7411

Вячеслав КОСТИКОВ: Новые стяжатели: ничего не производят, ни за что не отвечают

№ 45 от 6 ноября 2013 года 06/11/2013

Среди гостей - известные политики, врачи, депутаты, артисты, режиссёры, писатели. У многих тоже молодые жёны. У кого вторая, у кого третья. Все наряжены, как манекены. Зрелище, скажу вам, нелепое. Но никто этой нелепости не замечал. Мужья охотно демонстрировали друг другу своих куколок. И как бы невзначай то тут, то там слышалось кокетливо-смущённое: «А вы знаете, у нас скоро будет маленький...» Дамы притворно-восторженно ахали и с любопытством рассматривали живот будущей роженицы, точно пытаясь угадать, кого она произведёт на свет - будущего Шекспира, Наполеона или Путина.

Мужчины тоже не оставались в стороне - вразвалочку подходили к будущему отцу, тыкали его кулачком в бок и шёпотом, будто участники тайного общества, говорили поощрительно: ну ты, братец, даёшь, ну молодец, ну проказник! И потом совсем тихо любопытствовали: какие при известных возрастных обстоятельствах были применены новейшие силоподъёмные средства и часто ли удаётся совершать счастливое погружение в «сладостную нирвану». И никому в голову не пришло спросить: а как будущий отрок будет называть отца? Дедушкой? Или прадедушкой? Кто будет воспитывать будущего гражданина? Какие в семье будут отношения? Успеет ли сильно «припозднившийся» ребёнок окончить школу до того, как престарелый папаша отойдёт в мир иной? Будет ли его оплакивать молодая жена? Или побежит рассматривать завещание? Но все эти вопросы не задавались. Гостей больше интересовало, какой у папаши общественный статус, есть ли у него счёт в швейцарском банке и куплен ли для молодой жены дом на Лазурном Берегу.

Моральный «черкизон»

Под звуки навязчивой пропаганды державности, патриотизма и особости в стране зародились и распространяются, как чума, новая мораль и новая «культура». Удовольствие любой ценой, показное потребление, «этика» гламура. В основе этой морали - не традиции, не христианская этика, не наследие русской культуры, не совесть (и часто даже не здравый смысл), а деньги. Вспоминаются слова Гани Иволгина из «Идиота» Ф. Достоевского: «Нажив деньги, знайте, - я буду человек в высшей степени оригинальный. Деньги тем всего подлее и ненавистнее, что они даже таланты дают». В другом своём романе, «Братья Карамазовы», Достоевский вывел страшную формулу: если нет Бога, всё позволено. У нас эта формула получила дополнительное развитие: если есть деньги, позволено ещё больше.

Предметом демонстративного ненасытного потребления становится не только гламур, но и то, что раньше относилось к сфере чувств, совести, морали. Товаром стали любовь, честь, правосудие, образование, отношения между людьми. И, естественно, политика. Если раньше покупали проституток, то сегодня покупают жён, высокопоставленных друзей, должности, депутатские мандаты, судей, прокуроров и даже хорошее место в тюрьме. При связях и капиталах у нас индульгенцию можно купить на любое злодеяние. Говорят, что некоторые уже закупили впрок исповедников и духовников. Такое впечатление, что сегодня мы - это огромный нравственный «черкизон».

Паразитирующий класс

Где истоки беды? Одни винят Б. Ельцина и приватизацию. Другие - нынешнюю власть, породившую беспрецедентную коррупцию. Третьи - «тлетворное влияние Запада», упадок религии. Так ли это или есть иные причины, но результат плачевен: на потоках коррупции, воровства, административного и судейского произвола возник и разросся до опасных размеров паразитирующий класс. Он ничего не производит, ни за что не отвечает. Он не озабочен ни будущим страны, ни судьбой народа. Хуже того: эти люди даже не знают, что делать с деньгами. Вкладываться в дело они не хотят, не умеют и боятся. До благотворительности не доросли, к бизнесу и творчеству неспособны. Даже злых гениев вроде Березовского или Гусинского из них не получится. Они для этого слишком трусливы и слишком озабочены сохранением «нажитого». Они просто дуреют от обилия денег и, как герои «Великого Гэтсби», перекочёвывают из одной светской тусовки в другую, развлекая себя рассказами о собственном (часто вымышленном) величии и счастье. При этом они с удовольствием (во имя стабильности и самосохранения) вступают в хор славильщиков власти. А если слегка и поругивают правительство, то между двумя бокалами французского шампанского.

Они не осознают своей болезни - раздвоения сознания. Они кичатся богатством, полногрудыми молодками, своими «Бентли» и своей кажущейся независимостью. И одновременно тяготятся бессмысленностью существования. Но они ничего не хотят менять и ничему не хотят учиться.

* * *

Ладно бы, если своим самодовольным «жизнь удалась!» или «у кого нет миллиона, пусть идут в ж…» они заражали бы только своё ближайшее окружение. Но они разносят заразу паразитизма и стяжательства по городам и весям: развращают чиновничество, силовые структуры, падкую на соблазны молодёжь, в последние годы - сферу массовой культуры, средства информации и прежде всего телевидение. И через эти каналы растлевают широкие слои населения, подвергая опасности тысячи и тысячи Золушек и братцев Иванушек.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно