1117

Вячеслав Костиков: позиции христианства на Западе ослабевают?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 36. Льготные метры 05/09/2017
Главным в отношениях между католиками и православными в целом становятся не разногласия, а проблемы защиты общего христианского пространства.
Главным в отношениях между католиками и православными в целом становятся не разногласия, а проблемы защиты общего христианского пространства. / Коллаж Андрея Дорофеева / АиФ-Россия

О том, что визит П. Паролина связан с важными подвижками в отношениях между католической и православной столицами, свидетельствует тот факт, что посланца Папы принимали не только патриарх Кирилл и министр иностранных дел Лавров, но и Путин.

Фото: АиФ-Россия/ Коллаж Андрея Дорофеева

Очевидно, что возросшая интенсивность отношений Ватикана и Москвы продиктована рядом тревожных тенденций в церковном мире. Несмотря на огромный авторитет Ватикана, позиции христианства в Старом Свете, да, впрочем, и во всей Европе, ослабевают. Хотя в мире насчитывается 2 млрд христиан (из них 1 млрд католиков), церкви пустеют и закрываются. Молодёжь не торопится на исповеди. И это на фоне того, что ислам наращивает своё присутствие и влияние - и вообще в мире (1,5 млрд), и в частности в Европе. Тем временем в самих исламских государствах всё чаще происходят гонения на христиан, погромы церквей.

Вызов брошен

Фактически ислам бросает вызов христианству. В европейских странах открывается всё больше мечетей, а исламские проповедники и политики пытаются расширить своё влияние, часто в агрессивной форме. На Евросоюз произвело тяжёлое впечатление недавнее заявление президента Турции Эрдогана о том, что турецкие избиратели в Германии должны нанести поражение тем политикам, которые «мешают мусульманам» в Берлине. Турецкая мусульманская община стала в Германии важным фактором политической и религиозной жизни. И при этом фактором дестабилизирующим.

Можно только догадываться, какие заявления будут делать мусульманские политики и религиозные деятели через 20-30 лет, если тенденция к увеличению доли исламского населения (и электората) на Западе будет идти такими же темпами, как сегодня. Речь идёт не только о волнах новых мигрантов, но и о том, что уже обосновавшиеся в странах Европы мусульманские семьи проявляют значительно большую «детородную активность», чем европейцы. Демографическая карта Европы меняется на глазах. Проблема состоит и в том, что растущие мусульманские общины не желают воспринимать европейские ценности и интегрироваться в европейский быт.

«Наконец-то мы братья»

В изменившихся условиях главным в отношениях между католиками и православными в целом становятся не разногласия, а проблемы защиты общего христианского пространства. А то, что это пространство действительно является общим, мало у кого вызывает сомнения. Если выйти на улицы Москвы или Рима и спросить у прохожих, в чём разница между католиками и православными, то мало кто будет знать ответ. У католиков и православных общая история зарождения христианства, общие постулаты веры, общие святые, общие праздники и общие культурные и нравственные ценности.

И в прошлом, и частично сегодня трения возникали на почве прозелитизма - стремления Ватикана расширить сферу своего влияния в Восточной Европе. В периоды ослабления государства политика прозелитизма усиливалась. Однако в последние десятилетия в связи с укреплением позиций православия в Восточной Европе стало очевидным, что у сторонников расширения «католической запашки» шансы невелики. Ватикан это понял, и отношения стали восстанавливаться. Об этом, в частности, говорит и встреча предстоятеля РПЦ Кирилла с Папой Франциском I на Кубе в феврале 2016 г. Подготовка к такой встрече велась 20 лет, но всё время «что-то мешало». По окончании встречи Франциск I сделал важное заявление, произнеся по-испански: «Наконец-то мы братья».

Свидетельством сближения стало и недавнее прибытие в Москву мощей святителя Николая, которые хранятся в итальянском городе Бари. Святитель Николай, Николай Мирликийский или Николай-угодник, как его часто называют у нас, был причислен к рангу святых ещё до разделения церквей на католическую и православную и почитается обеими конфессиями.

Стремясь укрепить отношения с Москвой, Ватикан воздерживается от того, чтобы критиковать «украинский вопрос». Тем не менее некоторая настороженность сохраняется. И связано это в первую очередь с заметным укреплением позиций униатской церкви в Украине. По обрядам украинская униатская церковь является православной, но исторически  административно подчиняется Ватикану. Удастся ли достичь взаимодействия в этой сфере? Вопрос деликатный. И отчасти в этой связи возможный в будущем приезд Папы Франциска I остаётся дискуссионным.

* * *

На протяжении веков властители Ватикана так и не доехали до нас.  В советские времена официальный атеизм СССР тоже не способствовал близости. Существует легенда, что после окончания Второй мировой войны Черчилль предлагал Сталину посредничество в установлении отношений с Ватиканом. Но Сталин, опьянённый победой, будто бы ехидно спросил: «А сколько дивизий у Ватикана?» - и отказался.

Связи стали укрепляться лишь при Горбачёве. В марте 1990 г. были восстановлены дипломатические отношения. Взаимоотношения налаживаются. Святой престол поддерживает усилия стран экс-СССР по многим вопросам, в том числе внешнеполитическим. Отношения между православными и католиками выходят на новый уровень. Так что вопрос «к сердцу прижать или к чёрту послать» решается, похоже, в пользу сердца.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно