Из года в год раздаются жалобы горожан на громкий шум, издаваемый некоторыми мотоциклами, особенно по ночам. «Жарко, сплю с открытыми окнами. Только засну – рев мотора на улице. Просыпаюсь, долго не могу заснуть. А у меня давление…», – делится читатель «АиФ». Типовая ситуация. Но что с ней делать? Как решить конфликт, чтобы соблюсти права всех сторон – и жильцов, и байкеров? Разбираемся в вопросах с экспертами.
Ситуацию по просьбе «АиФ» рассмотрели с разных сторон председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий ВАЖНИК и преподаватель Республиканского института профмастерства и автоинструктор Юрий КРАСНОВ.
Бритвой по нервам
«Не станем стричь всех под одну гребенку, мотоциклисты бывают разные, – отмечает Юрий Важник. – Среди них есть, например, экзальтированные водители солидных чопперов. Как правило, они редко попадают в сводки дорожно-транспортных происшествий (ДТП), так как чаще всего демонстрируют уверенный и спокойный стиль вождения. Они наслаждаются не скоростным экстримом и шумом, а видами вокруг. Подобную водительскую этику неплохо бы перенять некоторым молодым людям, которые стремятся шокировать невольных зрителей лихой ездой на спортивных байках – «бритвах». Чаще всего такие байки громкие, ведь они предназначены для специализированных автодромов и раллийных заездов, а не городских улиц. Для автодромов треск и вой, слышный за многие километры от места массовых заездов, допустимы. Однако бывает так, что эпатажная молодежь старается подражать «бритвам», устанавливая на свои мотоциклы такой же шумный выхлоп, и выезжает с ним на дороги общего пользования. Громкий шум пугает пешеходов, раздражает водителей и вызывает общее негодование».
Главное решение проблемы шума в населённых пунктах эксперт видит в уменьшении числа высокоскоростных «бритв».
Громкость бытия
Как и во всем мире, наиболее остро проблему рева мотоциклов ощущают горожане, проживающие в домах вдоль проспектов и широких улиц. Усложняет ситуацию то, что высокоэтажная застройка многократно усиливает даже средний уровень шума. Достается и жителям небольших улиц, ведь, как сообщают наши подписчики, «проревет один такой эпатажный ездок среди ночи – и вот уже не спит весь дом или квартал, а кому-то, например, с утра на работу». Особенно непросто приходится старикам и детям. Кроме того, громкий выхлоп мотоцикла нервирует водителей в плотном дорожном потоке, а также пугает пешеходов.
«Некоторые байкеры считают, что они с помощью шумового эффекта оповещают пешеходов или автомобилистов о своем приближении ради всеобщей безопасности. Но это заблуждение! Шум выхлопной трубы, направленной назад, едущие впереди автомобилисты могут и не слышать. Услышать можно только тот мотоцикл, который едет впереди и в любом случае находится в поле зрения водителя, – рассказывает Юрий Краснов. – Особенно неприятно, когда резкий выхлоп мотоцикла возникает рядом, а потом еще долго сопровождает тебя громким гулом. Это отвлекает, пугает, да и просто раздражает. Поэтому соблюдайте безопасность: придерживайтесь правил дорожного движения, поезжайте в полной экипировке, трезво оценивайте дорожную обстановку и просто уважайте других».
Трудность проблемы
По словам Юрия Краснова, в правилах дорожного движения есть ограничения по переоборудованию мотоциклов (зачастую именно это и является причиной шума), скоростному режиму и допуску транспортного средства к эксплуатации (ответственность несет не только водитель, но и владелец мотоцикла), а в санитарно-эпидемиологических нормах прописаны четкие ограничения по уровню шума – не более 96 децибел, почти такой же шум стоит в вагоне метро. Также для лучшего понимания приведем интенсивность шума других механизмов. Например, перфоратор с функцией отбойного молотка создает шум с интенсивностью более 100 децибел (крайне шумно), вертолет – 110 децибел (также крайне шумно), а сам отбойный молоток на расстоянии 1 м – 120 децибел (почти невыносимо).
Также сотрудники ГАИ организуют патрулирование, штрафуют, проводят совместные рейды с представителями УП «Белтехосмотр» по замеру шума выхлопной системы. Кстати, есть и успешные прецеденты: на некоторых улицах устанавливают дорожные знаки, запрещающие движение мотоциклов с 21.00 до 06.00.
Однако в решении проблемы с шумом от некоторых мотоциклов немало трудностей, отмечает собеседник «АиФ». Ведь нарушение надо доказать, зафиксировав его, а для этого требуется много сил и ресурсов. То есть гипотетически сотрудник УП «Белтехосмотр» с необходимым оборудованием, замеряющим уровень шума выпускной системы мотоцикла, должен оказаться там, где происходит правонарушение. Но гоняют в разных частях города и в основном ночью, поэтому такой вариант вряд ли реализуем. Или, например, поймали правонарушителя, привезли на станцию техобслуживания, поскольку в полевых условиях никак не доказать, что превышен уровень шума и установлен ревущий «прямоток» вместо штатной выхлопной трубы. А если дело происходит ночью? Нужно будет найти стоянку для отстоя мотоцикла, и только с утра инспектор может приступить к разбору ситуации. Но, доказав незаконное переоборудование выхлопной трубы и оштрафовав байкера, мотоцикл не забирают, а всего лишь предписывают вернуть систему к заводским параметрам. В итоге нерадивый мотоциклист может спокойно действовать «в том же духе». Кстати, утверждает Юрий Краснов, от практики преследования нарушителей решено отказаться, ведь в итоге могут пострадать и мотоциклисты, и сотрудники, и случайно оказавшиеся рядом люди. Вдобавок ко всему небольшой штраф никак не пугает мотонарушителей.
Альтернативные меры
«На поимку правонарушителя уходит много времени, а нужны меры простые, быстрые и эффективные. Необходимо добавить жесткости в наказание. Например, сделать так, чтобы затраты за проделанную работу инспектора ГАИ и осмотр транспорта на станции техобслуживания ложились на того человека, который нарушает правила. Вдобавок проводить спецоперации надо внепланово и без огласки в СМИ, чтобы повысить их эффективность, – продолжает Юрий Краснов. – Также следует обязать злостных нарушителей устанавливать GPS-трекер на мотоцикл для контроля параметров выхлопа или превышения скорости в режиме онлайн. Это как при каршеринге (прокат автомобилей): как только превысил скорость, тут же получаешь сообщение с предупреждением «Не делайте так, иначе оштрафуем». А можно и так: за превышение уровня шума при езде конфисковать недешевый байк, чтобы задумались, стоит ли гонять».
По мнению эксперта, конечно, можно весь город «обвесить» камерами с фиксацией не только видео, но и звука. Однако стоит ли нести такие траты из-за немногочисленной части участников дорожного движения?
В свою очередь Юрий Важник дополнил: «В свое время я был скептически настроен по поводу изъятия автомобилей при повторном вождении в пьяном состоянии. Мне казалось, что запрет будет неэффективным, так как человек под воздействием алкоголя не отличается критичностью мышления, а значит, может легко нарушать правила. Однако такая жесткая мера отлично сработала».
Что говорят в ГАИ?
В начале апреля госавтоинспекция предупредила об усилении контроля за мотоциклистами. Кстати, ежегодно именно в начале мотосезона происходит резкое увеличение количества ДТП с участием мотоциклистов: в этот раз было зафиксировано 15 подобных происшествий, в которых 3 человека погибли и 16 получили травмы.
«По всей стране сотрудниками ДПС организованы отработки населённых пунктов и прилегающих к ним автодорог, направленные на предупреждение и пресечение нарушений правил дорожного движения водителями мототранспорта, – отметил ранее зам. начальника ГУ ГАИ МВД Виктор РОТЧЕНКОВ. – Применяется гласный, негласный и смешанный контроль, в том числе с использованием имеющегося в подразделениях ГАИ служебного мототранспорта. Агрессивное вождение и дорожное хулиганство будут жестко пресекаться, вплоть до изъятия техники в соответствии с законодательством! Наиболее распространённые нарушения – это превышение скорости и пренебрежение правилами маневрирования, передвижение без мотошлемов, управление мотоциклом без прав или в состоянии опьянения, перевозка пассажиров сверх нормы, предусмотренной техническими характеристиками, или в нетрезвом виде на заднем сиденье мотоцикла».
Особое внимание уделяется профилактической и разъяснительной работе по повышению дисциплинированности и культуры вождения как с руководителями и участниками официальных мотоклубов и движений, так и с индивидуальными владельцами двухколесной техники, отметили в пресс-службе МВД.
Каков ущерб здоровью?
Многочисленные исследования подтверждают, что транспорт (в целом, а не только мотоциклы) – основной источник шума в городской среде, а также вторая по важности причина плохого самочувствия и болезней жителей Европы после загрязнения воздуха. Так, согласно информации Всемирной организации здравоохранения одной из причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний является постоянное воздействие шума громкостью 50 децибел или выше. Например, подобный шум издает улица с малоинтенсивным движением. Однако для того, чтобы появилась бессонница, достаточно шума в 42 децибела. А ведь ночные гонщики на мотоциклах могут выдавать до 100 децибел и выше в момент разгона. Отмечается, шумовое загрязнение грозит привести не только к сердечно-сосудистым заболеваниям, но и к агрессии, депрессии, потере слуха и когнитивным нарушениям. Особенно оно опасно для детей, поскольку влияет на физическое и умственное развитие и ведет к снижению концентрации внимания. Да и на здоровье самого мотоциклиста негативно влияет повышенный шум во время езды.
Заслуживают внимания результаты масштабного национального исследования, проведенного с использованием данных около двух миллионов жителей Дании старше 60 лет (и как минимум 10 лет проживших поблизости с железной дорогой и автомобильными трассами), которые были опубликованы в 2021 году в научном журнале The BMJ. Оценив состояние здоровья людей, ученые к пришли к выводу: длительное воздействие транспортного шума громкостью более 55 децибел на 27% повышает риск развития болезни Альцгеймера и на 18% – деменции. Причем в проводимом исследовании учитывались только показатели шума ж/д и дорожного транспорта, без учета влияния крупных предприятий, аэропортов и других источников городского шума.
Также ученые утверждают, что шум в ночное время занимает важное место среди факторов, неблагоприятно воздействующих на здоровье, особенно из-за прерывистого сна. А ведь нормальный сон очень важен для восстановления психики и когнитивных функций.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть