- Профессор Савельев прав в одном: структура мозга имеет для человека очень большое значение. Но особенности строения мозга и его объём никак не соотносятся с поведением и одарённостью личности. За более чем сто лет исследований нейрофизиологи не выявили ни одного отличия между мозгом гения и рядового обывателя. Личные способности зависят от крайне сложных и до сих пор ещё не полностью понятых (а если честно сказать, то вообще непонятных) нейродинамических взаимосвязей между структурами мозга.
Любое наше действие определяется целой системой из локальных «центров управления», находящихся в совершенно разных его местах. И главное не то, большие эти центры или маленькие, а как они взаимодействуют на уровне нейронов.
Самый большой мозг бывает у дебилов, если уж на то пошло. И что из этого? Мозг известного писателя Анатоля Франса весил всего 900 граммов. А у Байрона, который сильно болел, мозг был просто огромен - более 2 кг. Но мозг - это не просто кусок серого вещества, а ещё и процессы, которые там происходят, - молниеносное взаимодействие между его элементами. Элементов этих может быть 10, 20, 30 миллиардов, а связей между ними вообще невероятное количество. Изучить их толком мы пока ещё не способны.
Можно ли вычислить гения ещё в детстве? Увы - это нереально. Гениальность - своего рода заболевание, а не норма. Проявляется оно только с возрастом, а потом исчезает. Гениальные математики и физики были таковыми, как правило, до 35 лет. Они фонтанировали «безумными» идеями лишь в относительно короткий период времени. При этом почти ни один вундеркинд так и не стал гением: возможно, из-за того, что феноменальные способности развились у сверходарённых детей слишком рано, задолго до того, как их мозг физиологически «созрел» для этого...
Так происходит и с вполне нормальными людьми. Бывает, что способности человека не развиваются очень долго. Например, я сам в детстве был хроническим двоечником, меня дважды выгоняли из школы за «неуды». Зато в университете не имел ни одной тройки. Мне было просто неинтересно учиться в школе.
Но стоит ли вообще вычислять - кто будущий титан мысли, а кто нет? «Технология выявления гениев» и отсев «одарённых» детей от «неодарённых», «чистых» от «нечистых», вы уж извините, сильно смахивает на фашизм. Именно этим развлекались немецкие медики в гитлеровских концлагерях. Да и потом в разных странах мира их последователи пытались осуществить подобную селекцию, но так и не нашли, к чему прицепиться. В итоге реальной методики отбора гениев так и не появилось. Сегодня ни в одной стране мира гениев не отбирают. Они проявляются сами.
А вот развивать таланты детей, даже если они и кажутся неодарёнными, можно и нужно. Картография мозга с помощью МРТ (магнитно-резонансной томографии) показала, что обучение и воспитание меняют его структуру. Даже если взрослый человек перенёс инсульт, мозговую травму или клиническую смерть, после приложенных усилий его нарушенные мыслительные способности зачастую восстанавливаются. А что говорить о детях? Если ребёнка не развивать и не воспитывать, то получится типичный Маугли - даже если он и от сверходарённых родителей. Понятно, что, когда человек рождается с тяжёлым заболеванием, например синдромом Дауна или ДЦП, тут ничего не попишешь. Если в мозге отсутствуют специализированные области, например зрения, то это будет слепой. Но если нет грубой патологии структур, значит, их можно развить. Мозг любого человека эволюционирует в прямой зависимости от того, где и как он приобретает свой опыт. Влияет тут и генетика, но гораздо важнее воздействие среды, в которой живёт человек.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как вычислить гения? Российский ученый разработал методику выявления таланта
Наука способна помочь каждому человеку найти свой талант
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть