Игорь Крутой, отметивший в конце июля 65-летие, растянул празднование юбилея чуть ли не на полгода. На «Новой волне» в Сочи состоится его творческий вечер, а затем он отправится в большой международный гастрольный тур
Владимир Полупанов, "АиФ": Игорь Яковлевич, в этом году, спустя 8 лет, на «Новой волне» выступит София Ротару. О чём это говорит? Лёд тронулся?
Игорь Крутой: Думаю, говорить о том, что лёд тронулся, пока рано. Это говорит прежде всего о добром отношении ко мне Софии Ротару. Она откликнулась на мою просьбу. Всё-таки мы с ней рождены в Советском Союзе и дружим около 45 лет.
— Лайма Вайкуле в недавнем интервью сказала, что вы злитесь на неё за то, что она сделала фестиваль «Рандеву» в Юрмале после ухода оттуда «Новой волны». «Игорь несправедливо на меня катит, обижается», — сказала она. Вы на неё действительно злитесь?
— Лайма лукавит. В 2015 году в Москву приезжал мэр Риги Нил Ушаков. Он встречался с главой администрации президента (тогда это был Сергей Борисович Иванов) и вёл переговоры о том, чтобы «Новая волна» вернулась в Юрмалу. После этого посол Латвии приглашала меня на рабочую встречу: предпринимались попытки сохранить «Новую волну» в Юрмале. А в это время, в сроки, когда должна была пройти «Новая волна», Лайма делает свой фестиваль «Рандеву», показывая тем самым то, что наш конкурс там не нужен. Если она считает, что это порядочно и прилично, Бог ей судья. Я нигде публично не сказал ничего против, пока она первой не высказалась по этому поводу. Каждый из нас живёт по своей совести. У меня после этого был с ней разговор тет-а-тет. Я ей сказал тогда, что мне бывший тесть Баскова, господин Шпигель, предложил полмиллиона евро за то, чтобы я отдал любую свою старую песню какому-то певцу (который являлся новым проектом Шпигеля). Он это делал назло Баскову. 500 тысяч евро — это огромные деньги. Но я ему сказал: «А как же я буду после этого смотреть в глаза Коле?»
— То есть вы ему отказали?
— Да. Я привел этот пример Лайме, и она мне ответила: «Ну ты это ты, а я это я». У меня вопросов к ней больше нет. Поэтому пусть она не заявляет, что я на неё несправедливо «качу бочку». Я к ней вообще никак не отношусь.
— Несмотря на международный статус «Новой волны», надеюсь, вы не будете отрицать, что конкурс не котируется в мире и так и остался внутренним событием?
— Лет 5-7 назад я пытался создать спайку с «Еровидением». Выходил на устроителей этого конкурса и обсуждал с ними возможность сделать совместный проект на европейском уровне. Помогал мне в этом Филипп Киркоров. Но они не пошли на это. Не знаю, может быть, испугались за свой конкурс. Да, «Новая волна» не стала сродни «Сан-Ремо». Но, невзирая на это, она сегодня остаётся главным креативным конкурсом, который проходит в России. Артисты с удовольствием в ней участвуют. Мы каждый год отбираем конкурсантов и видим, какая существует конкуренция. В конце концов, «Новую волну» показывает только отечественный канал «Россия-1», а у «Евровидения» совсем другой охват. На сегодня это так.
— И не всегда «Россия-1» показывает конкурс день в день, как в прошлом году, например.
— Если конкурс не показывают день в день, он перестаёт быть событием, у артистов пропадает драйв. Они должны быть уверены: то, что происходит на сцене, через час будет в эфире. Это очень важно. Поэтому благодарен руководству телеканала «Россия-1» за то, что оно пошло мне навстречу и помогло соответствовать фамилии (смеётся). Трансляции церемонии открытия и моего юбилейного вечера будут начинаться в 21:00. Все остальные дни эфир будет начинаться в 23:15. Но это время тоже является вечерним прайм-таймом. Молюсь и переживаю за то, чтобы канал, предоставивший нам такие возможности, был доволен цифрами и рейтингом.
— В этом году в Сочи выступит мировая звезда Рита Ора. Но у меня есть ощущение, что иностранные исполнители — вовсе не обязательный элемент фестиваля. Или это не так?
— Не было такого года, чтобы у нас не выступила какая-нибудь звезда мирового уровня. И мне бы хотелось сохранить эту традицию.
— В 2017 году Робби Уильямс отменил три своих выступления в России: в Питере, в Москве и на «Новой волне» в Сочи. Правда, сделал это из-за болезни. Мне кажется, публика не очень-то и расстроилась, потому что прекрасно обходится своими артистами.
— Понятно, что никакой трагедии не случится, если мировых звёзд совсем не будет. Каждый год я традиционно даю интервью «АиФ» перед конкурсом и каждый раз говорю о том, что нам самим хотелось бы новых имён. Мы часто получаем упрёки в этом отношении. Новых имён много, но, к сожалению, не появляются артисты такого уровня, которые могли бы украсить эфир федерального канала, освежили бы общую канву конкурса и были бы интересны телеаудитории.
У нашего проекта есть более важная задача: дать новые имена жанру поп-музыки. Сергей Лазарев, Дима Билан, Интарс Бусулис, Полина Гагарина, Ирина Дубцова прошли через «Новую волну». Тина Кароль стала звездой в Украине, грузинский дуэт Georgia у себя на родине получает звания и собирает стадионы. Конечно, если просто начать и закончить «Новой волной», то этого мало. Конкурс может быть трамплином. Важно то, что будет происходить с артистом после: какие песни, клипы, эфиры у него будут. Насколько сам вырастет человек, будет ли готов к славе и т. д.
— В последнее время вы много пишете для казахстанского артиста Димаша Кудайбергена. Это попытка омолодить свою аудиторию?
— Сложно вычислить возраст аудитории, которая следит за творчеством Димаша. Это люди от 5 до 70 лет. У него очень широкий диапазон вокала. Идут даже споры: 5 или 7 октав? Материал, написанный для него, получает моментальную реакцию. Он публикует песню, и уже через несколько минут она набирает миллионы просмотров по всему миру: в России, Казахстане, Аргентине, Китае, Сингапуре. Это какой-то психоз, который мне очень импонирует. Такой моментальной реакции на свои песни я не припомню. Всё это на фоне его воспитанности и уважительности. Он первый раз подошёл ко мне и признался, что знает всю мою музыку, следит за «Новой волной» и всегда мечтал на неё попасть. Я очень дорожу нашим сотрудничеством.
— Для вас было удивлением, что 25-летний парень знает ваши песни?
— Конечно.
— У вас была мысль, что этим тандемом вы можете омолодить свою аудиторию? Всё-таки она стареет, как и аудитория нашей газеты.
— Вы сейчас сказали это, чтобы мне не так обидно было? (смеётся) Те мои песни, которые поёт Димаш, могут спеть как возрастные певцы, так и молодые. Публика, которая обожает Димаша, доверяет его вкусу. Не он идёт за ней, а она за ним.
— Так всё-таки вы думали на тему омоложения аудитории? Или в вашем случае в этом нет смысла?
— Я же не работаю ни в рэпе, ни в R’n’B. А основные направления в музыке, которые вызывают интерес у молодежи, всё-таки эти. Но для того, чтобы сохранить себя творчески и при этом охватить молодую аудиторию, оптимальный вариант — это тандем с Димашем.
— Сегодня появляется огромное количество новой поп-музыки на русском языке. Вижу это по AppleMusic, iTunes, «Яндекс.Музыке» и т. д. Но этих музыкантов почти нет на федеральных каналах. Время от времени их показывают в программе «Вечерний Ургант». И всё. С канала на канал кочует одна и та же обойма надоевших артистов. Почему?
— Федеральные каналы давали бы новую музыку, если бы её поддерживали радиостанции. Но попасть в ротацию на радио молодому артисту почти невозможно. «Русское радио» крутит несколько молодых исполнителей, и почти все они родственники Владимира Киселёва, который определяет эфирную политику «Русской медиагруппы».
— Неужели политика одной радиостанции так сильно влияет на положение дел во всей нашей популярной музыке?
— Как ни странно, «Русское радио» по-прежнему влияет на раскрутку песен и на появление новых имен. Но не всем это помогает. Членам семьи Киселева это не помогло подняться и достичь хоть какого-то уровня популярности. Хотя их песни крутят каждый час.
— Может быть, мы с вами встретимся еще раз и поговорим на эту тему отдельно и подробно?
— Я готов в любой момент. Эта тема волнует не меня одного. Она глобальная, выходящая за рамки внутрицеховых разборок. Чтобы защитить интересы молодых исполнителей и чтобы в стране зажигались новые звезды, об этом нужно говорить. При этом прекрасно осознаю риски. После этого разговора Киселев может устроить травлю меня в прессе. Но ради общего дела я готов все это выдержать. Мое дело правое.
— Следите ли вы за творческой судьбой своего бывшего партнёра по сцене? Я имею в виду Александра Серова. Он стал частым гостем на телевидении. И все его появления связаны с перипетиями личной жизни, но никак не с музыкой. Мне кажется, что это не помогает, а, наоборот, вредит творчеству. Как вы думаете?
— Если говорить откровенно, я не был сторонником того, чтобы он шёл на эти эфиры. Я ему не советовал. Одно из первых предложений было от программы «Секрет на миллион». Он меня спросил, идти ему туда или нет. Я был категорически против. Потому что понимал, что телевизионщики найдут какую-нибудь скандальную тему, сделают на этом рейтинг, а артист пострадает. К сожалению, так и получилось с Сашей. Но он сам принимал решение. И сейчас пытается судиться. Саша — замечательный певец. Его дело — петь песни. А скандальные ток-шоу не для него. Напрасно он полез туда. Может быть, отчасти это и оттолкнуло от него публику. Но что сделано, то сделано.
— Но есть пример Ольги Бузовой, которая и личное, и общественное подбрасывает в топку шоу-бизнеса. И это только привлекает к ней публику. Глядя на неё, я понимаю, что сегодня стать артистом не так трудно: нужно подкармливать аудиторию скандалами, интригами и историями из личной жизни.
— В случае с Бузовой не всё так просто. Любой успех надо анализировать. Если бы это было так просто, все артисты сегодня имели бы по 16 млн подписчиков в Instagram. Бузова — одна из немногих, кто это имеет. Значит, в ней есть харизма. Каждая девчонка хочет оказаться на её месте. Но не у всех это получается. Поэтому неправильно говорить, что её успех — это дёшево и просто. Ругать легче всего. Проанализировать, понять секреты успеха, найти то, что вызывает интерес, и использовать это, — вот что самое сложное.
— У вас этот год очень насыщенный. 65-летие, «Новая волна», большой юбилейный тур...
— Ещё открытие и закрытие Европейских игр в Минске в конце июня, открытие и закрытие чемпионата мира по профессиональному мастерству Worldskills (Казань, с 22 по 27 августа). И, конечно, «Новая волна» и юбилейный тур, причём с абсолютно разными программами. Одна программа — это эстрадный концерт, который будет в рамках «Новой волны». 26 октября мой творческий вечер пройдёт в 16-тысячном «Барклай центре» в Нью-Йорке, 3 ноября — во Дворце спорта «Динамо» («ВТБ Арена») с Андреа Бочелли, Ларой Фабиан, Аидой Гарифуллиной, Димашем Кудайбергеном, Юрием Башметом, Вадимом Эйленкригом. Илья Авербух ставит танцы в исполнении лучших фигуристов. 7 ноября — в Арабских Эмиратах, затем (15-16 ноября) будет два концерта в Кремле с Анной Нетребко и Юсифом Айвазовым. 30 ноября — в Дюссельдорфе, затем — в Екатеринбурге и Краснодаре.
— Почему своё 65-летие вы отпраздновали в турецком Бодруме?
— Заставлять всех приезжать из отпусков в Москву не совсем этично. Я понимаю, что мне никто не откажет. Но специально лететь? А когда все и так на отдыхе, отметить мой день рождения, мне кажется, было удобнее всем. Я делал это для удобства друзей.
— Слышал, там было несколько вечеринок...
— Четыре. Во все времена в России это называлось запоем (смеётся), но пьяных не было. Был вечер, который подарил мне друг в своём ресторане. Потом были препати, или Белая вечеринка, сам юбилей. И завершилась гулянка Морской вечеринкой, где все были в тельняшках. Пили разливное пиво с раками и воблой из Ростова. Погуляли на славу!
— Я правильно понял, что рыбу и раков везли из Ростова в Турцию? Зачем?
— Просто таких раков и такой рыбы, как в Ростове, в Турции нет.
— В 2000 году в интервью мне вы признались, что на один из дней рождения Алла Пугачёва подарила вам плюшевую собачку с кошельком на шее, где были 5 тысяч долларов. Что дарили в этот раз?
— Было бы неудобно, если бы люди везли подарки в Турцию. Поэтому для удобства я придумал такую историю: кто сколько захотел, столько и перечислил на ремонт моей музыкальной академии.
— Удалось нормальную сумму собрать?
— Ещё не считал. Но, думаю, на десятую часть ремонта хватит (смеётся).
— Месяц назад вы завели себе страничку в Instagram. И уже набрали 165 тысяч подписчиков. Почему так поздно? Все ваши коллеги уже давно там.
— Руки не доходили. А потом смотрю — жена там, обе дочери там, сын. Все в Instagram. Решил: давай-ка и я попробую. Но, когда берусь за что-то, стараюсь делать это добросовестно. Мне грех жаловаться: ко мне пока не пропадает интерес. В силу занятости я не могу ответить на все вопросы, которые мне задают. Но это контакт, который мне нравится.
— Как часто вы напеваете свои песни?
— Уже написанные? Нечасто. А те музыкальные мысли, которые приходят в голову, стараюсь быстрее записать, начертив 5 линий нотного стана или напевая на диктофон в телефоне, чтобы не забыть.
— Бывает, что мысли к вам приходят в самый неожиданный момент? Когда вы с кем-то беседуете, например.
— Бывает. В таких случаях я стараюсь тихонько отойти в сторону и записать, чтобы человек не подумал, что я сумасшедший. Хотя, если он так всё равно подумает, он будет не так далёк от истины (смеётся).
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть