7149

Владимир Полупанов: Кто делает нашу эстраду такой убогой?

 

Сам проект состоит из четырёх этапов. Отборочный тур, не показанный телезрителям, случился летом. Это был кастинг, на который подали заявки свыше 10 тысяч человек, причём не только из России. Из них отобрали 150 конкурсантов, которые уже в эфире Первого канала должны продемонстрировать такие вокальные данные, чтобы наставники-тренеры (Дима БиланАлександр ГрадскийПелагея и Леонид Агутин), сидящие к ним спиной, выбрали именно их, нажав на красную кнопку.

Правила игры


Шоу «Голос». Кадр Первого канала

 

В результате «прослушивания вслепую» должны образоваться 4 команды по 12 человек. Далее последуют поединки с исполнением «песен навылет», в ходе которых наставники не только будут помогать каждому из своих подопечных лучше подготовиться к выступлению, но и вести в своих командах жёсткий внутренний отбор. В музыкальных дуэлях все участники одной команды будут противостоять друг другу, исполняя одну и ту же песню. Те, кому не повезёт, отправятся домой, остальные продолжат путь к славе. На этом этапе все непростые решения наставник тоже принимает сам. И так до того момента, пока в команде не останется по три человека. На следующей стадии проекта участ­никам придётся бороться друг с другом уже в прямом эфире перед миллионами зрителей, которые могут спасти конкурсантов посредством SMS-голосования. Кого-то выручат наставники, а оставшиеся исполнители будут сражаться друг с другом. В конце концов у тренеров останется в строю только по одному исполнителю, которые померяются голосами в суперфинале. И только один из них удостоится главного приза.

«И сзади какая красивая!»

Проект «Голос», как и многое другое на отечественном ТВ, - не наше изобретение, а купленный на Западе формат. Недавно он был обкатан на украинском телевидении, где в роли наставника, среди прочих, выступила певица Валерия. «Ты не представляешь, какие есть голоса!» - захлёбываясь от восторга, рассказывала она мне. «Вот-вот, - ответил я, - великолепные голоса есть, а на эстраде всё одни и те же безголосые артисты». «Голос» лишний раз подтверждает общеизвестную истину: чтобы попасть в шоу-бизнес, необязательно обладать вокальными данными. Там нужны другие качества, тогда как в этом телепроекте голос - самое главное. Ведь наставники сидят к конкурсантам спиной и порой даже не догадываются, что женским оперным сопрано, например, поёт молодой человек. Как это случилось в третьем выпуске, когда на сцену вышел Артур Васильев из Питера. Это был тот самый случай, когда и зрителям не показали изначально, кто стоит на сцене.


Пелагея на шоу «Голос». Кадр Первого канала

 

Хоть и утверждается, что внеш­ность в проекте неважна, думаю, что она играла роль, когда из 10 000 выбирали 150 человек. Почти все, за редким исключением, участники проекта обладают не только великолепным вокалом, но и привлекательной внешностью. Есть просто очень красивые девушки, которые могли бы составить конкуренцию и на конкурсе красоты. Как та же певица Рене (Рената Байкова), которая, увы, выбыла. «Вы красивы, у вас уникальный голос, вам 25 лет. И не понимаю, почему этой певицы я нигде не вижу?» - удивлялся Агутин. «Какая красивая! И сзади какая красивая!», - цокала языком Пелагея. Это был очевидный промах наставников, которые всё же случаются время от времени. Мне лично очень жаль, что из проекта выбыл Константин Шустарёв - настоящий рокер, вокалист и автор песен группы «Пушкинг». Возможно, это случилось потому, что Константин выбрал не свою песню, а чужую (и в прямом, и в переносном смысле) - из репертуара Григория Лепса («Вьюга», авторы Писарев и Захаров). Не угадал с песней участник, и наставники, на мой взгляд, проворонили «бриллиант».

Но одно дело - смотреть «Голос» дома на диване и заранее видеть, как выглядит тот или иной участник. Совсем другие ощущения, надо полагать, когда сидишь в кресле наставника и вершишь судьбы при помощи интуиции, чутья и профессионализма. Тут тренерскому квартету можно только посочувст­вовать. К наставникам почти нет вопросов - у каждого почти безупречная профессиональная репутация. Говорю «почти», потому что я был сильно удивлён, когда и Билан, и Агутин признались, что не слышали про певицу Севару Назархан. Она, несмотря на молодость и участие в этом проекте, - артистка мирового уровня. Не каждого музыканта зовёт спеть в своём концерте Питер Гэбриэл, а Севару позвал. Она пела с ним в его последнем туре, посвящённом выпуску альбома Up. При этом, отвечая на вопрос Дмитрия Нагиева, Севара заметила: «Я не считаю себя мастером. Всё ещё впереди». Как мало на нашей эстрадной сцене певиц с таким достоинством. «Пожалуйста, отдайте её мне», - голосила Пелагея, обращаясь к коллегам-наставникам. Но Севара выбрала Агутина, чем довела до слёз всё ту же Пелагею.


Дима Билан на шоу «Голос». Кадр Первого канала

 

Наблюдая за развитием проекта, я в очередной раз порадовался, что наша страна не оскудевает талантами. Радует и дипазон участников - есть и очень профессиональные исполнители, реальные звёзды, даже солисты оперы, но есть и любители, для кого пение - хобби (сантехник, солдат-срочник и т. д.). Каждый раз, когда наставники выбирают того или другого исполнителя (кого бы ты сам точно взял в свою команду), радуешься как ребёнок. Положительные эмоции - это тоже очень важная составная часть проекта. Возникают они по причине того, что «Голос» - это праздник хорошего вкуса (конкурсанты поют в основном мировые хиты, а не отечественную попсятину) и великолепных голосов. Анастасия Спиридонова из города Великие Луки лихо спела довольно сложный шлягер Тины Тернер Simply the best. «Эти люди, - резюмировала Пелагея, - поют гораздо чище многих известных нам исполнителей». «Они поют потому, что у них нет варианта записать себе «фанеру» за «десятку», - поддержал её Градский, - и потом под неё на свадьбы ездить».

Даже к выбывшим участникам очень гуманное, бережное отношение. «Вам необходимо попеть за день­ги, - советовал всерьёз Агутин одной из участниц - Дарье Летичевской (сотруднице банка, между прочим). «При этом неважно, - перевёл всё в шутку Градский, - вы будете платить за то, что поёте, или вам будут платить деньги». 
Нельзя не отметить и ведущего шоу Дмитрия Нагиева, выступающего в хорошо ему дающемся образе демона-искусителя. Он подсыпает специй, в зависимости от ситуации то пуская в ход остроумие и ёрничанье, то сочувствуя и сопереживая конкурсантам. «А я-то что радуюсь, собственно говоря? - ост­рил Нагиев в одном из выпусков. - Мне ведь не платят за то, что я радуюсь, мне платят за то, что я веду. А я радуюсь. Вот такой я человек - бесплатно радуюсь!» Или: «Когда я вижу красивые женские тела, я просто сатанею», - хохмил он по другому поводу.

Вопросы без ответов

Но при этом «Голос» вызывает и массу вопросов, как мелких, так и более масштабных. Мне непонятно, например, почему наставники упорно называют Пелагею Полиной? Непонятно также, где были все эти люди, когда проводился кастинг на «Фабрику звёзд»? Почему телевидение до сей поры вообще обходило голосистых талантливых исполнителей стороной? Через ту же «Фабрику» прошло огромное количест­во молодых ребят, среди которых оказалось не так уж и много по-настоящему одарённых.

Почему при наличии такой талантливой молодёжи с интересными тембрами, прекрасным музыкальным вкусом и яркой внешностью у нас такая убогая эстрада? Кто её делает такой? И самое главное - почему, после того как эти таланты были явлены миру, с ними дальше ничего не происходит? Их нет ни в теле-, ни в радиоэфире. В них никто не вкладывает деньги, никто для них не пишет песен, их голоса оказываются нужны лишь на время телепроекта. Спасибо, конечно, что телевидение стало больше обращать внимания на истинные таланты и давать нам надежду. Надеюсь, не напрасную.

Владимир Полупанов
Журналист еженедельника 
«Аргументы и Факты»
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно