недавно проведённого опроса, 49% населения выступает «за» выход из ЕС, и только 28% - «против». Меркель на это заявила, что она и дальше хочет видеть островного союзника членом ЕС: "Я думаю, что вы вполне хорошо можете прожить на острове, - обратилась к британцам канцлер. - Однако одиночество не сделает вас более счастливыми".

Великобритании пора определиться с тем, каким путём она собирается идти. Учитывая очевидное намерение играть важную роль в политике, путь государства-одиночки для неё заказан. В постбиполярном мире наметилась явная тенденция скопления большинства стран вокруг отдельных лидеров, формирующих своеобразные центры силы. К таковым можно отнести США на Западе, Китай на Востоке, Евразийский союз, коль скоро он будет создан. Фактически это соотносится с тем, что в своей книге «Столкновение цивилизаций» некогда описал известный американский политолог Сэмюэль Хантингтон. Хантингтон выделил восемь типов исторических цивилизаций, в том числе - Западную, к которой относятся США и страны Западной Европы, Синскую, яркий представитель которой – Китай, и Православную, оплот которой – Россия. В будущем этим цивилизациям предстоит вступить друг с другом в противостояние, военное или экономическое – покажет время. Маленькие национальные государства, пожелавшие сохранить свою уникальность, смогут выжить лишь в качестве культурной автономной территории, но не как политическое независимое образование, -  об этом говорил ещё первый индийский премьер и один из самых влиятельных политиков 20 века  Джавахарлал Неру.

Великобритания, конечно, сильное государство, но, несмотря на статус шестой самой крупной экономики в мире, весьма сомнительно, что она сможет в обозримом будущем дорасти до уровня сверхдержавы, а значит, для сохранения и развития ей придётся научиться взаимодействовать со своими партнёрами по коалиции.

Евгений ОЛЕЙНИК

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно