Недавно в суд г. Омска было направлено дело двоих заключённых. Прямо из камеры они звонили людям и «разводили» их на перевод денег на указанные счета. А несколько недель назад зэк из Ставропольского края выманил по мобильному телефону у директора банка 16,5 млн руб.!
Кому выгодно?
Цели злоумышленников можно разделить на два вида: пополнение баланса их телефонов и получение наличных. Во втором случае на подельника оформляется «чистый» контракт, а когда на этом счету собирается значительная сумма, соучастник приходит в офис оператора и просит расторгнуть договор и выдать деньги. Сотовые компании сообщают о подозрительных случаях в правоохранительные органы, но предъявить обвинение человеку лишь за то, что он хочет получить перечисленные на его номер средства, по закону нельзя.
Сим-карты, с которых производят звонки и приходят СМС, никогда не бывают зарегистрированы на данные мошенников. На радиорынках подключиться к любому оператору можно, даже не имея паспорта. Продавцам важно сбыть как можно больше контрактов. Согласно действующему законодательству никакой ответственности за это никто не несёт.
Более того, сейчас работа по пресечению криминальной деятельности у сотовиков отлажена до автоматизма. Достаточно двух жалоб клиентов, чтобы заблокировать подозрительного абонента. В среднем каждый день в «чёрный список» попадает 200-300 номеров. «Живёт» криминальный номер 1-2 суток. На сайте https:// prankmobile. ru/ собираются координаты мобильных мошенников.
Как обманывают?
В начале века аферисты рассказывали случайным собеседникам о якобы выигранных автомобилях. Для получения приза необходимо было продиктовать коды карт экспресс-оплаты сотовых операторов. Следующим вариантом стали звонки от «родственников», попавших в ДТП или некую криминальную историю. Плохо различимый голос называл абонента мамой и передавал трубку «милиционеру», который требовал денег, чтобы замять неприятную историю. Недавно в тюрьме города Коломны милиционеры выявили уникального персонажа, «разводившего» на серьёзные суммы совершенно незнакомых людей. С первой фразы преступник давал собеседнику возможность самому высказать свои предположения: «Не узнал? Вот так мы и теряем близких!» Дальше злоумышленник провоцировал собеседника на рассказ о жизни и просил одолжить денег. Сегодня самым распространённым видом мобильного мошенничества является веерная рассылка СМС-сообщений с просьбой положить деньги на некий неизвестный номер. Предлоги могут быть разными, но чаще всего в них фигурирует обращение сына (дочери) к матери. Все объяснения ребёнок обещает дать позже.
На удочку мошенников попадались и весьма опытные люди. Однажды на подобный звонок «повёлся» высокопоставленный чиновник, согласившийся бросить в почтовый ящик ловкачей 10 тыс. долл. При этом он считал, что попал в центр сложнейшей многоходовой комбинации. А начальник ЧОПа, поверив в историю про выигранную машину, перечислил «налог» 28 700 руб. Жертвы обмана уверены, что за ними следили и даже специально «глушили» мобильный человека, от имени которого поступил звонок. На самом деле преступники не знали ничего. Всё, что у них есть, - мозги, хорошо подвешенный язык, криминальный опыт и очень много свободного времени.
Что делать?
За последние 5 лет сотрудникам Управления «К» МВД РФ удалось выявить и отправить за решётку более 15 ОПГ, промышлявших мошенничествами с мобильной связью. Расследования показывают, что в 90 % случаев подобными преступлениями занимаются заключённые. Недавно оперативники выявили в колонии под Санкт-Петербургом организатора банды, пытавшейся «разводить» жителей Москвы. Эта группа за 2 недели заработала около 100 тыс. руб. Хотя по закону заключённым запрещено иметь мобильные телефоны, администрация многих исправительных учреждений не может эффективно бороться с тем, что трубки у зэков появляются с завидной периодичностью. Их за мзду приносят и работники колоний, и умудряются прятать в передачах и оставляют приезжающие на свидания родственники и близкие. Обыски приводят к тому, что сим-карты из камер и бараков выносят вёдрами, а трубки коробками.
Милиционеры «на земле» честно говорят, что для них эти виды преступлений являются глухарями. В львиной доле случаев потерпевший лишается менее чем 1 тыс. руб., что является малозначительной суммой, недостаточной для начала расследования. Пострадавшим необходимо настаивать на привлечении к расследованию работающих во всех субъектах специалистов по линии Управления «К», у которых есть наработанный опыт. Также можно требовать от оператора возврата потерянных денег. В случае наличия доказательств аферы такой вариант возможен.
«На мой взгляд, проблема - в нежелании милиции возиться с такими малозначимыми, по их мнению, делами, - заявила «АиФ» Елена ЛУКЬЯНОВА, член Общественной палаты РФ. - Налицо массовый характер таких преступлений и огромное число потерпевших. Кроме этого необходимо призвать к общественной и моральной ответственности сотовых операторов». С учётом развития современных технологий поставить заслон на пути таких мошенничеств - дело желания и сравнительно невысоких затрат. Но, если этого не происходит, значит, ситуация кому-то выгодна?
Беларусь. Cотовая вязь
По данным МВД Беларуси, за последние 3 года преступность в сфере новейших коммуникационных технологий в Беларуси возросла в 2,16 раза. Зачастую жертвами мобильных аферистов становятся не только абоненты, но и операторы сотовой связи. Одним из массовых и наиболее действенных способов является мобильный инфоконтент. Схема мошенничества довольно проста. На человека, чьи документы используются для оформления банковских счетов, регистрируется фирма-однодневка. Затем с контент-агрегатором, компанией, которая занимается установлением различных договоренностей с провайдерами и операторами мобильной связи для организации процесса доставки контента, заключается договор об аренде короткого смс-номера, с которого осуществляется рассылка рекламных сообщений. Сотовый оператор получает деньги за предоставление рекламной площади, другими словами, канала связи, по которому проходит рекламная информация, и ответственности за достоверность не несет. Как же работает эта схема? Злоумышленники предлагают «скачать» на телефон игру, мелодию, картинку или получить подписку на что-либо по низким ценам. Заинтересовавшись выгодным предложением, абонент высылает запрос на предоставление услуги, но ответа не получает. Он пробует снова и снова - безрезультатно. Тем временем с его счета списывается кругленькая сумма за отправленные сообщения. Доход таких нелегальных фирм может составлять до 200 у.е. в день.
- К нам часто поступают жалобы абонентов, которые стали жертвами мобильных махинаций, - говорит Анна Шершунович, специалист по работе с клиентами белорусской сотовой компании. - Злоумышленники пользуются доверчивостью и неосведомленностью наших сограждан. Мы уже предприняли ряд организационных и технических мер по борьбе с преступностью посредством мобильной связи. Во-первых, оптимизировали взаимодействие с участниками рынка контентных услуг и ужесточили ответственность за нарушение обслуживания абонентов. Во-вторых, мы сотрудничаем с правоохранительными органами в рамках предотвращения мошенничества. Наконец, предупреждаем абонентов и просим быть бдительными. Перед тем, как отправлять запрос на ту или иную услугу, свяжитесь с информационной службой оператора, дабы ознакомиться с правилами и условиями оказания услуг.
Некоторые граждане уже столкнулись с новым видом мошенничества: на мобильный телефон приходит уведомление о том, что на счет зачислена некая сумма, после чего раздается звонок. Человек сообщает, что ошибочно зачислил деньги, и просит пополнить баланс в ответ. Не спешите выполнять просьбу. Посоветуйте незнакомцу обратиться с данной проблемой к оператору связи. Ведь при наличии чека об оплате мобильной связи он сможет перевести данную сумму на нужный лицевой счет. В противном случае вы можете просто потерять свои деньги. Будьте бдительны!
P.S. Информация о новых видах мошенничества в сфере коммуникационных технологий постоянно обновляется на сайте МВД РБ в разделе «Управление К».
Ксения Счасная
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть