Вот добрый (или не очень) барин едет мимо работающих в поле крестьян. И крестьяне, завидев барина, начинают, как говаривали раньше, «ломать шапки» - кланяться в пояс и креститься. Неважно, что барин обобрал их до нитки, а у крестьянина из имущества изба под соломой, рваный зипун и лапти на ногах. Барину должно «делать уваженье». Исследователи в целом правильно объясняют причины нашего знаменитого долготерпения. Формула власти, сформулированная графом Уваровым, - «самодержавие, православие, народность» - работала столь длительное время не сама по себе, а в силу бедности народа и почти поголовной безграмотности крестьян.
Возвращение Уварова
Сегодня старая формула получает новую путёвку в жизнь. Только вместо самодержавия у нас теперь просвещённый авторитаризм. Вместо народности - патриотизм. Что же касается православия, то после 70-летнего «идеологического отпуска» оно вновь обрело место в системе власти и даже стало вместе с КПРФ одной из опор нового консерватизма.
Новое содержание получает и понятие «бедность». Аналитики всё чаще используют словосочетание «новая бедность». О наличии «новой бедности» упоминает не только статистика. О ней говорит и само население. «Мы - страна бедных», - считают более 80% участников соцопросов. И поясняют: бедных в России стало больше, чем в СССР.
Справедливы такие оценки? Не слишком ли быстро забыты сцены из жизни советского человека? Вспомним: тотальный продуктовый и товарный дефицит, «деревянный» рубль, синюшные куры - в одни руки не больше штуки. Кости с обрезками мяса, прозванные в народе «арматурой пролетариата», очереди за туалетной бумагой…
Сладкая жизнь
Почему же миллионам людей те годы кажутся такими сладкими? Одна из главных причин в том, что советская бедность нивелировалась почти тотальной уравниловкой. Весьма немногочисленная номенклатура жила относительно скромно и не дразнила народ своим достатком. Существовала довольно жёсткая этика потребления. Своего рода красная линия, переступать которую среди высших чиновников и партийцев было не принято. Если бы «высокий аппаратчик» возжелал построить собственную дачу, ему пришлось бы съехать с государственной. Когда при Борисе Ельцине появились первые ростки капитализма, высшая номенклатура, в том числе и его помощники, всё ещё ездила на советских «Волгах» и без охраны.
Что ещё ублажало советского человека? Конечно же, понимание того, что его дети получат бесплатное образование. А сам он - пусть скромное, но тоже бесплатное медобслуживание. Добавьте в эту корзину дом отдыха по профсоюзной линии и невысокую стоимость коммунальных услуг. Да, в подъездах было грязно, темно, воровали лампочки, пахло кошками. Но… подъезды и дома ремонтировало государство. Зарплаты были уравнительно невелики, но и нагрузка на народный кошелёк была минимальной.
Была и ещё одна отдушина. Обиженные Иван да Марья знали, куда жаловаться. Они могли прийти в местком, в партком, написать в комиссию партийного контроля, в газету. И часто это помогало. Но главный аргумент в пользу того, что «тогда было лучше», даже не в этом, а в том, что, выходя из дома на улицу, садясь в электричку, провожая ребёнка в школу, записываясь на приём к врачу, покупая билет в кино или уезжая в отпуск, советские граждане видели вокруг себя таких же людей - с общими заботами, проблемами, печалями, разговорами. У них была одна общая страна. И «старых бедных» это устраивало.
«Новые бедные»
Сегодня страна разделена и размежёвана. И в ней наряду с людьми, имеющими доход ниже прожиточного минимума (таких в стране 22 млн человек), появились и «новые бедные». Что такое «новая бедность»? Она не в недостатке еды, не в плохой одежде и даже не в уровне медицины. «Новая бедность» - это самоощущение человека и семьи на фоне вопиющего неравенства и социальной разобщённости. У одних неизвестно откуда взявшиеся миллиарды (народ-то считает, что всё наворовано), а у других - тающая на глазах зарплата, усыхающая от инфляции пенсия и всё растущие счета за газ, воду, электричество, содержание дома.
«Новая бедность» (в отличие от ситуации в европейских странах) даже не связана с безработицей. Большая часть людей, попавших в категорию «новые бедные», имеют работу. Но, если в семье больше одного ребёнка, зарплаты уже не хватает. А если хватает, то на минимальный набор продовольствия и одежды. В отпуск «новые бедные» не ездят. В последние годы их ряды пополняют и те, кто ещё недавно причислял себя к среднему классу. Из-за налогов, поборов, бюрократических барьеров, бесконечных контролёров и крышевателей разоряется главный инкубатор среднего класса - малый и средний бизнес. И без того узкий слой предпринимателей в последние годы сократился вдвое.
* * *
«Новая бедность» - не столько в нехватке вкусненького на столе, сколько в унижении, которое испытывает человек, оглядываясь вокруг. «Новые бедные» вместе со «старыми бедными» не только создают в стране крайне неблагоприятный психологический климат, но и разрушают основы гражданского общества и демократии. Ведь человек, провалившийся в бедность, уже через три года утрачивает навыки гражданина, теряет волю к самозащите и социальному общению, опускается в культурном и бытовом отношении. Человек стыдится себя и прячется от старых друзей, родственников, государства и в конечном счёте от себя самого. В семьях «новых бедных» даже в большей степени, чем в семьях «старых бедных», бытуют наркотики, насилие, пьянство. Либеральные критики системы утверждают, что власть, взяв курс на госкапитализм, подавляет своей экономической политикой малый и средний бизнес. Делается это осознанно или нет - трудно сказать. Но очевидно, что разбогатевший средний класс неудобен для власти: он выдвигает свои требования, защищает свои имущественные и гражданские права, требует гласности. При большом массиве среднего класса с ним пришлось бы договариваться, выделять ему политическую «делянку». Но «новая советская власть» к этому не привыкла. Будучи, по сути дела, наследницей советской политической системы, она хочет быть по-барски милостивой - даровать блага, окармливать бедных, гладить по головке сирот. Ну а бедные (как «новые», так и «старые») должны «ломать шапки» и помалкивать. Бедность - лучшее средство для укрощения строптивых и разговорчивых.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть