100

На громкой ноте. Как решать проблему шума от грохочущих по ночам мотоциклов

"Аргументы и факты" в Беларуси № 27. С Днем Независимости! 02/07/2024
Некоторые байкеры переделывают свои мотоциклы: модернизируют выпускную систему, устанавливают резонаторы, в итоге звук от «железного коня» становится еще громче.
Некоторые байкеры переделывают свои мотоциклы: модернизируют выпускную систему, устанавливают резонаторы, в итоге звук от «железного коня» становится еще громче. АиФ

Из года в год раздаются жалобы горожан на громкий шум, издаваемый некоторыми мотоциклами, особенно по ночам. «Жарко, сплю с открытыми окнами. Только засну – рев мотора на улице. Просыпаюсь, долго не могу заснуть. А у меня давление…»,  делится читатель «АиФ». Типовая ситуация. Но что с ней делать? Как решить конфликт, чтобы соблюсти права всех сторон – и жильцов, и байкеров? Разбираемся в вопросах с экспертами.

Ситуацию по просьбе «АиФ» рассмотрели с разных сторон председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий ВАЖНИК и преподаватель Республиканского института профмастерства и автоинструктор Юрий КРАСНОВ.

Бритвой по нервам

«Не станем стричь всех под одну гребенку, мотоциклисты бывают разные,  отмечает Юрий Важник.  Среди них есть, например, экзальтированные водители солидных чопперов. Как правило, они редко попадают в сводки дорожно-транспортных происшествий (ДТП), так как чаще всего демонстрируют уверенный и спокойный стиль вождения. Они наслаждаются не скоростным экстримом и шумом, а видами вокруг. Подобную водительскую этику неплохо бы перенять некоторым молодым людям, которые стремятся шокировать невольных зрителей лихой ездой на спортивных байках – «бритвах». Чаще всего такие байки громкие, ведь они предназначены для специализированных автодромов и раллийных заездов, а не городских улиц. Для автодромов треск и вой, слышный за многие километры от места массовых заездов, допустимы. Однако бывает так, что эпатажная молодежь старается подражать «бритвам», устанавливая на свои мотоциклы такой же шумный выхлоп, и выезжает с ним на дороги общего пользования. Громкий шум пугает пешеходов, раздражает водителей и вызывает общее негодование».

Главное решение проблемы шума в населённых пунктах эксперт видит в уменьшении числа высокоскоростных «бритв».

КСТАТИ
Умышленное создание шума мотоциклом на дворовой территории может быть отнесено к мелкому хулиганству. По поводу шумных мотоциклов следует обращаться в милицию. При этом постарайтесь при возможности зафиксировать регистрационный знак транспортного средства и сообщить направление его движения.

Громкость бытия

Как и во всем мире, наиболее остро проблему рева мотоциклов ощущают горожане, проживающие в домах вдоль проспектов и широких улиц. Усложняет ситуацию то, что высокоэтажная застройка многократно усиливает даже средний уровень шума. Достается и жителям небольших улиц, ведь, как сообщают наши подписчики, «проревет один такой эпатажный ездок среди ночи – и вот уже не спит весь дом или квартал, а кому-то, например, с утра на работу». Особенно непросто приходится старикам и детям. Кроме того, громкий выхлоп мотоцикла нервирует водителей в плотном дорожном потоке, а также пугает пешеходов.

ФАКТ
По информации Белстата, на конец 2023 года в личной собственности граждан находились 423 799 мотоциклов и мотороллеров.

«Некоторые байкеры считают, что они с помощью шумового эффекта оповещают пешеходов или автомобилистов о своем приближении ради всеобщей безопасности. Но это заблуждение! Шум выхлопной трубы, направленной назад, едущие впереди автомобилисты могут и не слышать. Услышать можно только тот мотоцикл, который едет впереди и в любом случае находится в поле зрения водителя,  рассказывает Юрий Краснов.  Особенно неприятно, когда резкий выхлоп мотоцикла возникает рядом, а потом еще долго сопровождает тебя громким гулом. Это отвлекает, пугает, да и просто раздражает. Поэтому соблюдайте безопасность: придерживайтесь правил дорожного движения, поезжайте в полной экипировке, трезво оценивайте дорожную обстановку и просто уважайте других».

Трудность проблемы

По словам Юрия Краснова, в правилах дорожного движения есть ограничения по переоборудованию мотоциклов (зачастую именно это и является причиной шума), скоростному режиму и допуску транспортного средства к эксплуатации (ответственность несет не только водитель, но и владелец мотоцикла), а в санитарно-эпидемиологических нормах прописаны четкие ограничения по уровню шума – не более 96 децибел, почти такой же шум стоит в вагоне метро. Также для лучшего понимания приведем интенсивность шума других механизмов. Например, перфоратор с функцией отбойного молотка создает шум с интенсивностью более 100 децибел (крайне шумно), вертолет – 110 децибел (также крайне шумно), а сам отбойный молоток на расстоянии 1 м – 120 децибел (почти невыносимо).

Также сотрудники ГАИ организуют патрулирование, штрафуют, проводят совместные рейды с представителями УП «Белтехосмотр» по замеру шума выхлопной системы. Кстати, есть и успешные прецеденты: на некоторых улицах устанавливают дорожные знаки, запрещающие движение мотоциклов с 21.00 до 06.00.

Однако в решении проблемы с шумом от некоторых мотоциклов немало трудностей, отмечает собеседник «АиФ». Ведь нарушение надо доказать, зафиксировав его, а для этого требуется много сил и ресурсов. То есть гипотетически сотрудник УП «Белтехосмотр» с необходимым оборудованием, замеряющим уровень шума выпускной системы мотоцикла, должен оказаться там, где происходит правонарушение. Но гоняют в разных частях города и в основном ночью, поэтому такой вариант вряд ли реализуем. Или, например, поймали правонарушителя, привезли на станцию техобслуживания, поскольку в полевых условиях никак не доказать, что превышен уровень шума и установлен ревущий «прямоток» вместо штатной выхлопной трубы. А если дело происходит ночью? Нужно будет найти стоянку для отстоя мотоцикла, и только с утра инспектор может приступить к разбору ситуации. Но, доказав незаконное переоборудование выхлопной трубы и оштрафовав байкера, мотоцикл не забирают, а всего лишь предписывают вернуть систему к заводским параметрам. В итоге нерадивый мотоциклист может спокойно действовать «в том же духе». Кстати, утверждает Юрий Краснов, от практики преследования нарушителей решено отказаться, ведь в итоге могут пострадать и мотоциклисты, и сотрудники, и случайно оказавшиеся рядом люди. Вдобавок ко всему небольшой штраф никак не пугает мотонарушителей.

Альтернативные меры

«На поимку правонарушителя уходит много времени, а нужны меры простые, быстрые и эффективные. Необходимо добавить жесткости в наказание. Например, сделать так, чтобы затраты за проделанную работу инспектора ГАИ и осмотр транспорта на станции техобслуживания ложились на того человека, который нарушает правила. Вдобавок проводить спецоперации надо внепланово и без огласки в СМИ, чтобы повысить их эффективность,  продолжает Юрий Краснов. – Также следует обязать злостных нарушителей устанавливать GPS-трекер на мотоцикл для контроля параметров выхлопа или превышения скорости в режиме онлайн. Это как при каршеринге (прокат автомобилей): как только превысил скорость, тут же получаешь сообщение с предупреждением «Не делайте так, иначе оштрафуем». А можно и так: за превышение уровня шума при езде конфисковать недешевый байк, чтобы задумались, стоит ли гонять».

По мнению эксперта, конечно, можно весь город «обвесить» камерами с фиксацией не только видео, но и звука. Однако стоит ли нести такие траты из-за немногочисленной части участников дорожного движения?

В свою очередь Юрий Важник дополнил: «В свое время я был скептически настроен по поводу изъятия автомобилей при повторном вождении в пьяном состоянии. Мне казалось, что запрет будет неэффективным, так как человек под воздействием алкоголя не отличается критичностью мышления, а значит, может легко нарушать правила. Однако такая жесткая мера отлично сработала».

Что говорят в ГАИ?

В начале апреля госавтоинспекция предупредила об усилении контроля за мотоциклистами. Кстати, ежегодно именно в начале мотосезона происходит резкое увеличение количества ДТП с участием мотоциклистов: в этот раз было зафиксировано 15 подобных происшествий, в которых 3 человека погибли и 16 получили травмы.

«По всей стране сотрудниками ДПС организованы отработки населённых пунктов и прилегающих к ним автодорог, направленные на предупреждение и пресечение нарушений правил дорожного движения водителями мототранспорта,  отметил ранее зам. начальника ГУ ГАИ МВД Виктор РОТЧЕНКОВ.  Применяется гласный, негласный и смешанный контроль, в том числе с использованием имеющегося в подразделениях ГАИ служебного мототранспорта. Агрессивное вождение и дорожное хулиганство будут жестко пресекаться, вплоть до изъятия техники в соответствии с законодательством! Наиболее распространённые нарушения  это превышение скорости и пренебрежение правилами маневрирования, передвижение без мотошлемов, управление мотоциклом без прав или в состоянии опьянения, перевозка пассажиров сверх нормы, предусмотренной техническими характеристиками, или в нетрезвом виде на заднем сиденье мотоцикла».

Особое внимание уделяется профилактической и разъяснительной работе по повышению дисциплинированности и культуры вождения как с руководителями и участниками официальных мотоклубов и движений, так и с индивидуальными владельцами двухколесной техники, отметили в пресс-службе МВД.

Каков ущерб здоровью?

Многочисленные исследования подтверждают, что транспорт (в целом, а не только мотоциклы) – основной источник шума в городской среде, а также вторая по важности причина плохого самочувствия и болезней жителей Европы после загрязнения воздуха. Так, согласно информации Всемирной организации здравоохранения одной из причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний является постоянное воздействие шума громкостью 50 децибел или выше. Например, подобный шум издает улица с малоинтенсивным движением. Однако для того, чтобы появилась бессонница, достаточно шума в 42 децибела. А ведь ночные гонщики на мотоциклах могут выдавать до 100 децибел и выше в момент разгона. Отмечается, шумовое загрязнение грозит привести не только к сердечно-сосудистым заболеваниям, но и к агрессии, депрессии, потере слуха и когнитивным нарушениям. Особенно оно опасно для детей, поскольку влияет на физическое и умственное развитие и ведет к снижению концентрации внимания. Да и на здоровье самого мотоциклиста негативно влияет повышенный шум во время езды.

СПРАВКА
В настоящее время считается, что для сна и отдыха допустим шум до 30-35 децибел. При работе на предприятии допускается интенсивность шума в пределах 40–70 децибел. Кратковременно шум может повышаться до 80-90 децибел. При интенсивности более 90 децибел шум вреден для здоровья. И тем вреднее, чем продолжительнее его воздействие. Шум 120-130 децибел вызывает боль в ушах. При уровне 180 децибел возможен летальный исход.

Заслуживают внимания результаты масштабного национального исследования, проведенного с использованием данных около двух миллионов жителей Дании старше 60 лет (и как минимум 10 лет проживших поблизости с железной дорогой и автомобильными трассами), которые были опубликованы в 2021 году в научном журнале The BMJ. Оценив состояние здоровья людей, ученые к пришли к выводу: длительное воздействие транспортного шума громкостью более 55 децибел на 27% повышает риск развития болезни Альцгеймера и на 18%  деменции. Причем в проводимом исследовании учитывались только показатели шума ж/д и дорожного транспорта, без учета влияния крупных предприятий, аэропортов и других источников городского шума.

Также ученые утверждают, что шум в ночное время занимает важное место среди факторов, неблагоприятно воздействующих на здоровье, особенно из-за прерывистого сна. А ведь нормальный сон очень важен для восстановления психики и когнитивных функций.

Оставить комментарий (0)