5285

Вячеслав КОСТИКОВ: Зачем занижаются стандарты культуры

№ 47 от 20 ноября 2013 года 20/11/2013

А радости нет по простой причине: нарастает ощущение, что у нас на 140 млн жителей остался один-единственный умник. На нём сосредоточены все взгляды, все надежды. Ведущие социологические службы страны наделяют его заоблачными рейтингами. Православная церковь присуждает ему премию «За сохранение державной России». Это ему деятели культуры пишут письма с просьбой помиловать девчонок из «Pussy Riоt». Это к нему апеллирует танцевальная общественность, протестуя против назначения Цискаридзе директором балетной академии в Питере. Это к его милости обращаются нобелевские лауреаты по поводу суда над «зелёными», покусившимися на арктическую платформу «Газпрома». И это на его одобрение известные учёные посылают концепцию нового учебника истории. Получается, что В. Путин (как хранитель державности) может и одобрить новый курс истории, а может и подправить по своему усмотрению...

47_04_01Кто виноват?

Почта Кремля завалена письмами к Путину. И неудивительно: больше писать некому и незачем. Именно с В. Путиным, судя по последним опросам социологов, народ связывает свои надежды на будущее. Президент - последняя надежда. Он стал как бы единственной защитой и от произвола, и от дороговизны, и от ЖКХ, и, естественно, от злокозненной заграницы.

Ну ладно, к выходкам известных думских балагуров мы как-то привыкли. И даже научились их прощать. Возле трона должны быть не только умники, но и шуты, смягчающие свирепость властей. Беда в том, что балагуров и в политике, и в общественной жизни развелось слишком много. Не проходит и дня, чтобы нас не удивили очередной яркой инициативой, от которой потом мутит всю страну.

Вот свежая «балагурь» - предложение ввести новые патриотические паспорта. Впечатал в паспорт знаменитое тютчевское «умом Россию не понять, аршином общим не измерить» - и уже патриот. Но нам (если вспомнить стихи Маяковского «О советском паспорте») однажды уже хотелось, чтобы иностранцы брали нашу «краснокожую паспортину» в руки, «как бомбу... как ежа, как бритву обоюдоострую... как гремучую в 20 жал змею двухметроворостую». Но что осталось от этой поэтической «балагури»?

А где же умники?

Удивляет вот что: среди депутатов немало умных и образованных людей. Почему же инициативой завладели люди не только с упрощёнными представлениями о патриотизме, но часто и лишённые здравого смысла? Где гарантия того, что завтра они не удивят нас новыми экзотическими проектами? Начнут, пожалуй (помните знаменитого Чумака?), вручать нам заряженные любовью к Отечеству свидетельства о рождении и о браке. А там, глядишь, и патриотически оформленные (с ликами Кутузова, Суворова, Сталина) свидетельства о смерти. Патриотический раж достиг такого уровня, что в киосках Госдумы уже стали продавать перстни с государственной символикой. Скоро, вероятно, дело дойдёт и до патриотических презервативов. А почему бы и нет? У таких людей всё должно быть патриотичным: и лицо, и одежда, и мысли, и, естественно, секс.

* * *

К сожалению, значительная часть наших СМИ и особенно телевидение под соусом народности охотно пропагандируют самые низменные проявления народной псевдокультуры: пьянство, буйство, необузданность, разврат, бытовое насилие. Рвущие на себе рубаху «чудики» кочуют из спектакля в спектакль, из фильма в фильм, из книги в книгу. Чуть ли не каждый год на экранах появляются новые и новые «особенности национальной охоты», потом рыбалки, потом разврата. И наконец - свадьбы. На самом же деле всё это - замешенные на традициях деревенской дикости особенности нашего безобразия. Конечно, дури хватает и у других народов. У французов - своя, у немцев - своя, у американцев - своя. Хорошая иллюстрация «особенностей заокеанской дури» - демонстрируемые по нашему ТВ американские сериалы. Вот уж где дурь так дурь! Понятно, что для нас дурак - не новость. Свой деревенский дурак имелся в каждом селе. Бабушка рассказывала, что в её деревне был дурак, славившийся тем, что назло тёще отирал задницу об угол русской печи. И все терпели. Снисходительное отношение к деревенскому дураку, к городскому юродивому было одной из особенностей нашей бытовой культуры. Ну что с него, с дурака, взять?! Тем более что Иван-дурак у нас неизменно выходил в дамки, становился героем, втирался в доверие к батюшке-царю и в конце концов женился на прекрасной царевне. Наша народолюбивая литература, а в советские времена «деревенская проза» создали из смеси удали и придури чуть ли не национальный бренд.

И всё-таки хотелось бы, чтобы наши культурные и политические власти пересмотрели свои взгляды. Снисходительное отношение к пошлости, к буйству и дикости, преподносимым под соусом народности, не только занижает планку бытового поведения, но и отравляет нашу культуру и политику. К сожалению, со стороны элиты пока преобладает другой подход. Пусть, дескать, народ «поржёт»! Может, обхохотавшись до одури, и не заметит очередного повышения тарифов ЖКХ. Игра в подкидного дурака продолжается.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно