Тенденции, которые все больше наблюдаются в интернет-пространстве, не могут не вызвать интереса у социальных психологов. Ведь в виртуальной реальности все законы толпы уже наглядно проявлены и оцифрованы «лайками» и количеством комментариев. Для развития бизнес-коммуникаций это весьма важно, так как общественное мнение сейчас формируется так же быстро, как и меняется. Понятия «имидж» и «репутация» компании или специалиста быстро обесцениваются, поскольку часто основываются на ложных посылах популистов и не подкреплены реальными отношениями. В силу того что в Сети ведутся якобы открытые, прямые коммуникации от первого лица, мы делаем заочные выводы об экспертном уровне людей, ведущих тот или иной блог, свою страницу, группу… Мы забываем, что мы не работали с человеком и не видели, как он применяет свой профессионализм на практике. Мы бы и проверили все факты, но нет времени… Фактически мы делаем выводы о чужих ошибках или достижениях на основании слухов, просто по принципу «раз так написано, значит, это верно». Как часто люди делают скоропалительные выводы на основании самовосхваления авторов «фейсбучных постов» и смелого осуждения ими прежних трендов! В какой-то момент мы стали «поколением «Спрайт»: «имидж - ничто, жажда (успеха, внимания, признания, карьеры) – все». Потеря репутации становится незначительной жертвой ради популярности. Однако почему это становится допустимым в цивилизованном обществе?
Первобытный Интернет
В профессиональной среде много говорят о психопатизации управления бизнесом в ряде стран экс-СССР. В ситуации перманентного кризиса и финансовых угроз это вполне понятно. Одна из причин - резкая смена ценностей и ориентиров за последние 20-30 лет на территории бывшего Советского Союза. Допустим, прощение репутационных ошибок в бизнес-отношениях с натяжкой можно оправдать стремлением пожертвовать своими ценностями ради получения выгоды. Но конфликтность и хамство вышли из кабинетов начальников в общественную жизнь. Откровенно скандальные, непорядочные фигуры соцсетей и масс-медиа остаются на плаву и даже иногда на пике популярности.
Как известно, в силу снижения уровня безопасности и так называемого «эмоционального заражения» человек в толпе теряет способность мыслить критически, его поведение подчиняется настроению масс. Поэтому манипулировать толпой несложно: в борьбе за лидерство победит тот, кто громче кричит о своей власти, опыте и деньгах, и необязательно доказывать, что все это действительно есть. Мы верим, что с нами поделятся.
Отрадно только то, что работают эти законы первобытного общества до тех пор, пока нет здоровой и сильной конкуренции, четких правил и репутационных рисков, отражающихся на уровне дохода акционеров. Как только появится конкуренция, есть надежда, что вопросы репутации станут важнее.
Пустые фантики
Один из способов манипулировать людьми - использовать их любопытство. Обратите внимание на повторяющийся прием в шоу-программе некоторых бизнес-тренеров: приди и скажи, что все, предлагаемое ранее, - полная ерунда. Крючок заброшен. Некоторые жизнерадостные слушатели вздохнут с облегчением. Не одни они не смогли применить на практике то великое, о чем им вещали прежние наставники. Умиленные, они кивают и ждут революционных открытий. Хорошо, если новые гуру действительно дадут пару-тройку рецептов успеха, состряпанных из азбучных истин. Но чаще всего они просто продолжают восхвалять себя. У части аудитории возникнут сомнения, но и они будут вежливо улыбаться, чтобы не портить удовольствие тем, кто пребывает в эйфории от наконец открывшейся им истины.
В принципе, все новое - это ярко сказанное уже известное. Законы мироздания прекрасно описаны, например, в заповедях, а также массе других источников. Нет ничего предосудительного в повторении, но зачем же оскорблять предыдущих ораторов?
Ради устрашения и возвышения некоторые ораторы публично бросаются психиатрическими терминами и ставят диагнозы управляющим компаниями, при этом признавая, что не читали книг по психологии. Демагогия берет свое: слушатели с удовольствием остаются в дураках. Сколько из них проверят знания психологии у демагога? Сколько поинтересуются его опытом работы? Нет, они предпочтут поставить диагноз своему шефу - приятно посмотреть на него свысока.
Любопытство также прекрасно кормится числами и цифрами. Непонятно, но красиво. Умно.
Пробуждает интерес сам «фантик» - своим блеском, дорогими атрибутами, незнакомыми знаками и терминами. К счастью, во второй раз пустой фантик никто не купит, но вот что обидно - мало кто честно признается, что в красивой обертке, которая его привлекла, ничего не было. Поэтому на громкий новый тренинг или мастер-класс популиста слетятся новые любители «блестящего».
Большинство людей предпочитают не связываться с такими "гуру", а идти своей дорогой и жить своей жизнью, даже если они разочаровались.
Сила популярности
Один из инстинктов массы – стремление быть на стороне сильного. В толпе в разы вырастают агрессивность и чувство безнаказанности. Поэтому инстинктивно народ выбирает нового, полного сил вождя и следует за ним, не пытаясь мыслить логически. Возвращаясь к аудитории в социальных сетях: порой диву даешься, как легко люди верят непроверенной информации, критическим статьям, становятся на сторону обвинителей. Как самые, казалось бы, внимательные и критичные пользователи попадают на удочку популистских заявлений и решительно бегут вслед за новым лидером «сражаться за правду». Мало кто вслух осмелится спросить – а кто ты, чтобы судить?
Толпа и ответственность - вещи плохо совместимые. В отличие от реальной жизни, если выяснится, что великий критик ошибался, его последователи не почувствуют раскаяния. Никто не извинится. Появится новый «фантик», а чей-то раскритикованный проект, в который вложены труд и старания, придется восстанавливать и обелять из-за плевков тех, кто только и умеет, что очернять.
Манипуляторы обычно дергают за три ниточки: любопытство, наше стремление возвыситься и наши комплексы. Дольше всего в стороне от толпы остаются люди с устойчивой психикой, которые не побоятся проверить: а что там на самом деле? Для большинства из них соцсетей и форумов вообще не существует. Но не льстите себе: все мы в любой момент можем стать толпой.
Итак, стремление возвыситься порождает эффект ореола вокруг человека, который, кажется, высот уже достиг. Популярным людям верят больше. Прежде чем присоединиться к их поклонникам, стоит проверить – а не простой ли надутый пузырь перед вами? Но нет, мы становимся новыми почитателями одного-двух небожителей и помогаем им подкармливать тщеславие и раздувать мнимое величие. Когда мы приблизимся достаточно, чтобы рассмотреть реального, обычного или более жестокого (глупого, несправедливого, травмированного, странного) человека, будет уже поздно. Именно поэтому те, кто раскусил манипуляцию или пал ее жертвой (развернул фантик и разочаровался), молча отходят в сторону. Отрезвленные, они, как правило, считают себя выше публичных конфликтов. Тем более толпа, которая активно делает вид, что совершает свободный выбор, на самом деле не будет ни думать, ни выбирать – она устранит того, кто покусится на кумира. Вы спасетесь лишь в том случае, если предложите им нового.
Жестокая, но отходчивая?
Любой взрослый знает - во всем есть свои плюсы и минусы, не бывает идеального... Но в толпе все мы дети. Мы хотим простоты. Если мнимого лидера «поймали за руку», он сыграет на комплексах – изобразит обиду. Его услышат, пожалеют и обогреют. Парадокс - если агрессора изобличили в момент преступления, его могут избить до смерти. Но если дело дойдет до суда, пройдет время, он продемонстрирует раскаяние и свою слабость - та же толпа начнет его жалеть. Почему маленькие дети любят отцов-алкоголиков? Потому что страшное забывается. Зато, когда трезвый, папка с тобой кораблики пускает, а пьяный – покупает конфеты!.. А однажды месяц не пил – вот молодец! И бесполезно говорить: «Простите, но вот я, например, уже год пьяным не был».
Истинно успешных бизнесменов в соцсетях немного - им просто некогда вести там свою страницу. Или же они управляют ею исключительно в целях бизнеса. Понятно, если свою ленту постоянно заполняют журналисты, пиарщики, психологи, профессиональные блогеры, политики… Это их жизнь, в конце концов, - они пишут везде и всегда, это дар. Понятно, когда люди рассказывают в социальных сетях о своей жизни, о наблюдениях, делятся опытом, настроением. Но если вы видите круглосуточные «лайки», разноплановые и очень серьезные комментарии и посты от «экспертов», от якобы высокопоставленных сотрудников крупных фирм, от предпринимателей и руководителей, должен возникнуть вопрос: почему им больше нечем заняться? А потому что проще смоделировать эффектное онлайн-отражение личности, чем добиться того же успеха в реальности.
Не кормите троллей!
Еще один способ манипуляции и возвышения в глазах общественности - выбор сильного врага. Скажи мне, кто твой враг, и я скажу, кто ты. Даже Моська из басни Крылова это знала. Видите популярного «тролля» в новой ленте – будьте внимательны! Маленькие смешные человечки наслаждаются своими странноватыми шутками, передергиваниями фактов, соединением несопоставимых вещей. В пылу переписки легко срабатывает прием Сократа, мы поддаемся на мелкие провокации, нас обманом заставляют оправдываться, откровенно хамят и запугивают мифической перепиской с сильными мира сего. Нас приближают комплиментами и потом пытаются унизить. Рукоплескания «лайков» подкармливают ненадолго злобного агрессора, создавая иллюзию его ума и силы. Он раздает снисходительные оценки направо и налево, язвит, критикует и на постороннего человека производит впечатление эксперта. Психологи знают, что такое шумное поведение - признак бегства от пустоты. У этого человека нет чувств, нет жизни. Пожалейте «тролля» и не кормите разумными доводами: он далек от логики.
Кроме мотивации возвышения, толпой манипулируют с помощью страха. Страх ослепляет и подавляет волю, заставляет совершать нелогичные поступки. Если человек публично оскорбляет и унижает других, он кажется страшным, и большинство автоматически переходит на его сторону либо устраняется от конфликта. Поэтому так много «хейтеров» в Сети. Уберите этого злобного монстра, и окажется, что люди были в шоковом состоянии. Представьте диалог: «Вы «лайкнули» такой агрессивный пост, вы с ним согласны?» - «Я? Да нет, я просто ...» Что-то «просто», даже не помним, что.
Но если нас пытаются переубедить, развенчать наши представления, то всплывает жуткий «синдром Софьи Петровны» - героини из одноименной повести Лидии Чуковской о 30-х годах прошлого века. Он была уверена, что в стране справедливо сажают в тюрьмы, ссылают, казнят тысячи врагов народа. Всех, кроме ее близкого родственника, - ведь он-то «сидит» случайно. Нередок в Сети и своеобразный Стокгольмский синдром. Если вас грубо оскорбили, но потом «простили» и дали еще «пожить», вы можете даже привязаться к агрессору.
Важно помнить, что последствия примыкания к сильному и «отключения» мозга страшны. Пропаганда убивает. Вспомните «Хрустальную ночь», нацификацию, белый и красный терроры, геноциды...
Голые короли
Кажется, все это от вас далеко? Но толпа всегда рядом. Финансовые пирамиды, казино, мода... Чтобы сохранить себя, взгляните на ситуацию со стороны. Максимально проверяйте достоверность информации. Не спешите обвинять. Поймите, что в большинстве конфликтов ответственны обе стороны. Прежде чем кого-то критиковать или пойти за лжепредводителем, убедитесь, что сам он - не голый король.
Большинство тех, кто на всех углах обличающе тычет пальцем в мнимые и реальные недостатки других, очень боятся внимания к своим теневым сторонам. «Ты толстый!» - кричат они. Но присмотритесь, не водится ли за ними любовь к сладкому? Те, кто громко обличает мини-юбки или декольте, наверняка стесняются формы своих ног или размера груди. Те, кто кричит о непрофессионализме, могут бояться, что кто-то заглянет в их трудовые книжки. Те, кто переживает из-за всеобщей «геефикации» Европы, показали ли своим детям, как действительно может быть прекрасен брак разнополой пары?..
Какой вывод? Хотите сделать мир лучше – делайте! Но что-то конкретное. Уберите во дворе. Соберите деньги на урны для мусора. Пригласите стажеров и научите их профессиональному ведению дела в своей области. Помогите детям из детдомов. Пусть ваши поступки говорят за вас. Не идите за массой! Разбудив или поддержав стадную агрессию, вы не можете быть уверены, что она не обратится против вас или ваших близких. Не уподобляйтесь Моське. Не полагайтесь на толпу – она не сможет обезопасить вас. Ваш успех лишь в ваших руках.
И помните: соцсети не заменяют реальность. И далеко не всегда «лайки» можно конвертировать в осязаемые проявления популярности: уважение, деньги, заказы. Соцсети – это отношения. Хорошо, если они только дополнение к реальному взаимодействию. Соцсети могут быть полезны, если использовать их грамотно, ведь «тролли» и «хейтеры» – это не единственные обитатели Интернета. Но имейте в виду, что популярность волнообразна. За пиком следует спад. Не подхватила ли вас волна обожания нового героя?
Проверьте себя:
Когда вы ставите «лайк», спросите себя: вам действительно нравится то, что сказал человек, или вы следуете за количеством других «лайков», авторитетом самого человека?
Если человек критикует компанию или продукт, является ли критика конструктивной? Что именно дает ему право критиковать? Получил ли он разрешение на критику?
Если человек один раз «перешел границы» в комментариях в адрес кого-либо, умножьте этот факт на 10, ведь мы не видим все его комментарии. Любая поддержка этого человека дает ему право и дальше оскорблять других людей.
Если человек в непрофильных соцсетях выступает только с критикой окружающих и коллег, то почему он скрывает свою личную жизнь?
Выбирайте тех популярных авторов, чьи посты:
а) являются отражением их личного мнения;
б) связаны с зоной их ответственности;
в) содержат больше позитивной, чем негативной информации (примерно 80 к 20);
г) отражают предлагаемые ими лично выводы и решения для их собственной работы, жизни;
д) разнообразны по содержанию (рассуждения сочетаются с советами, эмоции - с историями из личной и рабочей жизни, описание радостей – с проблемами).
Соцсети могут хорошо работать для поддержки людей, для увеличения круга общения. Но не стоит их использовать для приумножения негатива.
Ольга Павлова, бизнес-психолог, руководитель Центра делового роста. www.cdr.by
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть