1120

«Человек, посетивший Хатынь, не сможет осквернить Вечный огонь…»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 1. З Новым годам i Калядамi 04/01/2022

Сейчас часто говорят про патриотизм. Вспоминаю свои школьные годы. Мне кажется, что более грамотного и более действенного патриотического воспитания, чем в СССР, нигде не было и нет. Так почему бы нам не вспомнить то позитивное и наглядное воспитание сейчас? Из чего оно строилось?

Были походы по местам боевой славы. Дело в том, что никакие викторины и игры на исторические темы не способны заменить физическую усталость даже от минимальной поклажи, ощущение холода-голода, страха ночной темноты и шорохов. Именно такие походы давали пусть и весьма отдаленное, но представление о том ужасе, в котором находились наши защитники и мирное население, прячущееся в лесах. Вспоминаю, например, как ученики нашей школы №28 ходили на место гибели Марата Казея. Такие походы и разговоры с очевидцами тех страшных событий не дадут забыть о войне.

Маленькие музеи ВОВ тогда были практически в каждой школе. Военно-патриотическая игра «Зарница» тоже позволяла прочувствовать то, что ощущали наши деды-прадеды. Мы и окопы рыли - и знали, как это тяжело, и «раненых бойцов» с поля боя вытаскивали… А потом друг с другом делились впечатлениями еще долгое время.

Были конкурсы патриотических песен и стихов, спектаклей или отрывков из них.

Были встречи с ветеранами. Сейчас это могли бы быть встречи с их родственниками, воинами-«афганцами», военными…

Посещение памятных мест было обязательным. В СССР не было практически ни одного школьника, не побывавшего в Ленинграде, Хатыни, Саласпилсе. Человек, посетивший хоть раз Хатынь, не сможет осквернить Вечный огонь…

Были лектории и просмотры фильмов о войне. Как художественных, так и документальных.

Система всех этих мероприятий давала мощнейшую прививку патриотизма. Кроме этого, она сближала, объединяла между собой детей. Мы были едины, мы были коллективом, каждый из нас знал, что он - частичка великой и могущественной страны, внук Героев. Да, мы все были «хомо советикус» - и я горжусь этим! Потому что в первую очередь нас учили быть благодарными, нас учили помнить и ценить подвиги людей, отдавших за нас свои жизни! Нас учили быть людьми. Учили беречь мир!

В нашей СШ №28 преподавала родная сестра Марата Казея - Ариадна Ивановна Казей. Будучи 16-летней девушкой, вместе со всем партизанским отрядом она попала в окружение. Зимой, в мороз, несколько часов была вынуждена прятаться в болоте, чтобы не попасть в лапы фашистов. Ноги были обморожены, началась гангрена. И ноги пришлось ампутировать. Разве есть слова, которыми можно описать те чувства, те переживания, которые испытала эта хрупкая, но такая мужественная девочка?!

Но на этом ее подвиг не закончился. Он продолжался всю жизнь. Но это уже был не военный подвиг, а подвиг Человека, подвиг Женщины, подвиг Учителя. Спустя какое-то время гордая, непокоренная, не сдавшаяся отчаянию Ариадна встала на ноги - правда, искусственные: ей сделали протезы. Она окончила в Москве педагогический институт и вернулась в Беларусь, в Минск. Вышла замуж, родила двоих деток и работала учителем белорусского языка и литературы. На ее уроках всегда была тишина. Не только потому, что она так увлекательно их проводила, что не влюбиться в белорусскую мову было просто невозможно. Перед нами, учениками, была не просто женщина, не просто учитель, перед нами было живое олицетворение подвига всего белорусского народа. 

Пишу я и плачу. Не только от скорби по погибшим в ВОВ героям и простым людям. Плачу от стыда за то, что возле 28-й школы Минска нет памятника Ариадне Ивановне Казей… Они, Герои, даже ушедшие в Вечность, продолжили бы борьбу с беспамятством…

На мой взгляд, на вопрос: «Что такое патриотизм?» есть простой ответ: это Любовь, Благодарность и Память!

Ядвига МОНИЧ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно