4200

Не обвесом единым. Как изменились методы обмана покупателей со времен СССР?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 32. Воруют же люди! 09/08/2022
Покупатель становится более грамотным, но и методы «фокусников» совершенствуются.
Покупатель становится более грамотным, но и методы «фокусников» совершенствуются. Фото из открытых источников

Пиво, разбавленное водой, мясо, будто бы случайно «обросшее» льдом, полые весовые гири… О том, как пытались обдурить покупателя раньше и на какие уловки идут некоторые современные производители и продавцы, – в материале «АиФ».

«УСУШКА»

Как и сейчас, раньше практиковались два основных способа обмана покупателей – обсчет и обвес. Например, продавец дает на сдачу сначала мелочь, которую при этом долго отсчитывает, а крупную купюру как бы «забывает». Покупателя «гипнотизируют» этой возней с мелочью в расчете на то, что в итоге он, на радость ловкачу, забудет про крупные деньги.

Обвешивали с помощью использования нескольких слоев толстой бумаги в качестве упаковки. Некоторые продавцы «забывали» срезать металлические скрепы на колбасе, а под весы подкладывали магниты. Но этими достаточно примитивными способами обмана все не ограничивалось. Настоящие «фокусы» происходили с сахаром. На складе рядом с открытыми мешками сахара на несколько суток ставили ведра с водой. Сахар впитывал влагу и становился тяжелее. При отпуске его в розницу происходил скрытый обвес. Лишь через несколько дней после покупки сахар неожиданно для покупателя «усыхал».

Подобные метаморфозы могли произойти и с сухофруктами. Так, курагу и чернослив замачивали в сладкой воде и в результате получали не только больший вес продукта, но и его более привлекательный внешний вид. Правда, хранились такие обработанные сухофрукты недолго.

КАК НОВЫЙ

Хитростями отличались продавцы не только продовольственных товаров. Примерить что-либо в магазине одежды перед покупкой можно было за тканевой шторкой перед большим зеркалом в рост человека. У зеркала чаще всего был «секрет»: оно немного искривляло изображение таким образом, что покупательница становилась в нем более стройной, чем на самом деле. Столь большое зеркало тогда редко у кого было дома, поэтому сравнить эффект в магазине и в привычных условиях не получалось. И лишь подруги спустя время могли подсказать, что новое платье немного не подходит по размеру.

Обманывали и меломанов на продаже грампластинок. Читатель «АиФ» Владимир БОГДАНОВИЧ вспоминает: «В СССР долгое время очень сложно было найти качественные пластинки. В основном после трех-четырех прослушиваний они нещадно царапались, качество звука ухудшалось. Жулики придумали технологию, позволяющую вернуть товарный вид поцарапанным пластинкам. В магазинах «Бытовая химия» покупали баллончики антистатика для пластмассы, а затем этим составом обильно смазывали поверхность винила, немного выжидали и полировали фланелевой тряпкой. Пластинка становилась как новая, а ее цена значительно возрастала. Постоянным покупателям такие пластинки не предлагались, а вот заезжим меломанам могли продать «отполированных» Адриано Челентано или «Баккару».

Был и более простой способ обмана: во времена расцвета граммофонной промышленности по центру каждой виниловой пластинки наклеивалась этикетка с именем исполнителя и списком песен. Дорогую импортную наклейку лепили на более доступную пластинку какого-нибудь местного музыканта и обогащались на этой нехитрой манипуляции».

Самая популярная схема обмана недобросовестных продавцов автомобилей в СССР – искусственное скручивание пробега. Такой способ «омоложения» машины, впрочем, практикуется и сегодня. Однако в советские времена операции по скручиванию проводили буквально во дворах – специалистов хватало.

На ухищрения шли и водители такси. Самое примитивное – не выключить счетчик после предыдущего пассажира. Вдруг следующий клиент-простофиля не заметит? Еще один вариант – прокатиться «в светлую». При посадке пассажира добросовестный водитель должен был включить счетчик, и специальный зеленый огонек на нем автоматически гас. Но ушлые таксисты могли «случайно» закрыть зеленый огонек перчаткой или колпачком и назвать пассажиру цену поездки на свое усмотрение.

А ЧТО СЕГОДНЯ?

Прошли годы, а желающих обогатиться за чужой счет меньше не стало. Да, покупатель становится более грамотным, но и методы «фокусников» совершенствуются. Один из не самых очевидных примеров – маркировка товаров, которая содержит рекламные трюки. К примеру, замечали на упаковке подсолнечного масла надписи: «без холестерина», «без консервантов», «содержит витамин Е»? Маркетолог Людмила АРСЕНТЬЕВА в беседе с «АиФ» отмечает: это правдивая информация, однако холестерин в принципе может содержаться только в продуктах животного происхождения, в состав масла практически невозможно добавить консерванты (они попросту не перемешаются с ним), а витамин Е содержится в любом подсолнечном масле. Так что эти преимущества можно назвать искусственными, но производитель часто грешит желанием продать продукт «более высокого качества» дороже, чем конкуренты.

Практически то же самое можно сказать про некоторые товары с приставками «эко», «био» и другими подобными. Мода на экологически чистые товары пришла к нам не так давно, четкого понимания, что это такое, у потребителя пока нет. Поэтому не стоит слепо доверять чересчур общим фразам вроде «содержит натуральные компоненты», «стопроцентно натуральный» и переплачивать за товар. Натуральным может быть даже крысиный яд. Внимательно изучайте состав на упаковке. Например, некоторые производители косметики могут большими буквами написать, что продукт не содержит ряда химических компонентов, но на деле в его составе есть их аналоги.

«Лососевые» – это собирательное название семейства рыб. Лососевую зернистую икру вырабатывают из кеты, горбуши, кижуча, нерки путем обработки раствором поваренной соли. По вкусовым качествам и визуальным характеристикам икра разных видов лососевых рыб может существенно различаться. Этим пользуются некоторые производители, и под абстрактным названием «лососевая икра» в баночке может быть что угодно. Лучше всего ориентироваться на упаковку, где указаны конкретный вид рыбы, из которой получен продукт, и сорт икры.

Есть еще одна хитрость: в сознании некоторых наших соотечественников сложился стереотип о том, что заграничные товары выигрывают по качеству у отечественных аналогов. И хотя это далеко не всегда так, но, по словам Людмилы Арсентьевой, маркетологи часто используют этот стереотип в целях повышения продаж или увеличения цены на свой продукт. В результате на упаковке может появиться надпись, сделанная латинскими буквами, или, например, утверждение: «Сделано по немецкой технологии», даже если продукт полностью произведен из отечественного сырья и на отечественном заводе.

Немного иная ситуация с овощами и фруктами. Фермерские продукты высоко ценятся у покупателей. Этим часто пользуются недобросовестные продавцы, которые могут приобрести в ближайшем магазине, к примеру, импортные яблоки, а затем торговать ими с наценкой под видом выращенных на собственном участке. Находчивости таких продавцов можно лишь позавидовать, но обман есть обман.

Уже никого не удивляет трюк, когда производитель искусственно повышает цену на свой товар. Так, вместо 100-граммовой пачки мороженого стали появляться 80-граммовые за ту же стоимость, а также молоко объемом 950 мл вместо 1 л.

Будьте внимательны с различными акциями и скидками. К примеру, рекламные буклеты могут обещать скидку в 7% при покупке 10 пачек товара, но, вернувшись домой и изучив чек, вы поймете, что продавец скинул 5%. Разница в сумме небольшая, но ведь пообещали именно 7%-ную скидку. Не поленитесь посчитать, сколько именно должны сэкономить, и требуйте уменьшить стоимость покупки на эту сумму.

В ТЕМУ

Исследователи бельгийского Университета Хассельт заявляют: запах шоколада помогает повышать продажи книг. В результате 10-дневного исследования они выяснили, что в часы, когда в книжном магазине пахло шоколадом, продажи повышались на 40%.

НА ЗАМЕТКУ!

Почему в супермаркетах обычно корзин меньше, чем тележек? Это может быть тактикой магазина – в тележку больше влезает. Передвигая полупустую тележку, покупатель подсознательно хочет ее наполнить.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно