811

Обсуждаем с умом. Что сделать, чтобы минчан услышали

Instagram

Новый проект «Положения о порядке организации общественных обсуждений» должен предоставить гражданам больше возможностей.

Согласно закону об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности граждане имеют право на получение любой информации о том, как среда их обитания будет видоизменяться и развиваться, когда планируются те или иные строительные мероприятия. Специальное Постановление Совета министров №687 «Положение о порядке организации общественных обсуждений в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» регламентирует проведение общественных обсуждений, которые, как не трудно заметить, постоянно проводятся с участием градостроителей и местных властей.

Но почему зачастую общественные обсуждения воспринимаются как формальные мероприятия, где все выплескивают негативные эмоции, предъявляют взаимные претензии, но после все равно ничего не меняется и не решается?

- Обычно на общественные обсуждения выносятся уже готовые проекты и людей ставят перед фактом, как будет видоизменяться район: какие дома будут сноситься, где будет уплотнение, вырубка зеленых насаждений и т.д. Хотя подразумевается, что на таких встречах местные власти должны узнавать о потребностях граждан и уже на основании этого разрабатывать документацию развития местности, - объясняет координатор кампании «Генплан - для минчан!» Денис КОБРУСЕВ. – Мировая практика такова, что общественность участвует в обсуждениях на начальном этапе, когда формируется заказ, архитектурное задание, а не подключается тогда, когда уже невозможно ничего изменить. То есть, когда проект только собираются разрабатывать, местные органы власти должны сообщить об этом гражданам, которые, в свою очередь, на протяжении нескольких месяцев после оповещения могут присылать свои предложения, что бы они хотели увидеть в этом проекте.

В идеале, чтобы не было недопонимания между гражданами и местными властями, должны быть налажены каналы коммуникации между местными сообществами и властными структурами. Например, чиновники активно проводят горячие линии, но есть и другие варианты взаимодействия. Яркий пример – шаги, предпринятые администрацией Центрального района Минска, которая фактически единственная завела активные аккаунты в социальных сетях. Благодаря этому любой человек может указать на существующие проблемы, задать интересующие его вопросы, и достаточно быстро получить ответ без соблюдения формальностей, когда предлагают написать официальное обращение, и дождаться ответа на него через месяц. Именно такое отношение властей содействует устойчивому развитию, на которое Беларусь сейчас взяла курс.

- И все-таки, насколько реально сделать так, чтобы при разработке градостроительных проектов загодя учитывались пожелания граждан? Как упредить недовольства?

- Как и в других странах. Прежде всего, люди не должны ограничиваться интересами только своей квартиры, своего дома, а интересоваться и местом, где они живут, - двором, микрорайоном, городом. Допустим, если жители хотят разбить зеленую зону, оборудовать парковку или детскую площадку, они могут обратиться в районную администрацию или обслуживающую жилищно-коммунальную организацию с просьбой разработать проектную документацию, где бы подобное благоустройство нашло официальное отражение. Тогда эта территория будет наиболее защищена в будущем.

Если местные жители, допустим, недовольны тем, что согласно Генплану через определенное количество лет на их территории должно быть осуществлено уплотнение застройки или пройти дорога, они могут уже прямо сейчас начинать коммуницировать со специалистами на эту тему. Доносить до них свое мнение с видением того, как должна развиваться территория, с последующим получением официальных ответов о том, могут или не могут местные власти и проектировщики учесть озвученные проблемы. Нужно понимать, что в основе решения всех проблем лежит консенсус. За 25 дней, отведенных на процедуру общественных обсуждений, достаточно сложно не то что прийти к консенсусу, а даже провести конструктивный диалог, поэтому лучше, как я сказал выше, загодя интересоваться изменениями в градостроительных планах и начинать коммуницировать с теми, от кого они зависят.

К слову, есть и такие проектировщики, которые разрабатывают анкеты и опрашивают граждан, например, интересуются, каким они видят развитие своего города, пользуются ли общественным транспортом. То есть, задают вопросы, ответы на которые подскажут им, как лучше работать над проектом. Правда, разработать анкету мало. Нужно взаимодействие с местными властями, чтобы можно было проводить встречи с жителями или распространять опросники. И достаточно часто бывает так, что проектировщики не знают о существовании той или иной проблемы, потому что местные власти их не ставят в известность, не доносят до них существующие проблемы. А во многих странах это делается просто: жители сообщают о проблемах, которые их волнуют, депутатам, которые, в свою очередь, пересылают требования в проектный институт.

Больше возможностей

- Как я понимаю, новый проект «Положения о порядке организации общественных обсуждений» уже разработан Министерством архитектуры и строительства Беларуси. Поскольку вы тоже имеете к этому отношение, можете рассказать, какие принципиально новые изменения планируется инициировать?

- Прежде всего, предоставить больше возможностей гражданам. Например, сейчас свои замечания и предложения необходимо подкреплять ссылками на нормы законодательства. Но это неудачная практика, потому что рядовой гражданин не обязан знать то, чему некоторых специалистов обучают не один год. Например, как можно обосновать с точки зрения законодательства выбор между тем, сохранить зеленую зону или построить детский сад? Это просто желание людей жить в зеленом дворе, в экологически благоприятной обстановке. Также в проекте вводится предварительная стадия общественных обсуждений, то есть граждане оповещаются о начале разработки проектной документации, и имеют возможность в течение трёх месяцев направлять свои предложения о том, что они хотели бы видеть в своем районе.

Ознакомиться с проектом новой редакции Положения можно на сайте Минархитектуры и строительства. Пока, к сожалению, работа застопорилась, потому что проект требует согласования с представителями исполнительной власти, которые считают, что новый подход будет ограничивать их возможности, лишит монополии на принятие решений.

- Честно говоря, не совсем понятно, а как же гражданам собираться, обсуждать насущные проблемы? Даже на примере товариществ собственников видно, что общие собрания проводятся редко, потому что негде встречаться, общаться.

- Так и есть: площадок для взаимодействия нет, следовательно, нет условий для возникновения сообщества людей, которые могли бы совместно обсуждать и решать насущные проблемы. В огромном 10-подъездном доме не найти помещения, где можно было бы собраться! В западноевропейских странах и это вопрос решен. Например, в Финляндии специально создаются специальные зоны  – это может быть большая крытая беседка с посадочными местами в центре двора. Или в подъездах домов специально предусматривают лобби-зоны, где бы могли собираться жильцы. У нас такое жилье автоматически переходит в разряд элитного. (Смеется.) Поэтому люди разобщены, часто не готовы формулировать свои проблемы и отстаивать свои права.

Почему не ценим?

- Вопрос от неравнодушных читателей: почему у нас с такой легкостью вырубают леса для освобождения места под строительство, тогда как за границей из-за сохранения одного дерева и направление дороги изменят, и трубы по–другому проложат?

- Потому что во многих странах, той же Польше, за вырубленные деревья застройщик платит очень внушительные суммы компенсации. При таком подходе, конечно, дерево проще сохранить. В Беларуси за вырубленные зеленые насаждения компенсация очень маленькая, не влияющая на бюджет застройщика. А почему позволяется такое делать? Потому нет понимания того, что это важно сохранить. У нас в принципе нет культуры сохранения зеленых насаждений, и наши некогда зеленые города сейчас становятся все более в этом плане обделенными. Но поскольку граждане стали активнее протестовать против вырубки деревьев, есть надежда, что ситуация изменится.

Обычно власть меняет решения, когда есть большой запрос от населения, например, как было с точечным уплотнением Минска, которое вызывало народные недовольства. Сейчас от политики точечного уплотнения в Минске практически отказались и в целом перешли к разработке проектов детального планирования (ПДП). Разработка ПДП помогает гражданам увидеть развитие территорий в целом: где будет жильё, а где объекты инфраструктуры (поликлиники, школы, садики, магазины и т.д.), что помогает лучше сформировать свое отношение к проекту, посмотреть насколько новое строительство окажет влияние на загрузку социальной инфраструктуры, парковок и т.д. Разработка ПДП также дает больше гибкости проектировщикам: им проще убрать или переместить объект в границах детального плана, против которого могут возражать жители. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно