3289

Вячеслав Костиков: Нужно ли бить европейский фарфор?

№ 48 от 24 ноября 2015 года 24/11/2015

Но так ли новы подобные настроения? Нестыковки между Россией и Западной Европой существовали и ранее. Они обусловлены не только различиями в нормах религиозной этики и морали, но и разными уровнями развития гражданского общества и, в частности, уровнем терпимости.

«Загогулины»

Но в СССР о «чуждых моральному облику советского человека» обстоятельствах говорить вслух было не принято. А ряд западноевропейских нравственных «загогулин» вообще попадали под статьи Уголовного кодекса. «Загогулины» встречались и у советского человека, но люди их тщательно скрывали. Что касается постсоветского периода, когда страхи стали исчезать, языки - развязываться, а нравы - раскрепощаться, то в условиях разрядки, сближения с Западом и провозглашённого ЮНЕСКО принципа «взаимного проникновения культур» новые власти на сложные изгибы западноевропейской морали предпочитали внимания не обращать. Даже о. Всеволод Чаплин помалкивал. Все активно поддерживали моду на «единое европейское пространство».

Сегодня ситуация заметно изменилась. И не только потому, что страна принялась активно отстаивать своё место в мире и свою идентичность. Западная Европа сама подталкивает страну к отчуждению. В только что объявленной новой внешнеполитической доктрине Великобритании Лондон прямо объявляет Россию своим противником. Неудивительно, что власти взялись за поиск соринок в западноевропейском глазу.

И пропагандистские усилия уже дают плоды. Недавнее исследование «Левада-центра» выявило нарастающее отчуждение от европейского мира. На вопрос «В какой мере вы ощущаете себя человеком западной культуры?» 53% опрошенных ответили, что совершенно не ощущают этого. Лишь 2% заявили, что воспринимают себя европейцами.

Не до жиру

Историки культуры, ведя нескончаемые споры о том, чего в нас больше - европейского или азиатского, часто цитируют А. Блока:

«Да, скифы - мы!

Да, азиаты - мы,

С раскосыми и

жадными очами!»

Впрочем, на бытовом уровне не многие забивают себе голову вопросами идентичности: чего в них больше - европейского или азиатского. Большая часть населения озабочена совсем другим: изменят ли срок выхода на пенсию, не «приватизирует» ли власть пенсионные накопления, хватит ли денег на лекарства и на учёбу детей. Какой тут выбор между Европой и Азией? «Не до жиру, быть бы живу».

Если не взвешивать Западную Европу исключительно на политических весах, то люди ничего не имеют против западноевропейского быта, уровня зарплат и социального обеспечения. Нет у них предвзятости и в отношении западноевропейской культуры. Когда речь идёт, например, о выборе кинофильмов при походе в кино, люди (к большому неудовольствию наших органов культуры) предпочитают европейские ленты, а ещё чаще американские.

Несколько иные оценки в сфере бытовой морали. Нашему народу не нравится, как западноевропейцы относятся к однополым бракам, наркотикам, людям с «многостаночной» сексуальной ориентацией, к тому, что к служению в церкви допускаются гомосексуалисты и женщины. На бытовом уровне люди пытаются оградить себя и свои семьи от того, что у нас испокон веков считалось бесстыдством. «С жиру бесятся»,- говорят в таких случаях в народе.

Критически к западной морали сегодня относятся 45% респондентов. Но вот что интересно: несмотря на нарастающую критику, в целом к образу жизни западноевропейцев люди относятся весьма положительно. Особенно отмечают такие элементы западноевропейского образа жизни, как хорошее медицинское обслуживание, пенсии, защита от произвола чиновников, предсказуемое будущее для детей, налаженность быта. И, видимо, неслучайно за последнее десятилетие наблюдается стабильный рост числа людей, желающих выехать в Западную Европу на постоянное жительство.

Отношение населения к Западу в известной мере обусловлено и недостаточным знанием реалий западноевропейской жизни. Ведь, несмотря на открытые со времён Горбачёва границы, большинство (более 70%) так и не выезжали за рубеж. Ещё меньше людей побывали в Западной Европе. Суждения о европейской политике, культуре и быте чаще всего формируются не личными впечатлениями, а телевидением.

На отношение к Западной Европе в последнее время сильно повлияло чувство обиды: за однобокую реакцию на Крым, на события в Украине. «Они нас не понимают», «они нас не любят», «они попали под влияние США», «они высокомерны по отношению к нам» - так у нас говорят сегодня. Отчуждение возрастает и в силу того, что в условиях экономического кризиса у нас стали использоваться обиды и защитные реакции для мобилизации населения.

Наши и их обиды

Между тем люди, регулярно бывающие в странах Запада, заметного всплеска антироссийских настроений среди местного населения не отмечают. Такие настроения сильны среди части элиты, среди политиков, ориентированных на США, а в восточноевропейских странах (особенно в Прибалтике) - в тех кругах, которые считают себя пострадавшими от «советской оккупации». Проблема в том, что именно они контролируют сегодня общественное мнение и задают тон в европейских СМИ.

Да, нам, конечно, обидно. Но, обижаясь и противодействуя, полезно думать и о будущем. Ведь многие из нынешних установок Запада являются конъюнктурными. Часть из них обусловлена тем, что Западная Европа оказалась неготовой к тому, что наша страна так решительно обозначит свои исторические права и очертит зоны влияния. Часть связана с тем, что после ухода СССР из Восточной Европы там резко возросло политическое и информационное влияние США. Некоторые из восточноевропейских политиков прямо говорят о «выкручивании рук». К тому же в условиях нашествия мигрантов сама Западная Европа, сталкиваясь с проблемами единства и идентичности, сильно занервничала и ищет виновных.

Не следует нервничать. Прежде чем бить европейский фарфор и заколачивать окна, нужно прагматично взвесить, что нам дороже: наследие Петра I или наследие Александра III.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно